Би-амплинг или би-ваэринг?

22.07.2010 Возврат к списку Просмотрено: 2930 раз

      Когда, собираясь подключить новую акустику, вы вдруг обнаруживаете на задней стенке вместо двух клемм целых четыре, да к тому же соединенные попарно позолоченными перемычками, то в принципе на это можно не обращать внимание. Но если это сделано, то в каких-то случаях может быть и использовано. При обычном подключении все головки в акустической системе раскачиваются одним усилителем, получая каждая свою порцию сигнала после соответствующего разделительного фильтра, находящегося внутри акустики. Принцип действия динамических громкоговорителей, а именно такие всегда и используются для воспроизведения низких частот, основан на взаимодействии проводника, по которому протекает ток, с магнитным полем, в которое этот проводник помещен.

    Феномен известный всем, кто еще помнит школьный курс физики. Но у этого явления есть и обратное действие: когда проводник перемещается в магнитном поле, то в нем наводится ток, препятствующий этому перемещению. И поскольку и здесь, как всегда, действие равно противодействию, пики амплитуды возникающего противотока могут быть очень значительны. Этот сигнал попадает на выход усилителя и таким образом является той помехой, которая добавляется к сигналу обратной связи. При плавном изменении сигнала противодействующий ток будет его повторять, но со сдвигом по фазе, т.е. запаздывая.

  При воспроизведении музыкального сигнала все обстоит значительно сложнее. Резкий фронт сигнала, сопровождающий удар большого барабана, например, воспроизводится средне или даже высокочастотным громкоговорителем, но основной звук уже низкочастотным. При этом нарушается соотношение амплитуд, так как отклик низкочастотной головки значительно превышает амплитуду ответной реакции среднечастотной, не говоря уже о высокочастотной. Если усилитель рассчитан на такой поворот событий, то скорее всего ничего страшного не произойдет, и усилитель будет стабильно работать. Но что значит рассчитан? Можно подключить между АС и выходом усилителя специальный фильтр, подавляющий эти сигналы. Большие катушки без сердечника, образующие такой фильтр, видны через отверстия в крышке на плате любого усилителя. Но взаимодействие головок в акустике при этом остается. И чтобы как-то исправить положение, некоторые фирмы предлагают подключать к одному и тому же усилителю низкочастотную головку одной парой проводов, а средне и высокочастотные другой. При этом необходимо удалить перемычки с двух пар клемм на акустике. Это и есть подключение «би-ваэринг» (bi-wiring), т.е. в две пары проводов к одной акустике.

   Но такую акустику с двойным комплектом клемм можно подключить и к раздельным усилителям, что будет уже называться «би-амплинг» (bi-ampling), т.е. два усилителя на канал, то есть опять четырьмя проводами. В этом случае электрическое взаимодействие излучателей низких и высоких частот будет совершенно невозможно. Справедливости ради, однако, надо отметить, что как первый, так и второй способы — это только компромиссные варианты половинчатого решения на пути к активной акустике. Ведь в обоих случаях между усилителем и громкоговорителем остаются длинные соединительные провода и часть разделительного фильтра, которая не отключается при снятии перемычек между клеммами.