В стороне от проторенных путей

11.10.2014 Возврат к списку Просмотрено: 795 раз
    Наш нынешний заочный собеседник — Оле Моллер (Ole Moller), основатель и главный конструктор датской компании Copland. Его карьера в аудио началась более 40 лет назад, когда он пришёл в лабораторию Ortofon, разрабатывающую малошумящие усилители для ММ и МС-головок. Параллельно Оле трудился над собственными проектами и в 1984-м для их воплощения в жизнь открыл свой бизнес.
    Производство, расположенное в центре Копенгагена, совсем небольшое — всю технику собирают вручную пять квалифицированных мастеров.Несмотря на это, усилители и CD-проигрыватели Copland известны во всём мире. Оле предпочитает строить усилители на лампах, хотя и не выставляет их напоказ. Схемотехнику, дизайн и планы на будущее мы обсудили с ним в ходе недавнего онлайнового интервью.

CAV: Принято считать, что ламповая техника не годится для воспроизведения современных музыкальных жанров. Похоже, это мнение идёт вразрез с вашей философией?
O.M.: Несмотря на то, что в усилителях Copland, как правило, применяются лампы в качестве активных элементов, мы никогда не стремились получить то, что называется «ламповым звуком». Точные усилители можно создавать как на лампах, так и на транзисторах, и на слух вы вряд ли определите, какая схемотехника в них использовалась. Некоторые талантливые инженеры способны построить усилители, которые создают полную иллюзию точного воспроизведения музыки. Они добиваются этого, тщательно взвешивая все конструктивные нюансы, а мы, в свою очередь, воспринимаем совокупность полученных качественных показателей как натуральность звучания. При этом нашему мозгу легко достроить оставшуюся часть иллюзии. Я говорю «дают полную иллюзию точности», т.к. идеальных усилителей не существует. В общих чертах аудиоусилитель — это прибор для усиления тока и напряжения при заданном сопротивлении нагрузки. Большая часть теории, описывающей этот процесс, хорошо известна инженерам. Тем не менее воспроизведение музыки — более сложная вещь, требующая некоторых компромиссов, чтобы воплотить теорию в реальную жизнь. Ненаучные соображения, на которых основываются эти компромиссы — главная предпосылка успешного проекта, задуманного с отклонением от проторенных путей.

Copland CTA405 copy.jpg

CAV: Все изделия Copland выполнены в предельно строгом и при этом безошибочно узнаваемом индивидуальном стиле. То же самое характерно вообще для техники, спроектированной в Дании, Швеции и Норвегии. Можно ли в данном случае говорить о каком-то особом скандинавском взгляде на вещи?
О.М.: Думаю, что в скандинавском дизайне есть особая атмосфера. Стиль подчеркивает функциональность, он прост и лаконичен, в нём все элементы связаны самым естественным образом. Возможно, это результат протестантского пуританизма, на котором основана наша культура.

CAV: В начале 90-х ваша компания имела тесные связи с другим скандинавским производителем — Primare Systems. Есть ли у вас сейчас общие проекты с Ларсом Педерсеном?
О.М.: С профессиональной точки зрения наши компании больше никак не связаны.

CAV: В прошлом Copland всегда славилась умением сочетать в одном устройстве лампы и транзисторы, однако в современном модельном ряду присутствуют лишь чисто ламповые усилители (поправьте меня, если я ошибаюсь). Вы решили отказаться от гибридной технологии?
О.М.: Конечно, нет. В будущем у Copland ожидаются новые гибридные усилители. Дело в том, что подобный принцип не так-то легко реализовать. Главная цель при этом — взять лучшее от двух технологий, ламповой и транзисторной, но нужно помнить, что обратный результат также вполне вероятен.

CAV: В некоторых усилителях Copland есть выбор между триодным или пентодным режимами выходных каскадов. Можете ли вы описать разницу между ними?
О.М.: В общих чертах триодный и пентод/тетродный режимы различаются способом организации местной обратной связи в выходном каскаде с целью снижения искажений. В обычных [пентодных] усилителях с общей обратной связью, охватывающей выходной трансформатор, её глубину можно снизить и при этом получить требуемый уровень гармоник. В триодном включении лампа не способна обеспечить большой размах выходного напряжения при высоком токе анода, поэтому выходная мощность таких каскадов всегда меньше, чем пентодных, при прочих равных условиях. 

CAV: Известно, что выходной трансформатор — сердце лампового усилителя. Вы их сами мотаете или отдаёте на аутсорсинг?
О.М.: Трансформаторы для усилителей Copland изготавливаются сторонними специалистами. Тем не менее каждое изделие производится в точном соответствии с нашими спецификациями, причём в самом буквальном смысле. Каждый элемент трансформатора, количество витков и толщина обмоток, их точное положение на каркасе, материал изоляции и сердечника до мельчайших подробностей строго нами оговариваются.

CAV: Как вы думаете, насколько оправданно применение микропроцессорных систем управления в ламповых усилителях? Я имею в виду автоматическую установку смещения,мягкий запуск и т.д.
О.М.: Считаю, такие системы могут иметь смысл. Хотя внедрение цифровой электроники, тактовых генераторов и программных модулей усложняют усилитель и вызывают проблемы с надёжностью и качеством звучания. В частности, автоматическая регулировка смещения должна производиться мгновенно, при этом постоянные колебания в сервопетле постоянного тока приводят к замутнению звука.

CAV: Заметил, что вы предпочитаете классические выходные тетроды типа 6550/KT88, KT120. Не хотите попробовать триоды 6С33С — мощные, способные работать с низкоомной нагрузкой?
О.М.: 6C33C действительно легендарная лампа с низким внутренним сопротивлением, что открывает возможности для альтернативного подхода к проектированию схем. Но я не в курсе, есть ли сейчас надёжный источник приобретения этих триодов. Как производитель буду чувствовать себя не слишком комфортно, рассчитывая только на комплектующие из старых запасов.

copland copy.jpg

CAV: Что вы думаете о т.н. парадоксе цифровой революции — «Музыки продаётся всё меньше, а её слушателей становится всё больше»? Нет ли намерения выпустить, например, USB ЦАП для конвертирования файлов высокого разрешения?
О.М.: Современная цифровая революция сделала музыку слишком доступной. Подобно фастфуду или жевательной резинке, она потребляется бессознательно в огромных количествах, пока мы занимаемся другими делами. Такие нецифровые конструкции, как ламповые усилители и виниловые проигрыватели, напоминают нам о временах, когда техника была более простой и понятной и мы могли получать удовольствие от качества механического изготовления. Тем не менее я очень заинтересован и вдохновлён новыми возможностями, которые сулит цифровая эпоха, и Copland постарается сделать свой вклад в общее дело, создавая изделия, которые совмещают в себе прошлое и настоящее. Уже в нынешнем году выпустим USB ЦАП со встроенным телефонным усилителем, он будет поддерживать сигналы с дискретизацией до 384 кГц, а также DSD64 и DSD128. Прототип этого конвертора был показан на High End Show в Мюнхене несколько месяцев назад.


Источник: cалон Audio Video | октябрь 2014