Leema Constellation и ProAc Response D48R

03.06.2015 Возврат к списку Просмотрено: 1900 раз
    Вам наверняка приходилось слышать о таком понятии, как «английский звук», под которым обычно подразумевают воспроизведение исключительной ясности и деталировки. В системе, которую мы представим ниже, была предпринята попытка достичь музыкальности через абсолютно точную и чистую передачу нюансов.
    Шерлок Холмс всегда докапывался до истины, отыскивая мельчайшие детали и складывая из них полную картину произошедшего. Его метод наверняка сработает и в таком деле, как воспроизведение музыки с самого массового носителя. Я имею ввиду CD и навязанный на многие десятилетия стандарт оцифровки PCM 16/44,1, из-за известных технических ограничений которого хай-файная техника не могла воссоздать оригинальную запись во всей полноте нюансов. А вот насколько современные проигрыватели продвинулись в этом отношении, мы и постараемся выяснить, исследуя мельчайшие детали звуковой картины.
    Звуковая картина, не потеряв формально ни в прозрачности, ни в деталировке, обрела отменную артикуляцию и окончательно зафиксировалась в пространстве.
    Добраться до правды нам помогут британские компоненты, обладающие в своем классе, пожалуй, наивысшим звуковым разрешением. К таковым я стал относить акустику ProAc после того, как в ней стали использоваться ленточные твитеры. Электронные компоненты Leema Acoustics, с которыми мы познакомились на недавней презентации, созданы двумя энтузиастами, бывшими инженерами BBC. Компания названа по первым буквам их фамилий — Lee и Mallory. А ведь именно личностью разработчика определяется идеология и конечный результат – звучание компонентов.

leema_01 copy.jpg

    Напольная акустика ProAc D48R при солидных габаритах отличается редким минимализмом. Ленточная пищалка расположена между двумя 20-сантиметровыхи мидбасами, образующими схему д’Апполито. Фазоинвертор выведен вниз, он работает через щель между дном корпуса и установочной платформой. Удивительно, как вообще удалось в двухполосной по сути системе согласовать легкий отзывчивый твитер с динамическими головками немалого калибра. Возможно, секрет кроется в конструкции последних — вместо привычного центрального колпачка на лёгком диффузоре закреплён довольно крупный тканевый купол. Логично предположить, что именно он механически оптимизирован под излучение средних частот, а окружающая ее жесткая часть – под бас.
    Удивительно, как вообще удалось в двухполосной по сути системе согласовать легкий отзывчивый твитер с динамическими головками немалого калибра.
    Проигрыватель Leema Antila II помимо CD-привода, напоминающего старый добрый Philips CDM-2 и формы корпуса, единой для всех компонентов серии Constellation, примечателен тремя конструктивными решениями. В механизме используется модифицированные сервосистемы и управляющие программы собственной разработки, за счёт чего удалось понизить уровень джиттера до 40 пс (типовое значение для CD-драйвов почти на порядок выше). Начиная с цифрового приемника тракт абсолютно симметричен, и данные для преобразования в аналог поступают по балансным линиям. Конвертеров, соответственно, четыре, это дельта-сигма ЦАПы разрядностью 24 бит, работающие на частоте 192 кГц. За счёт такой схемотехники (фирменное название Quattro Infinity Multi-DAC) значительно снижается уровень шумов и искажений, улучшается разделение каналов. Помимо линейных и балансных выходов проигрыватель имеет коаксиальный и оптический выходы.
    Идеология предварительного усилителя Leema Pyxis II близка источнику – он тоже абсолютно симметричен. По сути, это два усилителя в каждом канале, по одному на каждую фазу сигнала. Балансное подключение предусмотрено даже для внешнего RIAA-корректора, хотя на борту имеется и свой, с отдельными входами под головки ММ и МС. Имеется также встроенный ЦАП 24 бита/96 кГц, к которому можно подключиться по USB или коаксиалу, и высококачественный усилитель для наушников. Электронный коммутатор, рассчитанный на семь входов, включая и гнездо 3,5 мм на лицевой панели, позволяет независимо выбирать и источник для записи на рекордер. Из полезных опций отмечу еще возможность подстраивать чувствительность для каждого входа, электронную регулировку громкости, баланса и тембра по НЧ/ВЧ.
    За счёт схемотехники Leema Quattro Infinity Multi-DAC значительно снижается уровень шумов и искажений, улучшается разделение каналов.
    И, наконец, оконечник Leema Hydra II. Он, разумеется, тоже балансный. Задняя панель изобилует терминалами и переключателями — помимо RCA и XLR-входов предусмотрены отводы на второй усилитель для бай-ампинга, входы для процессора многоканального звучания, переключатели в мостовой или в монофонический режим, причем с возможностью выбора канала для воспроизведения – левого, правого или обоих вместе.
    У всех перечисленных компонентов имеется собственная шина единого управления LIPS, позволяющая строить сложные многозональные системы с бескомпромиссным качеством соединений. В частности, если по LIPS соединить Pyxis II с Hydra II, то сигнал будет передаваться с максимальным уровнем, а громкость — регулироваться на входе усилителя мощности. Понятно, что в таком случае получится солидный выигрыш по шумам и искажениям.

leema_05 copy.jpg

    В нашей системе оконечник занял место по чисто аудиофильским соображениям. Сильноточные выходные каскады, способные справиться с низкоомной нагрузкой, а также система питания с двумя силовыми тороидальными трансформаторами и ещё одним, дополнительным, для цепей управления, свидетельствуют о стремлении разработчиков получить полный контроль над акустикой при любой выходной мощности и свести к минимуму помехи по шинам питания. С 4-омными системами (а именно такое номинальное сопротивление у ProAc D48R) усилитель способен выдать около 300 Вт при искажениях порядка 0,004%.
    Для очистки сетевого напряжения мы задействовали дорогой, но реально эффективный дистрибютор питания Groneberg с пятью силовыми розетками.
   В качестве акустического кабеля был выбран немецкий Lindemann Speaker Connect (чистая медь криогенной обработки, идеология витой пары). А между собой компоненты будут связаны кабелями Siltech Classic Anniversary 330i с серебряными проводниками и RCA-терминалами.
    Погружаясь в прослушивание, пришлось некоторое время адаптироваться. Не было сомнений, что в нашей системной комбинации получился настоящий «английский звук»: предельно чистый, с нейтральным тональным балансом, беспрецедентно богатый на нюансы. В тоже время воспроизведение не имело признаков динамических и пространственных ограничений, чем больше напоминало американскую школу.
    И вроде бы всё в порядке, всё на месте, красиво и даже изысканно… Но чувствуется некоторый перебор с контрастностью – предельно высокое звуковое разрешение балансирует на грани потери пластики. Если проводить вкусовые параллели, звучание напоминало экстра-брют – тонкий по вкусу, но немного щекотливый. А такие ощущения – на любителя.
   Чтобы смягчить «вкусовую гамму», мы заменили серебряные «Силтеки» на бельгийские межблочники Aktyna SCM Cortex, которые примечательны не столько изоляцией из натуральной конопли, сколько проводниками, в которых на медную основу с добавками теллура осаждено золото. Система моментально отреагировала: звучание стало богаче на тембры, не потеряв ни динамики, ни чистоты, ни детальности. Вместе с этим изменился и «информационный баланс» – кабели подчеркнули значимость нижней середины и понизили в статусе верхнюю часть. Они мягче передавали также бас и добавили «воздуха» (но не ясности) в высокой полосе. Получился интересный результат, подвигающий на длительное прослушивание в свое удовольствие. Однако ощущение некоего компромисса все равно оставалось.
    Не было сомнений, что в нашей системной комбинации получился настоящий «английский звук»: пронзительно чистый, с нейтральным тональным балансом, беспрецедентно богатый на нюансы.

leema_02 copy.jpg

   Нет, всё-таки этой системе необходимо серебро! К такому выводу я пришел, когда поставил балансные Slinkylinks Pure Silver. Во-первых, с переходом на XLR в звуковой сцене «материализовались» все инструменты с высоким спектром. Во-вторых, еще лучше прорисовался рельеф в нижней части и добавилась живая атмосфера. Но главное, что завершилась «информационная война» в средней полосе – теперь не было выделения какой-то одной части этого диапазона, самого важного для музыкального восприятия. Отчего и вся картина стала восприниматься иначе. Она, не потеряв формально ни в прозрачности, ни в деталировке, обрела отменную артикуляцию и окончательно зафиксировалась в пространстве по всем трем измерениям. Вот лишнее доказательство тому, что при построении высококлассной системы мелочей не бывает.
    А самый важный вывод я сделал, когда уже выключил систему и стал раскладывать по коробкам компакт-диски. В ходе «следствия» я как-то совершенно позабыл, что все время слушал именно CD, а не аудиофайлы Hi-Res. Обращая внимание на нюансы, удалось построить абслолютно достоверную звуковую картину. Значит, дедуктивный метод и в нашем деле имеет право на жизнь…


Источник: журнал "AudioVideo"