Интегральный усилитель Copland CTA 405

10.10.2014 Возврат к списку Просмотрено: 734 раз
    Оле Моллер, основатель и главный конструктор датской компании Copland, в недавнем интервью нашему журналу сказал, что никогда не старался получить т.н. ламповый звук. Его цель — точность воспроизведения музыки.
    Вообще, миф о ламповом звучании очень живуч. Он уходит корнями в далёкое прошлое, когда усилители были по большей части однотактными, со слабыми блоками питания и тщедушными выходными трансформаторами. В наше же время вполне можно создать хорошо звучащий ламповый аппарат, способный работать даже с малочувствительной акустикой. Впрочем, это не так просто, как кажется, тут необходимо иметь довольно специфические знания и опыт. Компания занимается проектированием усилителей более сорока лет, так что с опытом у её сотрудников всё в порядке.

cta405_satildi_1_xtralarge copy.jpg

    Интегральный усилитель CTA405 выполнен в традиционном для Copland стиле, который, как говорит сам Моллер, можно считать результатом протестантского пуританизма, на котором основана скандинавская культура. Как видно на фото, лицевая панель строго симметрична. Две ручки с утопленными вращающимися шкалами — громкость и селектор входов, рядом с ними кнопки Tape (контроль записи) и Standby. В центре композиции круглое окно ИК-приёмника с кольцом из светодиодов, которые показывают, какой вход в данный момент выбран. Управление усилителем возможно и с небольшого штатного пульта ДУ.
    Усилитель рассчитан на подключение до пяти аналоговых источников, в т.ч. LP-проигрывателя с ММ-головкой. Все разъёмы, включая и акустические WBT, позолоченные.
    Фонокорректор, как и вся остальная схема, построен на лампах. Входные каскады аналогичны тем, что используются в предусилителе CTA305 — после коммутатора входов сигнал поступает на буфер с низким выходным сопротивлением и собственным источником питания и только с него подаётся на моторизованный регулятор громкости. За счёт этого исключается влияние межблочных кабелей на высокоомные входные цепи.
    Для двухтактных выходных каскадов выбраны весьма популярные у разработчиков тетроды 6550, включённые с фиксированным смещением по ультралинейной схеме. Выходная мощность каждого канала 50 Вт независимо от сопротивления нагрузки, причём до 25 Вт усилитель работает в классе А. Производитель гарантирует безотказность ламп в течение 4000 часов.
    Благодаря высокому качеству выходных трансформаторов, которые изготавливаются по спецификациям Copland лучшими специалистами в этой области, схема обладала высокой линейностью даже без обратной связи. За счёт введения общей ОС глубиной 18 дБ удалось дополнительно снизить искажения и улучшить демпфирование нагрузки. Именно это в конечном итоге позволяет CTA405 контролировать современную акустику, которая любит большой ток.
    Собственно, редакционные Monitor Audio Gold Reference 20 как раз такие, поэтому никаких поблажек усилителю мы не делали. По энергетике звучания он не уступает транзисторным собратьям, а по гармоническому разрешению способен превзойти большинство из них. У CTA405 довольно мощный нижний регистр, в котором не заметно ни монотонности, ни потери структуры баса. Музыкальной информации много и в среднечастотном диапазоне, и в верхнем. Единственный момент — на высокой громкости в верхней середине появляется легкая окраска, свидетельствующая о росте искажений. Что, кстати, подтверждается нашими измерениями (см. подрубрику «7 раз отмерь»). Больше придраться было решительно не к чему. Усилитель строит трёхмерную сцену с точным позиционированием виртуальных источников, и это свидетельствует о грамотной конструкции с идеальным фазовым согласованием каналов. Симфонический оркестр обретает почти реальный масштаб с впечатляющим богатством тембров. Если в данном случае говорить о преимуществах лампового звучания, то можно отметить пристальное внимание к малейшим деталям, которое не имеет ничего общего с повышенной контрастностью, быстро утомляющей слух. Здесь слышишь всё и получаешь удовольствие. Ещё один примечательный момент — открытое, не зажатое звучание в нижней середине, с чётко различимыми реверберациями и естественными затуханиями, и при этом нет ощущения расслабленности или затягивания атаки. Акустика дышит свободно, она не передемпфирована и одновременно точно передаёт ритмическую структуру музыки. Такое сочетание, в общем-то, формальных параметров придаёт звуковой картине реалистичность, поскольку внимание не отвлекается на фиксацию каких-либо несоответствий или упрощений. У CTA405 нет явных жанровых предпочтений, но, как любому ламповому усилителю, ему особенно удаются вокальные партии и записи акустических инструментов. Редкий транзисторный интегральник способен на такую ясность и натуральность передачи тембральных оттенков.



Untit-12 copy.jpg

1) Зависимость КНИ от выходной мощности Copland CTA405
    При наличии в выходном трансформаторе отводов для 4-х и 8-омной акустики выходная мощность усилителя не должна зависеть от сопротивления нагрузки, но в данном случае небольшая разница всё-таки имеется. На 4-омном эквиваленте (красная кривая) клиппинг начинается при 38 Вт, а на 8-омном — при 32. В обоих случаях искажения линейно растут от минимального значения 0,02% до начала очень мягкого ограничения сигнала.
    Благодаря этому усилитель способен отдать в нагрузку гораздо больше указанной мощности без каких-либо артефактов, заметных на слух.

2) Спектр гармоник Copland CTA405 на 8-омной нагрузке
    Спектр гармоник снимался при выходной мощности 12 Вт. Коэффициент искажений при этом был 0,6 % и складывался исключительно из 2-й и 3-й гармоник с одинаковой амплитудой. Составляющие более высоких порядков едва заметны нa фоне шумов, так что за чистоту верхнего диапазона можно не опасаться. В левой части графика видны интермодуляционные составляющие, кратные 50 Гц. Это неизбежные наводки от накальных цепей, питаемых переменным током.

3) Амплитудно-частотная характеристика RIAA корректора Copland CTA405
    АЧХ снималась на линейном выходе Tape Out. На большей части рабочего диапазона она соответствует рекомендациям RIAA (красная кривая), но на его краях примерно 2 дБ не добирает до стандартных значений. На 1000 Гц максимальная амплитуда сигнала на выходе (КНИ = 1%) составила 2 В RMS при напряжении на входе 35 мВ. Соответственно, коэффициент усиления корректора 35 дБ, а перегрузочная способность ровно 20 дБ, что можно считать очень неплохим результатом.

Заглянем внутрь

f187f516d778005bf476901fa14385fb copy.jpg

    Почти весь усилитель, кроме блока фонокорректора, силового и выходных трансформаторов, смонтирован на общей печатной плате. Ассортимент ламп интернационален: 42-ваттные лучевые тетроды 6550 и драйверы 12AH7 Electro Harmonix российского производства, двойные триоды предварительного усиления — E88СС Edicron (Англия) и E83CC JJ Electronocs (Словакия). Ток покоя каждой выходной лампы подстраивается индивидуально. Судя по количеству отводов от первичной обмотки, выходные каскады выполнены по ультралинейной схеме, сочетающей преимущества триодного и пентодного включения.
    Плата фонокорректора с четырьмя двойными триодами установлена на задней стенке, вблизи входных разъёмов. На передней панели — плата индикации и управления с процессором и кварцевым резонатором. 
    Силовой трансформатор представляет собой тор с внутренним экраном, внушительные выходные намотаны на Ш-железе с пропиткой, толщина набора пластин 40 мм. 
    Фильтр питания построен на двух 500-вольтовых конденсаторах 820 и 220 мкФ. В цепи сигнала используются исключительно плёночные ёмкости Kemet (RIFA) PHE 426.


Источник: журнал Салон Audio Video | ноябрь 2014