Обзор проигрывателя виниловых дисков DUAL CS-460

30.09.2014 Возврат к списку Просмотрено: 2300 раз
    Немецкие проигрыватели виниловых пластинок Dual сейчас смотрятся как нечто особенное, почти другая виниловая планета… С одной стороны – именитый производитель с огромной историей и не меньшим накопленным опытом, с другой – аппараты эти сильно отличаются практически от всего того, что сейчас есть на рынке. И я не скажу, что это плохо, скорее наоборот – некоторый синтез прошлого и настоящего может оказаться очень даже интересным вариантом. А в чем именно, посмотрим, послушаем.
    Модель Dual CS 460 – фактически старшая из ныне выпускающихся проигрывателей в линейке Dual. Но в ней во многом сохранено всё то, что можно было встретить в конструкции аппаратов этой компании ещё несколько десятилетий назад. Тогда многие компании делали что-то похожее, это был очень развитый сегмент, который мы сейчас смогли бы расположить примерно в диапазоне от более-менее доступного до дорогого Hi-Fi. Но шли годы, начался период расцвета всевозможной электронной начинки в винилостроении, потом пришел период глубокого упадка всей отрасли, и многих производителей проигрывателей в этом сегменте просто не осталось в живых. Или же компании сами по себе существуют, но никаких проигрывателей не делают.

cs-460_1 copy.jpg

    Из тех, кто в свое время процветал в этом сегменте, можно вспомнить, к примеру, Elac или младшие модели Thorens. Но у Elac давно уже нет в линейке проигрывателей, а Thorens сильно поменял концепцию и подход к конструированию – разве что в самых младших моделях остались еще какие-то напоминания о прошлом… А вот аппараты Dual все ещё выпускаются. И выпускаются, во многом наследуя всё то, чем они были интересны несколько десятилетий назад. Хотя и развитие, конечно, тоже есть, наш испытуемый – относительно новая модель, получившая в сравнении с предшественницей ряд доработок и конструктивных изменений.
    Но все же по порядку. Основная черта проигрывателей Dual – это, безусловно, автоматика. Классические механические автоматы, управляющие положением тонарма, все, как в старые добрые времена. Чистая механика, сделанная на вид просто и неказисто, но работающая тихо и аккуратно. Я хоть и противник любой автоматики как таковой, мне ближе минималистичные конструкции, в которых всё лишнее убрано, но на внутреннее устройство Dual не могу смотреть без нежности и ностальгии – у меня тоже когда-то был подобный проигрыватель из 70-х годов, и я прожил с ним где-то год, собрав немало интересных пластинок.
    Именно с механики и хотелось бы начать изучение конструкции. Всё, что нужно для работы автомата, а также мотор проигрывателя и подшипник основного диска, база тонарма закреплены на небольшом металлическом субшасси. Внешне – грубоватая конструкция, состоящая из деталей разнообразной формы, рычагов, пружинок. Но конструкция сама по себе собрана аккуратно, а работает всё очень тихо, мягко и плавно. Точность автоматики на уровне, никаких промахов, всё работает так, как и должно, а вот услышать в колонках побочные эффекты всего этого сложно, если только сделать очень большую громкость и сильно прислушиваться, да и то сложно. Саму же работу автомата, точность позиционирования можно при необходимости подстроить, это совсем несложно. Автомат не быстрый, но раздражения это не вызывает. Из ручных функций есть только микролифт, нужный в нашем случае для того, чтобы прослушивать разные дорожки, а не только пластинку с самого начала.
    Подшипник у проигрывателя небольшой, классической конструкции, но условно-неразборный. Разобрать-то можно, но по идее это не предусмотрено. На шкиве закреплен пластиковый лёгкий субдиск, диаметр которого несколько больше среднестатистического. Вращение на него передаётся с мотора при помощи плоского резинового пассика. Скоростей три, есть ещё 78 об/мин, учитывая, что для штатной головки можно найти вставку для шеллачных пластинок, может, эта скорость кому-то пригодится.

c4c9df7c660c2fdc55e621af5a34778e copy.jpg

    Основной диск проигрывателя легкий, но не самой обычной конструкции. Он состоит из нескольких алюминиевых деталей, скрепленных между собой через демпфирующую вставку. Что именно за материал там использован, не разобрав диск, понять сложно, но по характеристикам получается следующее – диск не тяжелый и совсем не звонкий, но и не глухой. Он оставляет ощущение некоей более-менее нейтральной в резонансном отношении конструкции. К диску прилагается фетровый мат средней толщины. Мотор постоянного тока небольшой мощности, с выносным блоком питания в виде вилки-адаптера. Управление мотором очень простое и всё также смонтировано на основном металлическом шасси.
    Тонарм – традиционно для Dual карданной конструкции, очень лёгкий сам по себе и рассчитанный на головки с небольшим весом и небольшой прижимной силой. Поскольку его конструкция и функционирование завязано с прочей автоматикой, то и тонарм крепится на всё том же металлическом шасси. В плане работы и настроек – статически-сбалансированный, есть регулировка прижимной силы, антискейтинг, съемный шелл и возможность подстройки азимута. А вот регулировки по высоте, к сожалению, нет. Так что съемный шелл здесь скорее элемент удобства, рассчитанный на установку и смену головки, а использовать несколько разных головок на одном проигрывателе особо не получится – во-первых, проводка неразъемная и проходит сквозь шелл, во-вторых – поставить другую головку можно только в том случае, если её размеры близки по высоте к штатным.
    Сигнальный провод у проигрывателя несъемный. Внешне это невзрачная черная «лапша» с RCA-разъемами в пластиковых корпусах и проводок клеммы заземления. Но мне доводилось несколько раз менять проводку у подобных проигрывателей – провода там хоть внешне и самые невзрачные, но по ощущению это не мусорный «китаепром», а нечто получше. Сечение нормальное, качество изготовления не паршивое. И что интересно, если, к примеру, вывести на корпус пару приличных RCA-разъемов, подпаять к ним проводку от тонарма, то прирост в звуке без дисбаланса и перекосов получится не с самыми бюджетными межблочными кабелями, а с кабелями с ценником где-то от 3000 руб. Логично предположить, что китайский noname, если бы он там был установлен, показал бы намного больший разрыв в качестве звука и большую разницу при замене.
    Остается изучить внешний корпус. Это лёгкая, но прочная конструкция из МДФ, покрытая шпоном. Снизу есть нерегулируемые ножки, с виду самые обычные, но на самом деле опорная часть у них совсем небольшая – только силиконовая полусфера в самом центре, остальное же – декоративная окантовка. Вся внутренняя часть проигрывателя, металлическое шасси со всеми узлами крепятся внутри корпуса на пружинной подвеске. Пружины не очень мягкие и с небольшим ходом, но свою работу они делают, и дополнительную развязку, а также гашение тех паразитных эффектов, которые могут возникать от работы автоматики. К корпусу прилагается удобная и аккуратная пылезащитная крышка с качественными подпружиненными петлями.
    Итак, можно подводить первые итоги. Аппарат просто таки антиаудиофильский по конструкции, но в целом – весьма продуманный и аккуратно изготовленный. Также, если ещё раз обратить внимание на отдельные элементы конструкции, можно проследить одно свойство, которое разработчики Dual культивируют не первый десяток лет – все узлы очень лёгкие, всё настроено на рассеивание всех возможных резонансов, и это на самом деле работает, работает даже у проигрывателя с такой, казалось бы, грубой начинкой и автоматикой.
    Ещё конечно напрашивается вывод о том, что аппарат стоит рассматривать как готовое решение. Не для того, чтобы сразу менять головку, перепаивать кабели (хотя и это не возбраняется), а просто принести домой, подключить к системе и слушать пластинки. И по опыту я знаю, что этот подход работает, среди моих знакомых есть несколько меломанов – обладателей разных моделей Dual разных лет. У кого-то аппараты весьма в возрасте, у кого-то более свежие, но пришедшие на смену старым, совсем разладившимся от возраста проигрывателям этого же производителя. И при этом у каждого из них есть коллекция винила, от нескольких сотен до нескольких тысяч пластинок, а музыка в доме звучит чаще, чем у некоторых обладателей проигрывателей в десятки раз дороже.
 
1411312308_6 copy.jpg

Звучание
    Первой поставил пластинку Shelby Lynne «Just A Little Lovin'». Звук очень подвижный, лёгкий и пластичный, чувства зажатости или ограниченности нет вообще. Детальность на удивление повыше, чем можно было ожидать от столь несложной головки звукоснимателя. Да и динамика очень неплоха, опять же не возникает чувства, что какие-то звуки запаздывают или торопятся, всё цельно и слитно. Хорошо разделяются вокальные и инструментальные партии, сцена средних размеров, прозрачная и хорошо прорисованная, разве что воздуха немного не хватает. Если ещё раз сосредоточиться на оценке детальности, то становится заметно вот что – в нюансах, конечно, есть некоторое упрощение, но оно, во-первых, не сильно выражено, во-вторых – распределено очень равномерно, за счет чего не возникает ощущения провалов и перекосов. Подача музыкально-цельная, с хорошей долей эмоций, но без явной окраски, без навязчивости или подчеркнутой собственной трактовки звука.
    Следующая пластинка – Bill Evans with Jim Hall «Undercurrent». Издана пластинка хорошо, а вот запись не лишена проблемных мест. И всё это слышно, тракт не маскирует недостатки, но особо их и не выпячивает. Вообще можно слушать одну и ту же запись с разным настроем – можно вслушиваться в нюансы самой записи или исполнения, а можно просто слушать музыку. Переключиться с одного на другое легко. На мой взгляд, это очень неплохое качество и свойство проигрывателя. Если же пройтись по формальным признакам звука, верхние ноты у проигрывателя получаются более-менее точными, чистыми, без остроты, но и без сверхдетальности. Серединка почти ровная, окраски или теплоты не ощущается, разве что есть небольшая эмоциональная приподнятость, лёгкие ненавязчивые акценты. Бас под стать всей картине в целом – глубокий, быстрый и лёгкий. Наполненность не самая высокая, бас не доминирует, но хлесткость и чувство основы звука присутствуют.
    Ещё пластинка – Mark Knopfler «Shangri-La». Неплохой, но, в общем-то, ординарный современный новодел. А звучит неплохо – звук быстрый, объёмный, даже густой, хотя и лёгкий. Басовая составляющая очень неплоха, а вот формальных проблем с проработкой баса нет вообще, точнее, сколько бы его не было на записи, отыгрывается всё равно, без перебора. И сцена неплоха – есть ширина, глубина, образы хорошо читаются. В подаче есть некоторый упор на вокальные партии, выделяются они действительно неплохо, но без раздутости или нарушения пропорций в целом. Аудиофильской «голографичности» нет и в помине. Учитывая характер звука, я не могу сказать, что это плохо. Всегда лучше ровное сочетание качеств.
    Пластинка Pink Floyd «The Wall» не стала чем-то сверхсложным для тракта, хотя и прозвучала в уже знакомой и предсказуемой манере – с неплохой эмоциональной насыщенностью и в целом легко, ненапряжённо. Правда, на тихих фрагментах мне не хватало привычных нюансов и деталей, да и воздуха в пространстве прорисовывалось не так уж и много. И ещё я заметил, что немного сглаживаются эмоциональные перепады, музыка воспринимается не так драматично, есть некое умиротворение и успокоенность, легкость, иногда переходящая в легкомысленность. Впрочем, во многом это вопрос привычки – мне ближе намного более детальное и аналитичное звучание в целом.
    Осталось послушать немного классической музыки, и, пожалуй, уже можно делать выводы. Пластинка с записью Haydn «Die Schopfung» мне скорее понравилась по звучанию. Да, немного не хватило детальности, но в остальном звук уравновешенный, цельный, тембрально вполне достоверный. Инструменты не сваливаются в общую кучу, всё слышно раздельно и подробно, нет ощущения замыленности или обеднения тембров. Да и по динамике даже на сложных фрагментах всё неплохо.
    А запись Glenn Gould «J.S. Bаsch– French Suites» порадовала ещё больше. Да, есть небольшие претензии к детальности, но не более. Рояль на записи слышен хорошо, есть ощущение объема, слышны особенности записи, да и исполнение как таковое – звук вполне подробный, чтобы можно было слушать и различные его составляющие, и именно музыку в целом.
 
Резюме
    По-своему отличный проигрыватель, совсем не аудиофильский по характеру, с рядом особенностей, но умеющий очень неплохо отыгрывать самые разные жанры и направления. В звуке есть многое из того, что было присуще проигрывателям Dual ещё несколько десятилетий назад и какой-то особой «осовременности» я не услышал. Так же как и не услышал ничего, что можно было бы отнести к аудиофильским недостаткам. А ведь таковые тоже встречаются, например нарочито-гипертрофированный бас или вычурные верхние частоты – сейчас это не такая уж редкость, но наш испытуемый этих черт, к счастью, лишен. И ещё что приглянулось – очень дружелюбный характер в целом. Тракт позволяет вдумчиво слушать любимые записи в одиночестве или же радоваться музыке в компании друзей, во время общения. Многие аудиофильские аппараты такого отношения к звуку не позволят, даже если того вам и захочется.

Источник: www.t-art.ru