Обзор кабелей Purist Audio Design и 25th Anniversary

03.06.2015 Возврат к списку Просмотрено: 902 раз
    Я пишу этот отчет и представляю себя в плаще с поднятым воротником и шляпе. На мне темные очки, вокруг дождь, ветер и ночь, я предусмотрительно встал так, что уличный фонарь у меня за спиной. Мой голос искажается до неузнаваемости специальным шпионским устройством.
    Чувствуете атмосферу? Тогда давайте начнем обсуждать кабели.
    В какой-то момент, причем не так уж и давно, я начал осознавать, что кабели, что ни говори, влияют на звук. Более того, я раз за разом убеждался, что фундаментальные звуковые особенности моей системы могут существенно измениться после замены всего лишь одного, но ключевого, межблочного или сетевого кабеля. Предвосхищая ваше возмущение, добавлю, что изменения, как правило, происходили в сторону ухудшения! То есть появление нового кабеля не приводило к волшебному расширению звуковой сцены или локализации в ней тех инструментов, которых я ранее слышал. Ни один новый кабель не мог переделать звук так, чтобы транзисторный усилитель зазвучал как ламповый однотактник, или однополосный динамик вдруг приобрел мощный бас. Замена кабелей редко приводит и к изменению тембральной подачи тракта — хотя, такое и случалось, и, кстати, стало причиной того, что я избегаю кабелей с проводниками из экзотических металлов (читай, не меди). Есть и предел человеческой доверчивости, в конце концов.
    Вообразите теперь мое состояние, после того как шеф Purist Audio Design Джим Од прислал мне на тестирование экзотические кабели. Весьма экзотические...

img_3453 copy.jpg

Как я дошел до такой жизни  
    Упомянутые кабели от Джима представляют новую "архитектуру". Да, да, подход Джима почти архитектурно-строительный — он проектирует кабель. Каждая серия имеет название (Dominus, Aqueous Aureous, Vesta и т.д.) и включает в себя межблочники, кабели к АС, силовые и т.п. Время от времени Purist Audio переходит на новую архитектуру, что означает целый комплекс изменений и улучшений конструкции, примененный к каждой модели из серии. Каждый такой переход также получает название "ревизии": самая последняя из них Luminist Revision, а предыдущая была — Praesto Revision. Звучная латынь, не правда ли?
    Моя "Эталонная система номер 1", в которой я буду испытывать эти кабели, обычно включает в себя набор электроники Vitus Audio из серии Reference и акустические системы Tidal Contriva Diacera SE. Кабели Purist Audio уже бывали в этом комплекте — по рекомендации моего знакомого Дага Вайта, аудиодилера из Филадельфии. Именно Даг отправил меня в данное зазеркалье — я купил у него колонки Contriva пару лет назад и вокруг них собственно и строился мой тракт. Даг всегда дает мне ценные советы, что подойдет в мою систему, а что — нет.
    Кабели Purist — его рекомендация. Какое-то время тому назад Джим давал мне на пробу целый набор Praesto Revision (из серии Corvus, в основном, плюс силовые Aqueous Aureous; свои впечатления в контексте тестирования электроники Vitus Audio я описал в другом тесте). На мой вкус, эти кабели характеризовались полноценным, богатым звучанием, с глубокими тональными красками, неутомительным, слегка смягченным верхом — в целом, противоположно нейтральной подаче набора кабелей Wy Wires Silver, которые я тогда использовал. Уж простите за избитую аналогию, но разница в звуке между этими наборами кабелей соответствовала стереотипу "ламповый" звук против "транзисторного". В том случае  я предпочел звук Purist и в данном тракте их и использовал.
 
Ремарка
    Разница действительно значительная. В слепом тесте две из трех форелей выбрали именно такое кабельное подключение за бокалом шардоне (кашляет в сторону). Ремарка к тому, что вы должны простить мне "субъективистский" подход — нет у меня квалификации, чтобы это измерить и нет измерительной техники, нет и возможности отправить кабели кому-то, кто сможет провести "объективные" измерения на соответствующем оборудовании. И слепой тест, кстати, не может быть объективным — наука считает правильно проведенное двойное слепое тестирование всего лишь одним из вариантов субъективного тестирования. Испытание - лакмусовая бумажка, для того, чтобы проверить среднестатистического испытующего. Правильно организованное и проведенное двойное слепое тестирование указывает на возможность получения объективных результатов, но само по себе объективных результатов не создает. Это раз. А два — я ведь провел тестирование. Эмпирическое, без формул и параметров. Но чтобы знать, надо увидеть. Чтобы проверить теорию на жизнеспособность, исследователь создает условия, которые могли бы ее опровергнуть. И, как это не печально, двойное слепое тестирование, таковые условия не создает. Что же касается меня, я провел сравнения с разными кабелями не только в домашнем тракте, но и в других. Множество прослушиваний, множество трактов, разная аппаратура, хорошая музыка, хорошие уши. Если вы такое тестирование не принимаете на веру — я не против. Послушайте сами.

Purist Audio Design и обновление Luminist Revision
    Как я уже говорил, Luminist Revision — это ревизия, обновление и улучшение кабелей Praesto Revision, которая появилась в прошлом году.
     Недостаток кабелей Praesto сразу виден: кабели очень толстые. И довольно жесткие, так что если подключаемый аппарат легковесен, то возникают неудобства: кабель может приподнять его над полкой! В обновлении Luminist многое изменилось...
    Вот, что пишет сам Джим Од о целях и задачах проекта: 
«В нашей линейке Luminist сочетаются инженерные усовершенствования и конкретные улучшения звука. Во всех моделях мы перешли на более качественные разъемы, уменьшился диаметр кабеля, увеличилась его гибкость. Во всех моделях снижена собственная емкость. В итоге, по всем параметрам — от более эффективной защиты от радиочастотных помех и вибраций до пользовательского удобства сменных наконечников "лопатка" или "банан" — мы считаем новые кабели вершиной нашего 30-летнего опыта разработок.

    Наши кабели производятся у нас на заводе, в США, вручную. В них сочетаются инновационные инженерные решения и труд мастеров с золотыми руками. Мы верим, что наука и искусство могут работать вместе. Новое обновление серии мы назвали в честь художественного течения, характерного передачей красоты окружающей природы, выразительности света и деталей.
     Художники-люминисты радовались красоте природы и свету неба. Они выражали визуальную глубину окружающего мира — так же, как мы выражаем глубину тембров и естественное течение исполнительской интонации. Картины люминистов написаны филигранными мазками тонкой кисти — мы надеемся, что обновление Luminist достигнет такого же результата в музыке, соединяя вас с ней согласно замыслу исполнителя и помогая радоваться красоте натурального звучания.»
    За счет новой конструкции кабели теперь значительно тоньше! Диета помогла — нет, лучше не буду углубляться. Так или иначе, подключение теперь намного более удобное, так что тем, кто хочет попробовать Purist Audio впервые, стоит начать именно отсюда.
     Вообще говоря, каждая серия кабелей, выпускаемых Purist, имеет свои конструктивные и структурные особенности. А это 10 линеек межблочных, колоночных и силовых кабелей, плюс 6 серий цифровых кабелей и кабелей для тонармов! Основные различия заключаются в примененных металлах проводников: начиная от видов меди в начальных сериях, затем сплавов благородных металлов (серебра и золота) с медью в верхних линейках, и заканчивая чистым серебром или набором монокристаллических проводников серебро и медь в колоночных кабелях “25th Anniversary”. Естественно, различается и суммарная площадь сечения используемых проводников. Самым любопытным и необычным решением все же является другое - особые меры по демпфированию.
   В двух начальных сериях, Vesta и Genesis, нет каких-то заметных особенностей — это, если можно так сказать, традиционные кабели, надежные, солидно сделанные, с высококачественными разъемами и материaлами. А вот уже в следующей серии, Musaeus, проводники оказываются уложенными в трубку, заполненную специальным материалом Ferox.
    Ferox!? Что это?— спросите вы. Не спешите, я объясню.
    Джим, когда объясняет, обычно использует сравнение с гитарной струной. В кабелях других производителей практически не предусмотрены какие-либо меры, препятствующие распространению вибраций. И если вибрации попадают в кабель, то в нем возникают механические резонансы. Небольшие по амплитуде, но они есть. Если же проводники задемпфированы соответствующим материалом, то вибрации поглощаются. Параметры передачи сигнала улучшаются. Ненамного, но улучшаются.  
    Джим начал применять демпфирование в кабелях с 1986 года. Он назвал это демпфирование Fluid (жидкостным), так как, по сути, оно и есть жидкостное. Это водный раствор-суспензия различных химических и минеральных веществ, который выполняет ряд функций. Но это только один вид демпфирования. Ferox— это нечто иное. Ferox представляет собой тонкий порошок на основе кремния с многочисленными добавками металлических порошков и других присадок. Наконец, в арсенале имеется и третий способ — демпфирование с помощью Contego, смеси Ferox и Fluid в пропорции, выбираемой в зависимости от желаемого результата. Какого результата?
     Начнем с того, что демпфирование, естественно, борется с механическими вибрациями. Попробуйте быстро двигать ладонью в ведре с песком или с водой. Точно также проводники не могут вибрировать, находясь в "канале" с поглощающим материалом. Но это еще не все: в качестве дополнения — и в зависимости от состава демпфирующего материала — можно получить экранирование от радиочастотных и электромагнитных помех. Этот фактор вполне поддается измерениям. Отношение сигнал/шум в демпфированном кабеле, по данным Джима, улучшается на 1 дБ. Ненамного, но улучшается. Убедительно, не так ли?  
interconnect-cutway copy.jpg

Разрез кабеля Purist Audio Design и различные компоненты его структуры

    На тестирование пришли межблочники из серий 25th Anniversary и Dominus: по стереопаре в двух вариантах RCA и XLR (балансные).  Вовсе недешевые: 25th Anniversary продаются в розницу за $9055 с разъемами RCA, балансная версия на $400 дороже. Dominus же стоит  $5970 с RCA, а с XLR еще на $90 дороже. (Указаны американские розничные цены – ред. Т-АРТ).
    И кстати, эти кабели — самые дорогие, причем намного более дорогие из всех, которые когда-либо побывали в моем тракте. Сама мысль о том, сколько стоят эти две пары проводов, вызывает головную боль и крушит само понятие потребительской ценности. Но экономика  экономикой, а мои наблюдения будут вне ее приложений.
    В кабеле 25th Anniversary проводник — монокристаллическое серебро, одна жила. В Dominus используется многожильный проводник с изолированными жилами (лицендрат) из сплава меди, золота и серебра. Впечатляет. Такие проводники удорожают готовое изделие, так что количество проданных кабелей будет ограничено. Что ведет к следующей проблеме — проводник ведь закупается у специалиста по заказным проводам и закупается в определенном количестве, точнее длине. И пока вся эта длина не будет использована в готовой продукции, точнее даже в проданной готовой продукции, то производитель, то есть Purist Audio, должен держать неизрасходованный запас "сырья" на складе. Сколько времени он будет там храниться — предсказать трудно и возврат вложений не будет быстрым. Прибавьте к этому дополнительные расходы на разработку, на производство в США, на сертификацию (а кабели электропитания Purist сертифицированы лабораторией UL) — все эти расходы оплачены еще до того, как готовый продукт попадает к дистрибьютору, дилеру, поддерживается маркетингом, так что итоговая высокая цена уж не так и удивительна, в конце концов. Варианты? Цена может быть снижена. Но тогда мы должны покупать больше. И намного больше.
    В цену, кстати, входит пожизненная гарантия покупателю (первичного рынка). Это что-то значит. Качество изготовления очень высокое и процент возврата по браку смехотворно мал. В качестве испытания на надежность, Джим клал кабели поперек техасской местной автодороги, небольшой, но оживленной. На целый день и без последствий. Кабель будет работать, даже если проткнуть его шипами от напольных акустических систем. Хотя, если быть точным, то после шипов оболочка начнет протекать.  «А так, — говорит Джим, усмехаясь — все будет в порядке. Ну, разве что рассерженная бывшая возьмет в руки нож для рубки мяса». Судя по его усмешке, такие случаи были... Держа в руке увесистые тела кабелей электропитания Dominus, я вспоминаю фильмы ужасов, вроде "Зловещих мертвецов". «Вполне может послужить средством самообороны», — говорю я. — «На вечернюю прогулку полезно взять с собой Dominus», — ухмыляется Джим. Я был прав...

img_3459 copy.jpg

О прослушивании и пользовательских особенностях   
    Итак, получен набор дорогих кабелей и предназначается он для моей главной системы №1. Думаете, что я расскажу, как они проявили в системе №2? А вот и нет! Почему? Увидите...
    Первое: подключение силовых кабелей Dominus в мой тракт оказалось проблематичным. Даже с учетом изменений после обновления Luminist Revision массивный кабель остался для моего случая массивным и толстым. Более того, новый кабель все равно толще, чем мои Praesto Aqueous Aureous. Так что к подключению этих толстенных, сертифицированных UL кабелей нужно приложить творческую жилку и хитрость, особенно в условиях тесноты на аппаратной полке. Расценивайте это как предупреждение... В итоге сетевыми кабелями Dominus были подключены усилитель мощности и предусилитель от Pure Audio, которые также проходили тестирование в моей системе. Межблочники Dominus я использовал между ЦАПом Bricasti D1 и предварительным усилителем Pure Audio, а межблочник 25th Anniversary между предусилителем и моноблоками.
    Общий характер звука в получившемся тракте существенно отличался от того, к чему я привык в своей референсной системе. Дело в том, что мой тракт №2 построен вокруг высокочувствительных акустических систем — это либо Hørning Hybrid Eufrodite Ellipse или Daedalus Audio Ulysses V2. Поскольку чувствительность любой из этих моделей выше 98 дБ им, естественно, не нужен усилитель мощностью 65 Вт, пусть и в классе А. Но, между нами, запас карман не тянет, правильно? Много экспериментов я провел, пытаясь улучшить бас от этих АС, регулярно сравнивая их с большими Tidal Contriva — а поскольку усилитель из тракта №2, однотактный вундеркинд Border Patrol мощностью 7 Вт в испытаниях Tidal Contriva не помощник, комплект от Pure Audio, прибывший на тестирование, оказался весьма кстати. Пробуй то — и пробуй это. Девиз на ужин...
    Кое-какие общие соображения: Переходя от АС к АС при неизменной электронике, но с разными кабелями, я уверенно диагностировал расширение стеропанорамы. Небольшое. Но устойчиво заметное. Сцена вырастала, объекты в ней становились четче, как будто лучше освещены.
    Собственно характер звучания тоже менялся, хотя и не слишком очевидно. В чем-то изменения напомнили мне услышанное когда-то во время тестирования  Silver Circle Tchaik 6: условно говоря, в звуке стало больше деталей, но это условное, не вполне точное описание впечатлений. Скорее менялась фокусировка, детали сцены становились четче. И опять же, этот эффект не назовешь очевидным или ярко заметным. Нет, он был неярким, но присутствовал.
    В ламповой системе моим эталонным набором кабелей считаются ленты (весьма внушительной ширины) от MG Audio Design в сочетания с кабелями электропитания TelWire. Этот выбор — плод нескольких лет поиска и в моем тракте они дают отличнейший результат. Хорошая детальность, абсолютно замечательный бас и, в целом, породистый проработанный звук. В какой-то момент я ненадолго вернул в систему ламповый усилитель Border Patrol и оказалось, что набор кабелей Purist дает максимальное приближение к звуку, к которому я привык в эталонном тракте — но и, вдобавок, привычное расширение диапазона частот дополняется еще более высокой точностью нюансов. В звучании сочетаются мягкость, непринужденность и то богатство, которое, грубо сравнивая, обычно проявляется у усилителей класса А в сравнении с усилителем класса АВ. Именно так. Приятный неяркий блеск. Нежное завлекательное свечение. Когда в тракт вернулись транзисторные усилители, это свечение, безусловно, оказалось нужным и помогло навести мосты между звуком моих двух систем: "традиционной ламповой" и "модерновой транзисторной".
    В тракте с электроникой Vitus Audio и АС Tidal Contriva набор кабелей Luminist оказался идеально на месте. Эта система (№1), собственно, уже включает в себя кабели Purist Audio  и они пришлись в ней ко двору. Естественно, что я тщательно сравнил мои Purist Praesto с новыми Luminist. Правда, мои Praesto из линейки Corvus, то есть с медными проводниками, а Luminist из более дорогой линейки Dominus, то есть с проводниками из сплава золото-медь-серебро. Сравнение не совсем корректное, но интересное. Так или иначе, но Luminist, а в особенности электросетевой кабель Dominus, в сравнении с Praesto опять же давали расширение частотного диапазона и упомянутое "сияние" с ними было более явно. В целом, я бы оценил прирост качества как вполне значащий. Не такой, конечно, как при замене усилителя, но значительный.
    Да, я начал глубоко вникать в кабели...
 
Вывод
    Тестируемые аудиокабели производства Purist Audio Design не только представляют собой завлекательный образчик инженерной мысли, но и, на мой слух, отлично работают для воспроизведения музыки. В вашей системе, на ваш слух, будут ли они так же великолепны?  Вот это вопрос, на который ни один эксперт не в состоянии ответить... Уж слишком много переменных в этой задаче. Как всегда решение одно — попробуйте сами. Я только могу рассказать о том, что слышал и видел сам, а что с этим делать дальше — решать вам.
    В моем понимании, то воздействие, которое оказывает смена кабелей в тракте, нельзя назвать поворотным и архиважным. При этом я, безусловно, наблюдаю, что влияние кабелей есть. Почему они влияют, и почему влияние оказывается именно таким, я сказать не могу, честно говоря. Уверен, что при желании вы приведете много аргументов в пользу того, что услышанное мной не вероятно и не может быть никогда. Очередное упражнение в толкованиях или деконструкции аргумента мало меня привлекает, даже с учетом почти неизбежности будущих споров.
    Наилучший результат проявился в тракте с акустическими системами дороже других. Что неслучайно: Tidal Contriva исключительно точны, аккуратны и изготовлены с высочайшим качеством. Они воспроизводят полноценный звуковых диапазон от самых низов — и огромны по размерам. Звучание их имеет высочайшее разрешение, не хуже любых других АС, которые я слышал, но при этом не раздражает и не утомляет, тыкая мне в нейроны коры головного мозга горячими иголками. В тракте с этими АС — и с замечательной электроникой Vitus Audio и Pure Audio, так непохожей друг на друга —  кабели Purist Audio Design дали мне несомненный прирост качества звука, причем в каких-то случаях очень значительный.
    Если ваш кошелек готов и сила воли позволяет, то могу только рекомендовать попробовать эти кабели в вашей системе как можно скорее.     


Источник: www.t-art.ru