Тестирование комплекта от Leema

29.09.2014 Возврат к списку Просмотрено: 1758 раз
CD-проигрыватель Leema Antila IIS eco
Предварительный усилитель Leema Pyxis
Оконечные усилители Leema Hydra II

    Ли Тейлор и Мэллори Николс — прямо скажем, не новички в звукозаписывающей индустрии. У обоих за плечами «школа жизни» в лице медиаконгломерата BBC, вдобавок у Тейлора — более чем 40-летний опыт работы с музыкой для театра, кино и телевидения, а Николс занимался разработкой и производством многоканальных мониторных систем Magtrax. Кроме этого, оба играют на клавишных, ударных и гитарах. Другими словами, записали они в свое время буквально все, что могли и хотели, а 15 лет назад посчитали, что пришла пора поближе познакомиться и со звуковоспроизведением. Так появилась на свет уэльская компания Leema, чье название, как несложно догадаться, образовано объединением имен ее основателей.
    Первые четыре года ушли на разработку минимониторов Xen. Мне порой кажется, что минимониторы — это такой традиционный английский аудиоспорт, наподобие крикета: достаточно вспомнить LS3/5A, AE1, Tablette и многие другие. С другой стороны — а что вы хотели от «птенцов» BBC? Колонками, впрочем, дело не ограничилось. Спустя еще четыре года, в начале 2006, был представлен интегральный усилитель Tucana (тукан), а следом за ним — CD-проигрыватель Antila (насос). Поскольку серия носила название Constellation, то и у всех последующих компонентов были имена созвездий и звезд.
    Большинство аппаратов компании «принудительно» оснащаются коммутационно-управляющей системой LIPS (Leema Intelligent Protocol System) собственной разработки. В зависимости от выбранного источника, входа или режима функционирования она автоматически перенастраивает систему, самостоятельно подключая и конфигурируя необходимые компоненты. Система LIPS2 позволяет «перенести» регулировку уровня сигнала из предварительного усилителя в оконечный: таким образом, по межблочным кабелям будет передаваться полноценный, а не ослабленный сигнал. Естественно, что предусмотрена также интеграция в систему Crestron.

Конструкция
    Для тестирования мы собрали практически флагманский комплект в «лице» CD-проигрывателя Antila IIS eco, предварительного усилителя Pyxis (компас) и пары оконечных Hydra II (гидра). Начнем с источника.
    По всей видимости, это уже, как минимум, четвертая по счету его реинкарнация, а к первоначальному имени последовательно добавлялись приставки II, S и eco. Очевидно, что модификации подвергались привод, ЦАП и блок питания. Так, в качестве транспорта сейчас используется хорошо известная австрийская модель StreamUnlimited JPL-2580 с управляющей электроникой BlueTiger CD-80. Цифро-аналоговое преобразование ранее осуществлялось десятком чипов CS43хх от Cirrus Logic, а сейчас технология конвертирования носит название Quattro Infinity, исходя из чего можно сделать вывод, что чипов стало четыре. Однако это всего лишь догадки, потому что — вероятно, с целью экранирования — они закрыты поканальными металлическими коробами. Для обслуживания коаксиального и оптического цифровых выходов используется приемопередатчик Wolfson WM8804. Кстати, в очередной раз хочу посетовать на отсутствие цифровых входов, которые, на мой взгляд, в данной ситуации (звук от видеопроигрывателя, спутникового ресивера, игровой приставки и т. д.) были бы гораздо более востребованы. Впрочем, как выяснилось позже, эти источники можно подключить и к предварительному усилителю.

l_LEEM_1 copy.jpg

    В блоке питания используются тороидальный трансформатор, выпрямители на дискретных элементах, банк конденсаторов суммарной емкостью, превышающей 10 тысяч мкФ, и стабилизаторы на боковых радиаторах корпуса. Если я правильно понимаю, приставка Eco появилась как раз после внесения изменений в алгоритм работы БП.
    В полностью балансном предварительном усилителе имеется исчерпывающий набор как аналоговых, так и цифровых входов/выходов, включая даже новомодный USB, который обслуживается кодером PCM2906 от Burr-Brown. Регулировка громкости возложена на резистивную матрицу PGA2310 от этого же производителя, а аналоговый отключаемый темброблок с центральными частотами 50 Гц/15 кГц и глубиной коррекции ±6 дБ выполнен по знаменитой схеме Питера Бэксандалла.
    В блоке питания оконечного усилителя установлены два тороидальных трансформатора номиналом по 300 ВА и банк конденсаторов суммарной емкостью 80 тысяч мкФ, а в выходных каскадах задействованы полдюжины комплементарных пар биполярных транзисторов On — NJL4281D/NJL4302D (15 А/350 В/­230 Вт). С функциональной точки зрения он гораздо ближе к интегральной модели: так, например, его можно подключить непосредственно к проигрывателю Antila, который будет управлять уровнем сигнала, вдобавок — с его индикацией на собственном дисплее. Кроме этого, есть возможность организовать bi-amping либо перевести аппарат в мостовой режим.

l_LEEM_3 copy.jpg

    Мне осталось добавить, что производится вся эта техника на фабрике компании в Уэлшпуле, а в серию, помимо протестированных моделей, входят фонокорректор Agena (колено), интегральный моноблок для центральных каналов и сабвуферов Corvus (ворон), ЦАП Libra (весы), интегральный усилитель Tucana и флагманские моноблоки Altair.

Прослушивание

...От Севильи до Гранады
В тихом сумраке ночейv Раздаются серенады,
Раздается звон мечей...

    Что общего между дождливыми землями потомков кельтов и утопающими в пыли дорогами южной Испании? Всё и ничего. Всё — это музыка, толкающая на созидание и разрушение. Всё — это страсть к женщине, без которой музыка являет собой всего лишь набор нот. Всё — это желание доказать всему миру силу своих чувств. Когда-то для этого требовалась толедская сталь — ныне в ходу английский припой. 

l_LEEM_6 copy.jpg

    И крови меньше, и слышно дальше. Серенада Дон Жуана в исполнении Николая Гяурова удивительным образом сочетает в себе пламенную экзотику Андалусии, отточенность русской классической музыкальной традиции и артистизм старой советской оперной школы, когда самой насущной задачей было воплощение образа и уж точно никто не относился к исполненной партии как к части творческого портфолио. Поразительно, что в исполнении болгарина Гяурова различимы все слова, а вот в исполнении маститых российских оперных певцов, не зная текста, без подстрочника практически ничего не разобрать...
   Впрочем, мы несколько отвлеклись, но оперная музыка в исполнении комплекта Leema звучит ново, свежо, естественно. Она входит с легкостью поп-хита. Она, не утрачивая глубины и значимости, совершенно не ассоциируется с чем-то академически-нафталиновым. Люди как люди. Чувства как чувства. Чуть отшлифованные и приукрашенные с течением времени. Ну так все прибрежные голыши когда-то были остроугольными. Я бы назвал «связку» Antila IIS Eco — Pyxis — пара Hydra II совершенным оперным комплектом. Ярким, утонченным, с хорошим разрешением, с почти идеальным балансом формы и содержания, то есть лишенным искусственных красивостей, которые, подобно блестящим заплаткам, призваны маскировать прорехи в материале. Пожалуй, лишь с одной оговоркой, о которой так точно высказался П.И. Чайковский: «...авторы (дюжины наших современных опер), гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения — красота».

l_LEEM_7 copy.jpg

    Что же делать тем, для кого музыкальная традиция не очень совместима с оперным пением? Или просто слова «музыкальная» и «традиция» из разных миров? Да всего-навсего сменить компакт-диск в CD-проигрывателе и убедиться, что сэр Том Джонс (кстати сказать, некогда родившийся в городке Понтипридд, находящемся в какой-то паре часов езды от места расположения фабрики) не уступит опере ни в плане накала страстей, ни в смысле мощи своего голоса. «If I Only Knew» и «Black Betty» — два стопроцентно показательных хита, с буйным Джонсом в футболке и «решпектабельным» — в клубном прикиде, но одинаково неуемных, в меру хулиганистых и безмерно притягательных. Две «гидры» в мостовом режиме делают именно то, что и должны: придают голосу сэра Томаса ту самую мощь, из-за которой его и прозвали валлийским быком. И дело здесь не столько в громкости (громкость штука нехитрая), сколько в правильном тембральном балансе, широком частотном диапазоне, низком уровне нелинейных искажений и, по всей видимости, использовании системы LIPS, позволяющей передавать между ПУ и УМ полный сигнал. Не будучи склонным видеть весь корень зла современного звукоусиления в схеме усиления сигнала, отличной от данной, замечу, что отключение системы LIPS и использование комплекта в классической компоновке дает заметное на слух изменение звучания. Для меня — достаточно заметное. Достаточное для того, чтобы уделить время изучению LIPS и «правильной» настройке компонентов.

l_LEEM_9 copy.jpg

    Выигрышное использование данной схемы показало себя и на «классическом» блюз-роковом материале. Будь то «ходок до мозга костей» («Bad To The Bone» ) Джордж Торогуд или чудаковатый Джек Уайт — результат превосходит ожидания. Образы выверены и четки. Фирменное звучание передано скрупулезно точно, инструменты узнаваемы, и расположение в пространстве позволяет воссоздать атмосферу записи с закрытыми глазами (если, конечно, это позволяет сделать сама запись). Звучание гитары Томми Эммануэля угадывается с первых секунд, равно как и манера его игры. В представлении комплекта от Leema это —феерия музыкальных образов, приправленная изрядной долей юмора и музыкального хулиганства. Я бы сказал, что одна из сильных сторон данного комплекта — правильное интонирование и расстановка акцентов. Иными словами, под музыку Эммануэля вам не захочется грустить, а под Вивальди — спать.

l_LEEM_13 copy.jpg

    В заключение хочется подтвердить, что правильно сконфигурированная система действительно очень удобна и проста в управлении. Приятно осознавать, что достигнуто это не за счет использования цифровых обработок сигнала и общих цепей питания и управления, а благодаря внедрению интеллектуальной системы коммутации. Которая, по закону золотой середины, ушла дальше обычных триггерных цепей коммутации — и вместе с тем не затронула аналоговые цепи обработки сигнала, оставив аппараты такими, как они и задумывались изначально. И усиление функционала не отразилось на их музыкальности.

l_LEEM_15 copy.jpg


Вывод
    Приходится признать, что аппараты Leema — явление настолько уникальное в современной аудиоиндустрии, где каждый компонент еще на этапе разработки определен в некую рыночную нишу, что каких-либо мерок и шаблонов к ним просто не применить. Они индивидуальны, музыкальны, технологичны — и обладают потенциалом, полностью оценить который возможно только при личном знакомстве.