AV-ресивер Denon AVR-X5200W

30.11.2014 Возврат к списку Просмотрено: 2002 раз
    От привычных форматов окружающего звучания индустрия начинает активно переходить к новым и более продвинутым «объектным» системам создания трёхмерного звукового поля. Так, разработанная для публичных кинотеатров передовая технология Dolby Atmos уже вовсю внедряется в AV-ресиверы. Таким декодером компания Denon оснастила новую модель AVR-X5200W.
    Новейшая система Dolby принципиально отличается от всех прежних «окружающих» форматов тем, что саундтрек записывается не поканально в раскладке 5.1, а в виде набора отдельных звуковых объектов с информацией о местоположении каждого. А уже процессор, декодирующий сигнал, осуществляет их распределение в зависимости от того, в каком количестве и в какой конфигурации расположены акустические системы в помещении. Кстати, последнее обстоятельство перестало иметь принципиальное значение. Однако чтобы реализовать преимущества Atmos, системы 5.1 уже мало — требуется 5.1.2, а лучше 7.1.2 или даже 7.1.4. Здесь цифра после второй точки означает количество «высотных» громкоговорителей, призванных расширить получаемый эффект от 3D-аудио.
    Жаль, что об этом мы пока можем говорить лишь в теории. Фильмов и прочего развлекательного контента в новейшем формате уже отснято немало, однако на дисках Blu-ray для домашнего использования его только начинают издавать. Поэтому тест нового ресивера Denon нам придётся провести, скажем так, по неполной программе.

denon_03 copy.png

    AVR-X5200W — нынешний флагман модельного ряда X (самая старшая модель, X7200, ожидается в конце года), и когда взгляду открывается его лобастый «фасад» с огромными ручками или задняя панель, усеянная разъёмами, сомнения в классе ресивера не возникают. Акустические клеммы (кстати, с позолоченными контактами) так и вовсе вытянуты нескончаемой чередой из одиннадцати (!) пар от одного борта до другого.
    Встроенный в AVR-X5200W коммутатор обслуживает восемь входов HDMI и семь аналоговых видеовходов, сигнал с которых направляется на видеоскейлер, пересчитывающий исходное SD или HD-видео в формат 4К/60Гц. Снимается оно с одного из трёх выходных терминалов HDMI. Само собой, цифровая видеосекция ресивера полностью отвечает современным стандартам 3D и расширенной цветопередачи.
    В немалом количестве представлены звуковые входы: по паре цифровых коаксиальных и оптических, USB-порт для подключения планшетов, смартфонов, плееров или внешних накопителей, семь линейных... Выходов, правда, совсем не густо — только аналоговый отвод на одну из трёх обслуживаемых зон и ни одного цифрового. Разработчики сочли, что для Atmos-ресивера важнее иметь расширенный комплект «преаутов» 13.2 (конфигурируется как угодно: 5.1.2, 5.1.4, 7.1.2, 7.1.4, 9.1.2 и т.д.), чем несколько фиксированных выходов на рекордеры.
    Как и полагается флагману, в AVR-X5200W развиты все сетевые и беспроводные функции. Продумано и внешнее управление. Аппарат можно интегрировать в умные дома, управляемые по шине RS232 или по IP, через web-интерфейс. Предусмотрено и управление с мобильных приложений для Android и Apple-устройств.
    В звуковом тракте ресивера применяется цифровой процессор с фирменной технологией AL24 Processing Plus и многоканальной автокалибровкой звукового поля Audissey MultiEQ XT32. Представляют интерес и оконечные секции, которые сделаны в виде «монолитных» усилителей на дискретных элементах и заказных сильнотоковых транзисторах. Всего таких блоков номинальной мощностью более 140 Вт каждый на борту AVR-X5200W девять. Четыре из них допускают переконфигурацию нагрузки. Через меню управления оконечники можно назначить для отдельной стереопары или для реализации би-ампингового подключения фронтальных АС.

AVRX5200W-rear copy.png

    Звучание ресивера запомнилось не совсем типичной для Denon гладкостью и тембральным богатством. При использовании аналоговых входов возникли вопросы к построению стереосцены (образы укрупнены, нет полноценной глубины), но при переходе на цифровые интерфейсы или на воспроизведение «по воздуху» при помощи протокола AirPlay или Windows PlayTo звуковое пространство выстроилось точно и стабильно. Тональная гамма нейтральна и имеет множество тонких музыкальных оттенков. Средний регистр передаётся гармонично, с глубокой и выраженной микродинамикой. В верхнем диапазоне нет и намёка на сухость, хорошо проявляется динамика. Классно проработаны воздушные шлейфы. А вот басовому регистру, как мне показалось, чуть-чуть не хватает твёрдости. Но если подключить колонки по би-ампингу, нижний регистр зазвучит плотнее и динамичнее.
    Не удержался я и от экспериментов с дополнительными фронтальными и верхними каналами, тем более что бас-менеджер ресивера позволяет использовать самые разные схемы и установки. Подключив дополнительную пару мониторов, попытался задать все настройки вручную, однако лишь зря потерял время — все то же самое, но с лучшим результатом и меньшими хлопотами сделала автокалибровка.
    Признаться, я не рассчитывал на какой-то аудиофильский результат от перехода с классической стереоконфигурации на искусственный «многофронтальный» режим работы, который включается только при выборе определённых режимов DSP. Но звук, которого я в результате добился от системы, заставил задуматься. Не нарушая целостности стереокартинки и точности в передаче тембров, аудиосистема перенесла меня в другое измерение — возникло ощущение, будто из скромной по размерам комнаты прослушивания я попал в большой зал. Но главное, что это не было похоже на виртуальный сурраунд или какую-то иллюзию объёма, которые обычно вносят режимы расширения стереобазы. Не добавилось каких-то привнесённых реверберационных откликов, не размылись образы в сцене... Всё звучало, как добротное настоящее стерео, только в более весомом и ясном виде, да ещё и с выраженными намёками на вертикальную локализацию.
    Представляю, какие перспективы открывают новые технологии 3D-аудио для театрального звука, если даже двухканальные программы предстают в новом качестве. Как только в нашем распоряжении появятся музыкальные программы Dolby Atmos, мы непременно вернёмся к этой теме.


Порадовало
    Наличие декодеров Atmos, развитая коммутация и гибкая конфигурация выходов на акустику, встроенный видеоскейлер. Деликатная работа звукового процессора, безукоризненное построение звукового поля.

Огорчило
    Басовому регистру немного не хватает твёрдости.

Источник: Салон Audio Video | декабрь 2014

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша