Результат эволюции: Pro-Ject и Leema Acoustics

28.10.2014 Возврат к списку Просмотрено: 2014 раз
    История компании Pro-Ject была пересказана и переписана сотни, если не тысячи раз. Оттого я позволю себе ограничиться основными датами, а их немного. Собственно, самая главная для нас - дата основания. Компания была основана в Вене в 1990 году. Её основателю Хайнцу Лихтенеггеру показалось, что на тот момент на рынке нет достойных проигрывателей виниловых дисков начального и среднего ценового диапазона. Легенда гласит, что ориентиром в своих разработках Хайнц видел изделия японской компании Micro Seiki.Так это или нет - оставим на совести «летописцев» Pro-Ject. На сегодняшний день, как мне кажется, это уже не очень важно. А важно другое - ученик явно превзошел своего учителя, как минимум по плодовитости. Одним словом, история Pro-Ject - это не даты, это её продукция. И она говорит сама за себя, а отношение к этой продукции покупателей как раз и делает историю настоящей и значимой.

1a6a421b84db5ea976d0ecfde1208973 copy.jpg

    Тестируемый нами Xtension 9 Evolution SuperPack является более компактной версией топового проигрывателя с индексом 12. SuperPack означает, что он изначально комплектуется головкой звукоснимателя Ortofon МС Quintet Black - верхней в своей серии, что даёт возможность сэкономить энное количество денежных знаков Старого или Нового Света. Кроме того, проигрыватель комплектуется четырьмя противовесами, позволяющими установить любую другую выпускаемую в мире головку звукоснимателя по своему усмотрению, если уж у кого-то имеется непреодолимая идиосинкразия к продукции компании Ortofon. И пустьXtension 9, как ни крути, - облегченная версия топовой модели, у «вертушек» подобного класса всегда были свои приверженцы. Не у всех дома найдется место для установки такого винилового «монстра», как Xtension 12,крометого - 9-дюймовый тонарм короче,а значит, по определению жестче,а это тот фактор, за который разработчики виниловых проигрывателей бьются с того самого момента, как вышеупомянутые проигрыватели заняли главенствующее место среди источников звука. Кроме того, не нужно забывать, что такие атрибуты верхних аппаратов, как «ике-довские» тонармы и опорные диски весом с автомобильное колесо, положительно влияют на звук, но в ещё большей степени они влияют на цену. Так что всегда найдутся те, кого интересует не абсолютный по качеству результат (который в силу очевидных причин недостижим в принципе),а оптимальное соотношение этого самого результата и цены. Безусловно, после выпуска пятьлет назад модели Xtension 12, было бы логично выпустить более бюджетную версию Xtension 10, так что в рамках логики, определяющей дальнейшее развитие модельного ряда, появление Xtension 9 было вопросом времени. И это время пришло.
    Массивный MDF-стол в рояльном лаке толщиной в пять сантиметров, чуть меньшей толщины металлический опорный диск и увесистый прижим с первых мгновений создают атмосферу сопричастности и избранности. Это таинство. Это обряд и церемония, чей внутренний смысл понятен лишь посвященным. Этот процесс включает в себя столь много составляющих - от правильного выбора компонентов до регулировок, - что требует от владельца не только изрядной доли терпения, но и понимания физики процесса. Поскольку мельчайшие детали влияют на конечный результат. А при всём богатстве внешней атрибутики именно он является мерилом того, будет ли на стойке возвышаться высококачественный прецизионный источник звука, либо будет стоять модная деталь интерьера.

013d3c688c03b961ba573a051145e850 copy.jpg

    Плавный микролифт опускает головку на неспешно вращающийся виниловый диск, и пошло-поехало. Шкив привода скрыт между двух пластин толщиной примерно 3 мм, смысла в нижней, признаться, я не вижу, кроме разве что соображений эстетики. Обладатели тонких музыкальных пальцев могут попробовать натянуть пассик привода диска и так, для всех остальных рекомендую снять верхние болты крепления, затем верхнюю пластину - и натянуть пассик безо всяких неофитских сложностей.
    В качестве фонокорректора нам досталась небольшая изящная коробочка от валлийской компании Leema Acoustics под названием Elements Ultra Phonostage. Если передняя панель фонокорректора выглядит довольно аскетично, расположение разъёмов и переключателей на задней панели также кажется понятным и логичным, то осмотр «брюшка» аппарата может поначалу ввести в некоторый ступор. Три десятка микропереключателей (по 15 на канал), скорее всего, потребуют вдумчи- вого ознакомления с инструкцией по эксплуатации, но они же позволят максимально точно настроить параметры коррекции в соответствии с конкретной головкой звукоснимателя. Главное, чтобы производитель картриджей добросовестно указал на сайте или в описании все параметры. В противном случае «незаполненные поля» могут привести к появлению мысли о том, что что-то таки сделано не до конца, а эта мысль, в свою очередь, «окопается» в глубинах сознания, мешая сосредоточиться на собственно процессе прослушивания. Так что рекомендуется потратить 10 минут на детальное изучение свойств картриджа и ещё несколько минут на установку нужной конфигурации. С каждой новой сменой головки время, необходимое на настройку, уменьшается в арифметической прогрессии. Идущая в комплекте KXtension 9 SuperPack головка Ortofon Quintet Black и вовсе позволяет выставить необходимые значения на корректоре за пару минут.

2b53e76e90209524ca7a7e26605b0bda copy.jpg

    Некоторые наблюдения: проигрыватель имеет только две скорости - 33 У3 и 45 оборотов в минуту, нужная из которых выбирается нажатием кнопки Start. Попеременное нажатие позволяет выбрать нужную скорость, нажатие и удержание отключает мотор, что вряд ли можно назвать интуитивно понятным. Хотя в целом эргономику управления следует считать образцовой, чего не скажешь об эргономике подключения. Штатный межблочный кабель, оснащенный со стороны тонарма пятиштырьковым разъёмом, подключается практически вслепую, или как вариант - на весу, что проделать в одиночку крайне затруднительно. Хотя, по большому счёту, это сложность на один раз.
    Не желая пускаться в сотый раз в пространные рассуждения о том, что звучание винилового диска считаю непревзойдённым для настоящего аудиофильского тракта, хочу заметить, что звук Xtension 9, по моему мнению, очень близок к звучанию цифрового источника, в плане чистоты и точности воссоздаваемых образов. Любители «винилового» размытого баса и выпяченной середины могут успокоиться, никакой нарочитой виниловости в звучании «девятки» нет. Собранный управляемый упругий бас. Корректная середина.Исключительная тембральная достоверность, свободная от псевдоаутентичных потуг на ретрозвук, и удивительно убедительная сцена -вот неполный перечень музыкальных талантов Xtension 9. Эта сцена распахивается подобно объятиям старого друга, обволакивает и дарит ощущение присутствия при чём-то столь важном, что теряешь счёт времени и забываешь о количестве этажей под собой. Новый винил бесшумно скользит под иглой, да и бывалые пластинки тонарм с правильно выставленной головкой «проглатывает» почти без шороха и треска, к действительности возвращают разве что щелчки головки на канавке сбега. Всё же за время существования цифровых источников привыкли к иным временным рамкам. Время, за которое Deep Purple отожгли пяток композиций с альбома «The House of Blue Light», то есть время одной стороны альбома словно магически ускоряется. Секундная стрелка привычно бежит в своём темпе, и я верю в электронику, которая отвечает за скорость вращения диска, но песни парадоксально и загадочно заканчиваются, не успев начаться. 

b2755b8f037e548e5c32e9be5347ff40 copy.jpg

Такова магия винила, уровень игры музыкантов (что бы там ни говорили о поздних альбомах группы) и уровень выпускающей компании (мне повезло обладать «полидоровским» изданием, которое лично мне ближе, чем вариант Mercury Records). На мой субъективный вкус, уровень работы коллектива образца 1986 года и характер звучания получившегося тракта удивительно симбиотичны, совпадают по духу и настроению, являя собой результат, который в конечном итоге является большим, чем просто сумма слагаемых. В силу моего взгляда на творчество Deep Purple, для меня гораздо важнее то, как они играют, нежели то, что они играют. И Xtension 9 в содружестве с Leema Acoustics Elements Ultra как раз и дают возможность вплотную приблизиться к тому уровню, на котором особенно отчетливо заметны и виртуозное владение инструментами, и устоявшееся к тому времени, узнаваемое с первых нот слаженное звучание коллектива. Лично мне очень важен этот тонкий баланс, важен ещё и потому, что незаметно укоренившаяся на рынке концепция звукового дуализма толкает одних на поиски настоящего/ старого/жирного/лампового (этот ряд каждый может пополнить собственными эпитетами), других же подталкивает в стан поборников современ ного/ци фро вого/ч истого/объекти в-ного. Подобное противопоставление мне кажется надуманным и отчасти ущербным. И вот в Xtension 9 я увидел в этом плане совершенно здоровый прагматизм. Уровень и качество современных технологических решений, совмещенное с уважительным отношением к наработкам прошлых десятилетий. Значит, есть альтернатива вторичному рынку, на котором винтаж пытаются продавать по цене, свидетельствующей о полном отсутствии здравого смысла и критической самооценки?
    «Different Worlds» дуэта Maywood, выпущенный в 1981 году на EMI Records, по-настоящему порадовал зажигательными ритмами и ярким, эмоциональным, чувственным исполнением. Что характерно, в этой музыке практически не чувствуется наива, зачастую присущего исполнительской манере и аранжировкам того времени, к тому же и Ortofon Quintet Black старательно вытягивает всё, что есть в записи, и поразительно, на что способна качественная и правильно подобранная головка звукоснимателя.

leema_elements_ultra_phonostage_silver_photo2 copy.jpg

    Произведения в исполнении БСО на Xtension 9 звучат великолепно (а на чем им ещё звучать-то, не на компакт-дисках же?). Не вдаваясь в такие тонкие материи, как непрерывность звуковой ткани, о которой так модно было рассуждать на полном серьёзе ещё несколько лет тому назад, скажу, что звучание оркестра воспринимается естественно и слитно. Оркестр воспринимается именно как музыкальный коллектив, а не как набор музыкантов, собранных по случаю и воле дирижера. Очень приличный динамический диапазон позволяет получить истинное удовольствие от самых разных музыкальных полотен, изобилующих динамическими контрастами. Ощущение сценического пространства в первую очередь зависит от уровня и способа записи, но в целом её и сравнить не с чем. Выражаясь образно - эталон к рулетке не прикладывают.

de43f15368fce0e36dc3836158b5ef3c copy.jpg

    Джаз, блюз, инструментальная музыка - для каждого из этих жанров у Xtension 9 SuperPack найдется что-то своё, что заставит раскрыться и заблистать новыми, до этого неизвестными гранями. Я на месте будущего обладателя не успокоился бы, пока не переслушал все пластинки, что имеются в моём распоряжении, пусть для этого мне пришлось бы искать по-мывочную машинку. Результат того стоит.

af76a8bbbf5bc77561c1921758417871 copy.jpg


Вывод
    Pro-Ject Xtension 9 Evolution - на мой взгляд, идеальное решение для тех, кто серьёзно относится к звучанию звукового тракта, но не готов при этом переплачивать за топовые модели, цена которых зачастую определяется именно фактом «топовости». Xtension 9 -серьезный инструмент исследователя музыки, а не индикатор статуса или дань моде. Он красив, изящен, но это, скорее, форма «парадная для строя», исполненная внутреннего достоинства, но без галунов и позументов. Выбор производителем для своего проигрывателя картриджа Ortofon Quintet Black мне кажется вполне уместным и удачным. Ну а выбор фонокорректора остаётся за конечным пользователем. Мы остановились на продукции Leema, поскольку Elements Ultra обеспечивает наиболее полную и гибкую настройку. Хотя у этого производителя есть и более бюджетные модели.

Источник: журнал Pro High End

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша