Обзор NAD M12/M22

14.04.2015 Возврат к списку Просмотрено: 589 раз
    Новые компоненты серии Masters компании NAD разработаны с учетом выхода на более высокий уровень технологий, использованных при создании их предшественников. Нам было очень интересно узнать, привело ли это к улучшению звучания - ведь о методе прямого цифрового усиления у нас сложилось самое положительное впечатление.
    Первым компонентом NAD, где была применена технология Direct Digital, стал интегрированный усилитель NAD M2; мы его протестировали в январе 2011 года. На нас большое впечатление произвела его способность формировать по-настоящему трехмерную музыкальную сцену. Примерно год спустя через нашу лабораторию прошла «цифровая коллекция NAD», представленная ЦАП NAD M51, музыкальным плеером NAD M50 и сервером NAD M51, и тоже не оставила нас равнодушными.
    И вот новая встреча, которую мы ждали с большим нетерпением. Для стереосистем компания NAD предлагает ЦАП-предусилитель M12 и двухканальный усилитель мощности NAD M22.
    Массивные металлические ножки заканчиваются сходящимися в точку конусами. Под них следует подкладывать опоры с углублениями и магнитами, которые четко отцентрируют эту конструкцию при установке

NAD_M12_M22_Master_Front-660x400 copy.jpg

Красиво и удобно
    У компонентов серии Masters теперь немного другой внешний облик: вместо прежнего сочетания светлого металла корпуса и серой отделки его панелей мы видим более энергичную комбинацию серебристого и бархатисто-черного цветов. У ЦАП с функцией предусилителя NAD M12 теперь имеется ручка регулировки громкости, которой нам так не хватало у его предшественника NAD M51. Дисплей стал крупным, ярким и информативным, что немаловажно при расширенной функциональности устройства. Сенсорная кнопка включения расположена над ним на краю верхней панели, а красивый логотип с подсветкой, находящийся спереди слева, выполняет роль индикатора состояния устройства. Справа внизу мы видим один из трех имеющихся USB-портов (тип А). Кнопки отсутствуют - управление выполняется с пульта ДУ или с использованием сенсорной панели экрана. Сзади все тоже нетривиально (см. ниже).

За спиной
    В NAD M12 применен принцип модульной конструкции компании NAD - MDC: часть схем и элементов некоторых ее продуктов размещается на съемных модулях, которые впоследствии можно заменить на модернизированные. Этот подход позволяет продлевать срок эксплуатации без морального устаревания.
    В M12 предусмотрено шесть слотов для таких модулей. Три из них поставляются при стандартной комплектации устройства: блок аналоговых входов (1); цифровых входов (2); USB-портов (тип В, тип А: асинхронный для ПК и для флэшек и жестких дисков) (3).
    Дополнительно можно приобрести модуль DD HDM-1 с тремя HDMI-входами и одним HDMI-выходом, а в скором времени ожидается выпуск модуля сетевого плеера DD BluOS с поддержкой Wi-Fi, aptX Bluetooth, нескольких музыкальных сервисов, интернет-радио Tuneln и возможностью управления с устройств под iOS и Android. 
    Цифровые и аналоговые выходы - стационарные (4).
    Большой пульт ДУ с треугольным профилем удобно лежит в руке. Он предназначен для управления восемью компонентами, причем не только бренда NAD, поскольку его можно «обучить» с помощью их «родных» моделей

m12-rear copy.jpg

Цифровая гибкость
    NAD M12 - полностью цифровое устройство, поэтому даже если вы подадите на один из его линейных входов аналоговый сигнал, он будет преобразован в цифровой поток, и все операции с ним будут выполняться с помощью звукового процессора. При таком подключении можно выбрать частоту дискретизации; если это максимальные 192 кГц, то звучание, как показало наше прослушивание, получается наилучшим.
    С помощью понятного меню на дисплее устанавливается режим воспроизведения (моно или стерео), меняются местами левый и правый каналы или полярность сигнала. Гораздо более полезная опция - выравнивание уровней громкости для разных подключенных источников. Предусмотрена функция темброблока и баланса громкостей каналов. Если выход на сабвуфер включен, то становятся доступными для регулировки параметры сигнала для него.
    У NAD M12 возможно зафиксировать выход на определенном уровне и использовать регулировку громкости другого компонента системы, например интегрированного усилителя.

Сезам, отворись!
    Как мы видим, этот аппарат отличается прекрасной оснащенностью и функциональной гибкостью. В распоряжении пользователя имеются разнообразные входы (даже на фонокорректор), к которым можно подключить несколько устройств. Но как показали наши исследования этого NAD, один из них обеспечивает превосходное звучание, в то время как другие - просто отличное. Это цифровой AES/EBU-вход; его часто называют профессиональным, но сегодня появляется все больше Hi-Fi-компонентов с соответствующими выходами. Им снабжен и SACD-проигрыватель Esoteric K-03x, который мы использовали при тестировании для того, чтобы NAD M12 смог раскрыться максимально полно. К этому же источнику мы подсоединили ЦАП по коаксиальному входу и по аналоговому симметричному с XLR-разъемами.
    При всех вариантах подключения в комбинации с нашим референсным усилителем мощности мы получили тонально сбалансированное, энергичное, масштабное, а также тембрально богатое звучание. Оно многоплановое, прозрачное и детальное; динамика сильная и быстрая; ритмичность и атака не вызывают ни малейших нареканий. По аналоговому XLR-входу оно чуть насыщеннее и подробнее, чем по цифровому RCA - но здесь, скорее всего, сказываются свойства проигрывателя.
    Когда же переключаешься на AES/EBU-вход, то ко всему этому добавляется поразительно четкая, объемная и точная музыкальная сцена. В вышеописанных случаях она тоже весьма хороша, но вполне обычна и привычна. Здесь же она приобретает потрясающую реалистичность; фокусировка, кажется, достигает предела, объекты уплотняются, их границы очерчиваются - и перед вами 3D-изображение, но в звуке. При этом пространство наполняется воздухом, становится живым. Аналогичный эффект мы наблюдали и с предшественниками NAD M12 из серии Masters, но тогда мы сетовали (особенно в случае с M2) на излишнюю аналитичность и некоторую скудость звучания; здесь же этого и в помине нет.
    Не всяким стереокомпонент может похвастаться таким, как у M12, обширным меню. Навигация по нему довольно проста, а с сайта NAD можно к тому же скачать «Руководство пользователя» на русском языке

Потрясающая объемность
    От такого подхода особенно выигрывают сложные - масштабные и многоплановые - произведения, например пасхальная оратория Beloved Son Дейва Брубека с CD Classical Brubeck. На его обложке приведена фотография одного из тесно заполненных большим оркестром и хором залов студии Abbey Road, где производилась запись; и просто поразительно, насколько точно в пропорциях и деталях картина воссоздается в звучании. Все инструменты, вокал, голоса хористов слышны до мельчайших подробностей и нюансов. А в финале, когда академическая классика стремительно сменяется джазовыми ритмами, нарастающими в мощное крещендо, мы восхищаемся энергичностью музыки и отменным контролем NAD M12 даже на самой высокой громкости.
    А с не очень качественной записью «Реквиема» Моцарта ЦАП совершает настоящее чудо: то, что нам представлялось цифровым шумом, он аккуратно «раскладывает по полочкам», каким-то образом пристраивает именно туда, куда нужно, в результате чего мы ощущаем и в этом случае четкую, объемную и детально прописанную сцену, а музыка и голоса подаются наполненно и естественно при отличном разделении, организации и фокусировке всех элементов композиции. Она для нас прозвучала совершенно по-новому.

x745M12-B copy.jpg

Живительный источник
    Подключение ПК к USB-порту на задней панели также дает весьма неплохие результаты, но ожидаемо уступающие тем, что обеспечивает Esoteric K-03x в качестве источника цифрового сигнала. И даже воспроизведение HD-аудио не предоставляет той слаженности и утонченности звучания, а также объемности сцены, что получается при AES/EBU-соединении.
    Вывод очевиден: в аудиотракте не слишком дорогой NAD M12 достоин весьма высококлассных партнеров; к подбору системы стоит подойти скрупулезно, если поставить себе целью полное раскрытие его талантов. Правда, есть основания полагать, что готовящийся к выпуску модуль сетевого плеера снимет проблему поиска подходящего цифрового источника для этого ЦАП.

Что внутри
    Технология Direct Digital, разработанная компанией Diodes Zetex, подразумевает преобразование цифровых сигналов в PCM-кодировке непосредственно в ШИМ-представление. В архитектуре NAD M12 реализованы 35-разрядные пути прохождения для 24-разрядных потоков с 62-разрядной аккумуляцией и последующим понижением разрядности с дизерингом до 35 бит. Это обеспечивает точность операций без потерь с 24-разрядными сигналами. Ключевой элемент технологии DDFA (Direct Digital Feedback Amplifier) - цифровая обратная связь.
    Усилитель мощности NAD M22 базируется на разработанной фирмой Нурех технологии nCore - дальнейшим развитием созданной ею ранее UcD (Universal Class D amplifier - универсальный усилитель класса D).

Гармоничная пара
    По внешним данным идеальным напарником ЦАП-предусилителя NAD M12 должен стать NAD M22 из той же серии Masters - вместе они образуют двухкомпонентный усилитель. Но вначале мы прослушали его в составе нашей референсной системы. Сразу же выяснилось, что запитывать M22 следует через хороший сетевой кондиционер - качество звучания повышается по всем статьям. При выполнении этого условия отмечаем прозрачность и детальность звука, отличную энергетику, четкую ритмичность. Особенно впечатляют глубина и текстурность басов, необходимых не только для передачи драйва тяжелого рока, но также для придания весомости и масштабности воспроизведению симфонической музыки.
    Соединив хорошими XLR-кабелями M12 и M22, с удовлетворением наблюдаем, как они замечательно работают в паре. Так поразившее нас звучание с AES/EBU-входа становится еще богаче и выразительнее, сохраняя при этом удивительную объемность, проработку и сфокусированность объектов.
    Концертный диск Toute la Musique Патриции Каас открывается гулом и свистом толпы зрителей, куда с нарастающей громкостью вклиниваются тягучие гитарные риффы, разогревающие публику для первого из шлягеров певицы. Эффект присутствия - просто потрясающий, вы вместе со всеми выдыхаете, когда вступает ее чувственный и характерный вокал. Все весьма натурально, мощно и буквально зримо. Отмечаем, что очень много детального, контролируемого, а потому и уместного баса, отменно согласованного с остальными частотными диапазонами. В других треках с большим удовольствием внимаем солирующим акустическим гитарам - их игра передается изящно, плавно и музыкально. Легкие и подвижные ВЧ перкусии также записываем в актив комплекта NAD.
    Свойственная ему превосходная фокусировка в совокупности с тембральным богатством и разнообразием - великолепное средство для передачи вокала. Мы с удовольствием слушали А. Нетребко и Р. Виллазона, Тома Джонса и Ди Ди Бриджуотер, а также многих других исполнителей.
    Из того, что мы в таком восторге от звучания двухкомпонентного усилителя NAD M12/M22 при подключении источника по AES/EBU-входу, вовсе не следует, что по другим оно имеет какие-то изъяны. Можно сказать, что при тестировании у нас «сошлись звезды», и мы получили результат, на который никак нельзя было рассчитывать при данной цене комплекта. Это также означает, что его потенциал весьма велик, и стоит потрудиться над формированием системы. В целом же, новые стереокомпоненты серии Masters компании NAD нас порадовали во всех отношениях.


ЦАП-предусилитель NAD M12
За
Сбалансированное, детальное, прозрачное и естественное звучание; отличная оснащенность с возможностью расширения; поразительно объемная сцена при AES/EBU-подключении; универсальность использования и функциональная гибкость; внешний вид.

Против
Нет поддержки DSD.

Вердикт
Серьезный, но при этом недорогой компонент для солидной системы без каких-либо «цифровых» недостатков в звуке.

Стереоусилитель мощности NAD M22
За
Высокая мощность; точное, прозрачное, детальное, энергичное звучание; глубокие, контролируемые и текстурные НЧ; внешность и отделка; цена

Против 
Ничего существенного, однако требователен к качеству электропитания

Вердикт
Напарник для NAD M12, но прекрасно впишется и в другую систему

Источник: журнал "WHAT HI-FI? ЗВУК И ВИДЕО" март 2015