3D 4K-видеопроектор Sony VPL-VW1100ES

05.07.2014 Возврат к списку Просмотрено: 667 раз
    Чтобы дома можно было смотреть фильмы так же, как в настоящем кинотеатре, проектор должен не только по разрешению соответствовать коммерческим аппаратам. Прежде всего он обязан удовлетворять всем стандартам, использующимся в кинематографе. Раньше об этом свидетельствовал сертификат THX. Сегодня же главный законодатель мод в цифровом кино — DCI. А единственный проектор домашнего назначения, соответствующий требованиям DCI, — Sony VPL-VW1100ES.
    Кинопроизводство меняется стремительными темпами. Спецэффекты и цифровая обработка изображения активно используются уже и в малобюджетных артхаусных лентах, а блокбастеры, кажется, только из этого и состоят. Цифровые камеры с разрешением 4K применяются даже для съемок телесериалов, а на площадках крупных проектов они стали стандартным оборудованием. 
    Однако кинопрокат куда менее поворотлив. Во многих мультиплексах до сих пор работают пленочные проекторы, а в тех кинотеатрах, где уже стоят цифровые аппараты, качество картинки часто оставляет желать лучшего. Короче говоря, ситуация точно такая же, как тогда, когда шло внедрение многоканального звука. В то время исправлением ошибок занялась компания Lucas Films, утвердившая стандарт THX. Сегодня аналогичную миссию выполняет DCI (Digital Cinema Initiatives) — консорциум, образованный по инициативе ведущих голливудских студий Sony Pictures, Disney, MGM, Paramount, 20th Century Fox и Warner Bros. для регламентации производства и проката цифровых копий кинолент. Под его эгидой разработан стандарт видео- и аудиофайлов, которые поступают в кинотеатры, и установлены требования к оборудованию для воспроизведения этих файлов.
    Понятно, что при полностью цифровом производстве фильмов итоговая картинка получается намного лучше, а потому и стандарты для ее калибровки применяются другие. До появления цифрового кинопроката видеоустройства калибровались под стандарт BT709, созданный для телевидения высокой четкости и сформулированный еще в конце 80-х годов прошлого века. Лет десять назад он был эталонным, но сейчас, когда возможности видеотехники явно выросли, морально устарел. Для цифрового кино применяется новый стандарт, который так и называется: «цветовое пространство DCI». Оно гораздо шире и позволяет показать на экране значительно больше цветовых оттенков без потери натуральности. Sony VPL-VW1100ES — пока единственный проектор для дома, идеально отображающий цветовое пространство DCI.

5a134ae835f5a6239802dd2bf21fe808 copy.jpg

Родом из цифрового кино
    Впрочем, соответствие стандартам DCI — это нечто вроде вишенки на торте. Суть же в том, что Sony VPL-VW1100ES полностью сделан с оглядкой на цифровой кинематограф, начиная с разрешения матриц и заканчивая характеристиками проекционной лампы. Иначе и быть не могло, ведь Sony сама снимает кино, владеет правами на фильмы, а также производит оборудование для съемки, постпродакшена и цифрового кинопроката. И на сегодняшний день только она одна выпускает настоящие 4K-проекторы для домашнего кинотеатра.
    В отличие от других компаний, представивших модели с разрешением, в 4 раза превышающим Full HD, у Sony реальное разрешение ее проекторов, в том числе и VPL-VW1100ES, полностью соответствует кинематографическому стандарту 4K, то есть 4096 х 2160 пикселей, причем оно не просто отображается неким образом, а действительно формируется самими матрицами. Эти же последние традиционно построены по технологии SXRD, то есть обладают повышенным на фоне аналогов быстродействием, что очень важно для качественной передачи движения на экране. Однако больше ничего общего с чипами, используемыми в Full HD-проекторах Sony, у новых матриц нет. Прежде всего, они крупнее, чтобы обеспечить высокую четкость итогового изображения без утолщения межпиксельной сетки. А главное, совершенно иначе работают. Для более четкого срабатывания и увеличения отношения сигнал/шум положением кристаллов в них управляет цифровой драйвер, в то время как в чипах Full HD до сих пор применяются аналоговые устройства с построчным формированием картинки.
    Соответственно, оптические элементы тоже существенно отличаются от тех, какими оборудуются аппараты Full HD. Объектив, дихроичные зеркала и призмы, фильтры, поляризаторы — все они больше по размеру, а многие и заметно дороже. Количество самих элементов в оптической системе тоже возросло — в объектив добавлена группа линз для выравнивания плоскости фокуса, чтобы детальность по полю экрана была максимально равномерной. При этом в Sony VPL-VW1100ES, в отличие от 500-й модели, все линзы стеклянные, а выходная группа имеет просветление, что отчасти сказалось не только на качестве картинки, но и на ее яркости — световой поток здесь больше на 300 лм.
    Удивительно, но, несмотря на внушительные размеры линз, объектив обладает рекордными диапазонами регулировок; к примеру, у этого проектора самый большой зум — 2,15! Смещать изображение можно тоже в достаточно широких пределах: на ±80% его высоты по вертикали и на ±31% ширины по горизонтали. То есть аппарат способен вписаться даже в очень тесную комнату, а в огромном зале его совсем не обязательно устанавливать напротив центра экрана. Разумеется, все перечисленные регулировки снабжены сервоприводами.
    Впрочем, модель в большей степени рассчитана на просторные помещения. Световой поток у нее равен солидным 2000 лм, получаемым в обычном режиме работы проекционной лампы мощностью 330 Вт, позволяющей осветить и 200-дюймовый экран с расстояния 8—10 м, что не под силу абсолютному большинству других проекторов домашнего назначения. Столь внушительные размеры экрана и самого зала характерны для инсталляций высшего уровня, для которых Sony VPL-VW1100ES и создавался. Отчасти поэтому аппарат и сам отнюдь не маленький — длина его корпуса достигает 64 см, а ширина превышает полметра. Вся верхняя часть сделана серой и шершавой, как мелкая наждачная бумага, — такое покрытие лучше отводит тепло и идеально подходит для грунтовки и последующей покраски. Ведь в роскошных частных кинозалах всю технику обычно скрывают или оформляют под дизайн помещения.

К форматам будущего готов!
ts_500vw10.jpg   Корпус, светосильный объектив и калибровка DCI — основные отличия VPL-VW1100ES от 500-й модели Sony, которая и стоит значительно дешевле. Но в чем же разница между данным проектором и легендарным VPL-VW1000ES, представленным полтора года назад? В поддержке всех существующих сегодня форматов 4K-видео! Когда «тысячный» появился в продаже, иного видео сверхвысокой четкости, кроме демороликов с YouTube, на тот момент, по сути, не было, то есть по частоте оно не превышало 30 кадр/с. И хотя студии уже тогда снимали материал с частотой 50 и 60 кадр/с, в свет они его не выпускали — из-за банального отсутствия стандартов передачи такого контента. Сегодня же эти принципы четко определены, имеются даже форматы UHD-видео с увеличенной до 4:2:2 цветовой четкостью. А значит, и видеоустройства должны их поддерживать. Sony VPL-VW1100ES через входы HDMI, которые уже сегодня фактически соответствуют стандарту HDMI 2.0, принимает и отображает 4K-видео всех утвержденных форматов. Другими словами, он полностью готов для работы с плеерами будущего.

Невозможное возможно!
    А что же делать с нынешними источниками контента? С файлами и дисками, где видео в абсолютном большинстве имеет разрешение Full HD? Конечно же, смотреть! Sony VPL-VW1100ES воспроизводит их не просто хорошо, а лучше, чем любой Full HD-проектор. И все из-за невероятно мощного процессора обработки изображения. В нем используются уже известные системы улучшения картинки, такие как Motionflow, создающая дополнительные кадры для улучшения движения, динамическая корректировка цветовых переходов, динамическая регулировка гаммы и контраста, интеллектуальное разделение изображения на зоны для корректировки с разными значениями коэффициентов, прочие алгоритмы. Однако все вычисления ведутся с большей точностью и разрешением, поэтому и результат выглядит, мягко говоря, совсем иначе. При просмотре невольно ловишь себя на мысли, что даже детальность определенно улучшается! 
    Благодаря наличию столь замечательного процессора ожидаемо прекрасно воспроизводится и объемное видео, которое тоже воспринимается как гораздо более детальное, чем на других аппаратах, — у большинства из них в таком режиме и четкость исходного изображения Full HD нередко не видна из-за упрощения обработки.
    Но наибольший восторг, конечно, вызывает реальный 4K-материал с разрешением в 2160 строк. Все ролики мы смотрели от первой и до последней секунды, буквально затаив дыхание и разглядывая каждую деталь в кадре. Такой прозрачности, которой добивались операторы, не всегда и в жизни встретишь — огромные панорамы гор и городов можно рассматривать без бинокля, просто подойдя ближе к экрану и прямо-таки окунувшись в изображение. 
    И что важно, в любом из этих случаев цветопередача остается безупречной. Насыщенность красок потрясающая, но пережженности или кислотности не наблюдается — все выглядит натурально. Секрет кроется в особой настройке проектора. Раньше производителям видеотехники просто не на что было опираться ввиду отсутствия необходимых стандартов, и закономерное желание сделать оттенки более насыщенными приводило к перекосу цветопередачи. А Sony VPL-VW1100ES настроен по стандарту DCI, что решило фактически все проблемы. Пользователю остается лишь выбрать соответствующий пункт в меню. 


Результаты измерений
189314f5ad86185a1788139adb0ade0e copy.jpg
6c4c62767966df68eec4737fc79c15a9 copy.jpg
964382cd6f85a1c7be9c4c8c05037f46 copy.jpg

Графики амплитудно-частотной характеристики проигрывателя Rega Saturn-R для левого и правого канала сливаются в единое целое, разбаланс не превышает 0,02 дБ (рис. 1). Спад на краях звукового диапазона — не более 0,08 дБ. Выходное сопротивление стабильно во всей полосе воспроизводимых частот и составляет 650 Ом. Продукты нелинейных (рис. 2) и интермодуляционных (рис. 3) искажений отчетливо видны на приведенных графиках, но их амплитуды малы, и расчетные значения КНИ и КИИ оказались равными соответственно 0,003% и 0,005%. Взаимопроникновение сигнала между каналами составляет –87 дБ на частоте 10 кГц, а отношение сигнал/шум — не менее 108 дБА. Максимальная величина выходного сигнала немного выше стандартной — 2,14 В RMS.

Паспортные данные
Откалиброван Sony VPL-VW1000ES безупречно — никаких особых настроек проводить не потребовалось. Не было нужды менять даже цветовую температуру и уровень сигнала на входах HDMI. В нормальном режиме работы лампы и при полностью открытой диафрагме уровень черного при любых других настройках не превышал погрешности измерения, то есть 0,001 кд/м2. Яркость белого поля при разных настройках варьирует значительно: от 186 до 435 кд/м2. Таким образом, натуральная контрастность составляет не ниже 200 000:1. При этом тона всегда отображаются корректно (рис. 2). Цветовой охват (рис. 1) также зависит от выбранного в меню режима. Максимальной широты он достигает в режиме «Цифровой кинофильм», то есть DCI. Баланс цветов (рис. 3) безупречен в любом случае.

Вывод
    Никаких эпитетов не хватит, чтобы описать картинку, формируемую Sony VPL-VW1100ES. Это определенно новый качественный уровень для видеотехники вообще. Перед нами не просто проектор, а воплощенный в металле, стекле и пластике идеал видеофила.

Источник: журнал АудиоМагазин