Для себя любимого

17.05.2015 Возврат к списку Просмотрено: 648 раз
    В следующем году австралийская компания Burson, названная в честь мельбурнского аудиофила-энтузиаста Марка Бурсона, отметит свое 20-летие. Мы уже тестировали самые новые и самые старшие на тот момент аппараты в линейке: усилитель для головных телефонов с функциями предварительного усилителя и ЦАП Conductor, а также пару оконечных усилителей Timekeeper; сегодня же поближе познакомимся с аппаратом Conductor Virtuoso, впервые представленным на прошедшей выставке в Лас-Вегасе. Знакомство это состоится во многом благодаря выдающимся наушникам Audeze, но обо всем по порядку.
    В блоке питания Conductor Virtuoso, по аналогии с дебютной моделью, установлены два экранированных тороидальных трансформатора номиналом по 35 ВА, по всей видимости, предназначенных для обслуживания соответственно цифровой и аналоговой частей схемы. Четыре выпрямителя собраны на дискретных элементах, а в качестве фильтрующих конденсаторов задействованы четыре емкости номиналом по 8200 мкФ — это почти вдвое больше, чем в предыдущей версии. В качестве приемника цифрового сигнала от компьютера теперь установлен USB-контроллер на базе Cmedia CM6631A (ранее использовался Tenor TE8802L), а за цифро-аналоговое преобразование отвечает «старый знакомый» ЦАП ESS9018 (однако есть возможность выбрать и более традиционный PCM1793). Для регулировки громкости используется резистивная матрица PGA2310 (ранее задействовались 24-позиционный галетный переключатель и 3-позиционная регулировка коэффициента усиления, в пределах порядка 10 дБ). Значения ТТХ относительно предыдущего образца не изменились, разве что на пару дБ понизилось отношение сигнал/шум. Что же касается внешнего облика, то прежде всего бросается в глаза оригинальный дисплей с указанием текущего уровня громкости. Кроме этого, появился полнофункциональный миниатюрный пульт ДУ в алюминиевом корпусе. Выходной импеданс усилителя для головных телефонов составляет 3 Ом, так что, скажем, использование низкоомных арматурных моделей возможно с определенными оговорками.

burson-conductor-virtuoso-headphone-amp-rear-panel-1200-pixels copy.jpg

    Основатели американской компании Audeze — два энтузиаста индивидуального прослушивания музыки, Александр Россон и Шанкар Тьягашамудрам. Прототип своих первых головных телефонов они показали на выставке CanJam в Лос-Анджелесе 6 лет назад. Мы же протестируем нынешнего флагмана модельного ряда — LCD-3. Главная особенность Audeze — использование изодинамических излучателей. Впервые они появились на модели головных телефонов Wharfedale ID1 в 1972 году. Изодинамик — частный случай классического ленточного излучателя. Металлическая или металлизированная лента имеет крайне низкое сопротивление и нуждается в согласующем трансформаторе для подключения к усилителю. В изодинамическом излучателе на пленку нанесена токопроводящая дорожка в форме меандра и используются стрежневые магниты. За счет длины дорожки сопротивление вырастает до приемлемых значений. 40 лет назад компания Yamaha выпустила наушники HP-1, чей внешний облик был разработан известным дизайнером Марио Беллини. Отечественная электронная промышленность практически один в один скопировала их и производила под названием ТДС-5. И в тех, и в других использовались ортодинамические излучатели. Это вариант изодинамических излучателей, где дорожка на пленке имеет форму спирали, а магниты используются дисковые. Недостаток у таких излучателей, по сути, только один — крайне высокая детальность, что делает их не лучшим выбором при прослушивании посредственно сделанных записей.
    Тестируемые наушники, прямо скажем, массивны, таковыми они и выглядят. Тем не менее, металлическая фурнитура, а также отделка деревом и кожей вызывают устойчивое ощущение добротно сделанной вещи, призванной служить не один год. Упаковка — лакированная шкатулка, в комплект входят стандартный кабель на 6,3 мм, а также вариант с 4-контактным балансным разъемом, кроме этого, есть переходник на 3,5 мм.

Прослушивание
    Головные телефоны так прочно вошли в нашу жизнь, что мы себе не представляем наше существование без пары излучателей, способных отделить нас от всего остального мира. И вот тут я не могу не заострить внимание на одной детали. В момент появления наушников принимаемые сигналы были столь слабы, что их было бессмыссленно пытаться воспроизводить акустическими системами. В эпоху культа аппаратуры наушники стали способом уединения с любимой музыкой, пусть и ценой утраты стереосцены и тембральной достоверности. Звук надолго поселился внутри нашей черепной коробки, несмотря на то, что обыкновенно мы воспринимаем источник звука извне. Думаю, не будет ошибкой сказать, что все прошедшие годы компании, которые всерьёз занимались головными телефонами, делились на две когорты. Первая стремилась хоть как-то сохранить тембральный баланс, выставляя воспроизводимое пространство на второй план. Оппоненты считали важным правильно воспроизвести качественную двухмикрофонную запись. До поры до времени это не особо у кого получалось. Скажу как большой ценитель головных телефонов: чем лучше наушники - тем выше ростом гномы, что маршируют и пританцовывают внутри головы. Исключений я не встречал. По крайней мере, мне так казалось. Вся музыка существует исключительно в пространстве между левым и правым ухом. А там не очень много места. 

500x1000px-LL-287f6035_DSCF7067 copy.jpg

    Но самое интересное не в этом. Почти полвека индустрия, в том числе и военная, стремилась приспособить головные телефоны для усиления слабого сигнала, а последующие полвека промышленность старалась приспособить головные телефоны, чтобы поселить сцену внутри отдельно взятой головы слушателя. Лишь относительно недавно отдельные компании стали пытаться изготовить головные телефоны, хоть отдаленно воспроизводящие звуковое пространство разнесенных акустических систем. Безусловно, глупо говорить об этом в отрыве от усилителей, способных адекватно воспроизвести звуковой сигнал. Связка Burson и Audeze показалась мне уникальным событием за прошедшие десятилетие. Как бы я ни относился к своим любимым брендам, но я искренне пытался оценивать их с точки зрения тембрального баланса, давно утратив веру в то, что звучащее пространство в наушниках может выйти за пределы головы. Audeze были первыми, кто эту веру разбили. Вторым, собст венно, был Burson. Потому как без приличного усилителя для наушников последние не звучат даже на половину своего потенциала. Сильная сторона Burson — это его возможность работать как внеший ЦАП от компьютера. Может, в этом месте стоит разделить ощущения — для тех, кто интересуется звуком меж двух излучателей, и для остальных, — но как бы я ни старался, мне каждый раз достаётся от своих коллег. Кто-то больше всего ценит полновесность меди в духовом тутти, кто-то оценивает тембральный спектр состава, кто-то акцентирует своё внимание на вокализе. Каждый из них по-своему прав. Мне всегда казалось, что самое главное — это возможность услышать привычные звуки не в двуканальном варианте, а в стерео. По крайней мере, в моей юности это стоило отдельных денег, и немалых.

AUDEZE_EPK-July_2012-7 copy.jpg

    Я отслушал в этих наушниках с полтора десятка любовно отложенных в сторону записей. Audeze — бесспорно, одни из самых достойных наушников, встречавшихся мне в моей жизни. Возможно, достойных настолько, насколько их делает достойными Burson. Эта комбинация в состоянии вытянуть из «подубитой» записи эмоции живого выступления. А по-настоящему достойную запись Audeze и Burson воспроизводят совершенно неповторимо. По крайней мере, раньше я считал, что для достижения подобного уровня звучания необходима сумма, эквивалентная стоимости иномарки представительского класса. Теперь я понимаю, что несколько переоценил тот уровень, который, как минимум, способен устроить меня. Audeze — открытые головные телефоны, а я всегда был склонен относить это к минусам, но всё остальное, которое «за», настолько перевешивает, что и пенять на открытость этих систем как-то неуместно. Тем более, что всегда можно сравнить внешнее излучение мембран головных телефонов и излучение, скажем, даже полочных акустических систем. Что называется — почувствуйте разницу.
    Рок комплект играет правильно. Почти канонически. Иногда хочется чуть подбавить «мясца», но это, скорее, издержки вкуса, испорченного эпохой эквалайзеров. В целом Audeze и Burson формируют очень приличный и правильный бас с хорошей детализацией и несколько акцентированной серединой. По мне — просто находка для ценителей Manfred Mann или Alan Parsons Project. Я вслушивался в до блеска «отполированные» многочисленными прослушиваниями Angels At My Gate и не мог найти, к чему бы придраться. Да и само слово «придраться» казалось каким-то нелепым, шероховатым и неуместным. Блюзовые и джазовые композиции в исполнении Audeze и Burson были, как правило, безукоризненны и великолепны ровно настолько, сколько в них было заложено на этапе создания. А вот то, что Audeze — это прекрасный шанс услышать симфоническую музыку во всем блеске и богатстве динамического диапазона, стоит упомянуть отдельно, хотя и камерные вещи комплект исполняет с пленяющим изяществом.



Вывод
    Несмотря на свой скромный облик, Conductor Virtuoso — один из самых ярких аппаратов в своём классе. Он не просто многофункционален: он — пример того, как целое может быть больше, чем просто сумма составляющих. Многие усилители, оснащенные выходами для подключения головных телефонов, как ни странно, на это самое подключение не рассчитаны и имеют гнездо, скорее, для галочки, но в случае с Burson дело обстоит ровно наоборот. Что же касается Audeze — тут всё просто. Это лучшие наушники в своём классе. Или одни из лучших. Как минимум, одни из лучших, что попадались мне в руки. Для меня этого достаточно. А сомневающимся предлагаю убедиться в этом самостоятельно. Потому что в случае с Audeze — лучше один раз услышать, чем десять раз увидеть.


Источник: журнал Pro High End