Стереосистема Devialet Ensemble

11.12.2014 Возврат к списку Просмотрено: 1243 раз
    Система High End, объявленная как готовое предложение, привлекательна для потенциального владельца своей завершенностью и тем, что позволяет сразу же оценить способности звуковоспроизводящего оборудования. С другой стороны, звуковой тракт, в котором уже нельзя что-либо убавить или прибавить, предполагает очень большую ответственность его составителей, тем более когда речь идет не о подборе компонентов будущей системы в салоне, а об инициативе производителя.
    Ensemble — первая законченная система французской компании Devialet, представленная недавно на суд общественности после целой череды новых открытий и громких успехов на поприще звукоусилительной техники в течение последних нескольких лет. Она малогабаритна, проста в использовании и предельно лаконична — состоит из усилителя 120 (он же АЦП / ЦАП, предусилитель, фонокорректор и т. д.), акустических систем Atohm GT1 SE и соединяющего их кабеля Atohm ZEF mini. В то же время она обоснованно претендует на высокий статус. Пытаясь разобраться, что же это все-таки в большей степени — высококлассная, но все же мини-система или начальный (и потому предполагающий некоторые скидки и оговорки) порог в сфере компонентов High End, мы пришли к выводу, что сформулированная поначалу дилемма была просто неверно построена. Ensemble — это не то и не другое, а нечто третье. И совершенно особенное. Приставка «мини» к большому звуку этого комплекта никак не относится и уместна лишь для описания габаритных размеров, а заряд позитивных эмоций, оставшийся после работы с системой, никоим образом не ассоциируется с «начальным порогом». Однако же постараемся сохранять последовательность.
    Появление Ensemble — своего рода неожиданный поворот в развитии домашней звукотехники высокого уровня, причем поворот в сторону интересов потребителя и по этой причине радостный.

ensemble-slideshow copy.png

    Общее впечатление, возникшее при первом знакомстве с системой, весьма благоприятное. Как представляется, она не потребует долгого поиска взаимного расположения компонентов и, скорее всего, едва ли нуждается в тщательной расстановке «по науке». Очень важно и то, что пользователь, принеся эти две-три коробки домой, сразу же получает готовую систему High End, которая не заставит заниматься какой-либо настройкой и подбирать другие устройства, — ее надо только включить. В качестве источника звука подойдет любой девайс с ОС, а такой есть в каждом доме.
    Что же касается внешности комплекта, то она навевает мысли о свежести, новизне и вместе с тем об уюте и совершенстве. Последний пункт хочется разобрать подробнее. Казалось бы, усилитель с зеркальной поверхностью, белые колонки с черными динамиками, светлые основания подставок и их черные опоры — все это вместе взятое должно создавать контрастные пятна и перепады, которые, возможно, излишне ярко выделят систему в интерьере. Однако на деле все происходит с точностью до наоборот. В помещении прослушивания Ensemble буквально растворяется, визуально не привлекая к себе внимания. Отгадка возникшей оптической иллюзии видится не только в скромных габаритах каждого компонента, но и в тщательно выверенных пропорциях. Перед включением системы рассмотрим по отдельности ее составные части.

Devialet-110-remote copy.png

Оборудование
    Об усилителях Devialet уже много и хорошо сказано, но все же будет не лишним обозначить некоторые основные моменты. Входящий в Ensemble усилитель 120 — это модель, открывающая ряд, в котором есть место и более мощным образцам. Собственно говоря, главным образом аппараты и отличаются друг от друга параметрами выходной мощности.
    Эта усилительная коллекция объединена двумя по-своему революционными основными идеями. Благодаря первой удалось совместить в единое целое по сути два усилителя — с классами работы выходных каскадов А и D. Метод Analog Digital Hybrid («аналого-цифровой гибрид») представляет собой немыслимое доселе сочетание, в котором усилитель А выступает в качестве задающего тон устройства и отвечает за музыкальность. Подчиненный ему усилитель D выдает на-гора требуемую мощность. Обе части подключены параллельно к нагрузке, и это совсем непростое соединение — для того чтобы его осуществить, потребовалось несколько лет испытаний.
    Вторая идея заключается в коррекции фазовых характеристик с учетом подключенных акустических систем конкретной модели — SAM (Speaker Active Matching). В компании Devialet производятся замеры различных колонок и создаются математические модели, позволяющие корректировать их особенности. Задавая модель АС в настройках усилителя, пользователь вполне может положиться на мнение авторитетных специалистов и быть уверенным в том, что его система настроена наилучшим образом. Функция SAM при желании отключается, но что еще интереснее, степень ее вмешательства в процесс можно, как оказалось, регулировать в широких пределах. Список акустических систем, прошедших измерения в Devialet, постоянно пополняется. Само собой, АС, входящие в состав Ensemble, уже измерены и в усилителе есть соответствующая модель коррекции.
    Среди технических особенностей этого компонента — мощный DSP-процессор с тактовой частотой 400 МГц и параметрами 40 бит / 192 кГц, на вход которого поступают сигналы со всех цифровых и аналоговых входов. В нем же происходят все манипуляции по регулировкам звука в цифровом виде. ЦАП располагается максимально близко к выходным клеммам усилителя, что обеспечивает кратчайший путь аналогового сигнала.
    В качестве источника звука может выступать компьютер или другое устройство с операционной системой: смартфон, планшет и т. п. Помимо цифровых электрических и оптических входов, компания наделила аппарат сетевым разъемом Ethernet (LAN) и USB-входом, сигнал с которого поступает в DSP- процессор посредством микросхемы XMOS.
    Еще один крайне интересный момент — фирменный беспроводной протокол Wi-Fi, по которому передаются пакеты с данными, имеющими разрешение вплоть до 24 бит / 192. кГц. Для сопряжения с компьютером задействуется программа Devialet AIR — она перехватывает данные, воспроизводимые программными проигрывателями, распределяет их на пакеты и посылает в усилитель. Надо понимать, что в этой ситуации цифровая информация воспроизводится именно AIR и внутри усилителя, поэтому какое-либо влияние компьютера, его операционной системы или виртуального проигрывателя исключается. Иными словами, воспроизводится только контент, и не важно, какой установлен плеер и какое железо использовано: AIR извлекает информацию в чистом виде.
    Следует также упомянуть о том, что составлять и изменять конфигурацию настроек усилителя, а также получать обновления ПО можно на сайте производителя. Все изменения вносятся в аппарат при помощи карточки SD — на задней стороне имеется соответствующий слот.
Акустические системы Atohm GT1 SE, которыми оснащается Ensemble, достойны отдельного рассказа. Они выпущены специально для Devialet, а прототипом для них послужила модель Atohm GT1. Версия с литерами SE отличается от базовой наличием порта фазоинвертора сзади и отсутствием переключателя отдачи на высоких частотах.
    Даже при беглом осмотре нельзя не заметить интересные конструктивные детали. Например, на наружной поверхности фланцев ВЧ-динамиков есть маленькие точечные выступы, во взаимном расположении которых просматривается упорядоченная структура — что-то наподобие спиральных рукавов, расходящихся от центра к периферии. Можно полагать, что это сделано для борьбы с дифракцией звуковых волн на поверхности фланца вблизи динамика. Кстати, и сам фланец тоже не совсем обычный — он не плоский, как чаще всего бывает, и имеет на определенном расстоянии от центра кольцевой выступ, благодаря которому с внутренней стороны образуется небольшой рупор, а с наружной — рассеиватель.
    В НЧ-динамике обращают на себя внимание мощная литая корзина и выпуклый полипропиленовый пылезащитный колпачок — он, помимо основного своего предназначения, исполняет роль элемента, усиливающего жесткость диффузора и его способность противодействовать изгибным воздействиям.
    Поясню свой интерес к этим штрихам. В производстве акустических систем нет мелочей. Важны не только излучатели, внутренняя проводка и клеммы для подключения — остальное «играет» и сказывается на общем результате ничуть не меньше. Любая деталь корпуса, любой крепежный винт или, скажем, лак, использовавшийся при отделке, — все это так или иначе влияет на звучание. Так что в этих небольших АС угадывается большая и скрупулезная работа их создателей. Колонки устанавливаются на площадки стоек, на поверхностях которых есть по четыре выступающих опоры, сами стойки снабжены стеклянными основаниями.

1417348357_a1 copy.png

Прослушивание
    Во время оценки музыкальных способностей комплекта использовались разные способы передачи данных на усилитель. Впрочем, на этот раз я уже не ставил перед собой задачи выявлять различия между сигналом с цифрового выхода CD-проигрывателя, беспроводным Wi-Fi-потоком, поступающим от музыкального сервера, USB-входом и прочими вариантами. Мы уже подробно останавливались на этих деталях, изучая другие модели Devialet. Гораздо интереснее было зафиксировать и обобщить наиболее важные впечатления от работы системы в целом.
    Коррекция фазовых характеристик SAM, опробованная мною впервые, оказалась очень действенным инструментом, который был просто необходим в подавляющем большинстве случаев. Записи рок-музыки, с которой началась работа, благодаря этой функции просто преображались — становились тембрально богаче, колоритнее и плотнее. Расширялось виртуальное пространство, и одновременно возрастала детальность и пропадала колкость на высоких. Самым же ценным было возникавшее устойчивое ощущение драйва и того, что музыка звучит не формально и быстро овладевает мыслями и настроением.
    Еще одна позитивная сторона коррекции SAM, открывшаяся в ходе прослушивания, проявилась в том, что с ней бас определенно становится более собранным и точным.
    Поначалу я не очень широко расставил колонки и, как выяснилось, напрасно осторожничал, полагая, что в противном случае небольшим АС будет трудно заполнить равномерно музыкальную сцену. При расстоянии в 2,5 и даже 3 м ничего не потерялось. Нисколько не снизилась основополагающая опора на низких частотах, не ощущалось никаких упрощений в передаче пространства, более того — музыкальная сцена получила несколько большую глубину.
    Во время прослушивания на умеренных уровнях громкости возникло желание испробовать регуляторы тембров. Почему бы и нет? Ведь все настройки происходят в DSP-процессоре в цифровом виде, поэтому действие таких регуляторов не должно сопровождаться артефактами. Так и вышло — менялось соотношение между разными участками звукового диапазона, и только. Аналоговый темброблок так или иначе обнаружил бы себя снижением остроты атак, разрыхлением или снижением скорости баса, но в нашем случае ничего подобного не происходило, а потому любыми регулировками можно и нужно пользоваться.
    Ensemble способна приносить подлинное удовольствие от прослушивания: сменилось уже несколько программ, но интерес к музыке не ослабевал, приподнятое настроение сохранялось и даже усиливалось. Вряд ли что-либо еще, помимо звуковых волн, исходило от этой системы, но все же возникали мысли о некоей мистике. Иначе как можно было бы объяснить это непреходящее очарование и желание покачиваться в такт музыке?
    Контрастная смена жанров лишь ненадолго вернула к действительности, но дело оказалось лишь в том, что для классической гитары коррекция SAM, включенная на максимуме воздействия, не очень подходила. Стоило ее ослабить, как былая восторженность вернулась на прежнее место. Во всех других случаях — до и после этого эпизода — я предпочитал максимальную коррекцию. В частности, именно с ней в оркестровых произведениях подкупала ясно осознаваемая сыгранность коллектива, эта строгая подчиненность индивидуальных фраз единому замыслу. Ее я ставлю даже выше тех незатейливых приемов, что дали бы возможность почувствовать старательную имитацию присутствия на живом концерте, — ведь тогда бы мы рассуждали о звучании, а не о музыке, как сейчас.


Измерения

aa2bb849ea.jpg
    Характеристики усилителя Devialet из тестируемого стереокомплекта уже не в первый раз радуют превосходными результатами. Неравномерность АЧХ в звуковом диапазоне не превышает 0,02 дБ, расчетный коэффициент демпфирования равен 1540 ед., ослабление проникающего сигнала между каналами при использовании аналогового входа — не менее 85 дБ (10 кГц). Выходные каскады работают с нагрузкой любого номинала, отдавая на 2 Ом до 430 Вт неискаженной мощности. КНИ стабилен при любом уровне сигнала (рис. 1, для 8, 4 и 2 Ом). Партнером в исследуемой сборке выступают акустические системы Atohm GT1-DV, которые тоже продемонстрировали весьма незаурядные возможности. Неравномерность хода частотной характеристики во всем рабочем диапазоне не превышает 1,3 дБ (рис. 2, красная кривая). Положительный дисбаланс легко устраняется правильным горизонтальным отклонением (оранжевая кривая, для 45 град.). Чувствительность системы составила 88 дБ (1 Вт / 1 м). Но больше всего в данном тестировании нас интересовало влияние новой функции усилителя SAM (Speaker Active Matching) на финальный результат. При активации этого процесса отмечено заметное смещение нижней граничной частоты рабочей полосы с 46 до 36 Гц (-10 дБ) (рис. 2, зеленая кривая). При этом КНИ, обычно имеющий тенденцию к увеличению с ростом громкости воспроизводимого сигнала в басовой области, не только не вырос, а, наоборот, стал меньше. Так, для примера, на отметке 50 Гц приращение звукового давления составило около 3 дБ, а значение коэффициента уменьшилось с 1,98% до 1,76% (рис. 3, КНИ 88 дБ: синяя кривая — SAM выключен, голубая — SAM включен).


Вердикт

    Система Devialet Ensemble адресована тем, кто ищет хорошие музыкальные впечатления. Она предназначена для прослушивания в свое удовольствие и вряд ли подойдет для какой-либо аналитичной работы — хотя бы потому, что обладает умением вызвать интерес к содержательной стороне, что мало поспособствует исследованиям, зато многого стоит. В целом же музыка в ее исполнении очаровывает настолько, что редко позволяет переключить внимание на что-то другое и надолго оставляет сильные впечатления.

Источник: журнал "АудиоМагазин"