Напольные АС KEF Reference 5

24.07.2015 Возврат к списку Просмотрено: 872 раз
    Британская компания KEF знаменита своими инновациями в аудиоиндустрии, множеством патентов, а также внедрением в процесс проектирования акустических систем современных методов измерений и численного моделирования. При этом разработка большинства фирменных технологий KEF напрямую связана с акустическими системами семейства Reference. Первые громкоговорители под этим именем были выпущены KEF 42 года назад, за последовавшие десятилетия серия многократно обновлялась, оставаясь при этом эталонном качества звучания High-End. И пусть в последние годы, после выхода эксклюзивных акустических систем Muon и Blade, место серии Reference в иерархии громкоговорителей KEF уже не находится на самой вершине, акустические системы Reference по-прежнему воплощают премиум-класс по технологиям, дизайну и качеству воспроизведения.
    В 2014-ом году династия KEF Reference пополнилась новой серией THE REFERENCE – именно так, все большими буквами. Новая серия насчитывает 6 моделей вместо девяти громкоговорителей предшествующей линейки, однако, проиграв в количестве, серия ничуть не потеряла: она включает напольные модели, полочный громкоговоритель, пару центров и активный сабвуфер ‒ вполне достаточно для того чтобы составить многоканальную аудиосистему или озвучить домашний кинотеатр. Нет в серии, разве что, специализированного тылового громкоговорителя для ДК, подобного модели 206/2ds.
Дизайн новых "референсов" разительно изменился, особенно ярко эти отличия видны при сравнении напольных флагманов, современного Reference 5 и его предшественника Reference 207/2. По сути, за исключением вездесущих для KEF коаксиальных драйверов Uni-Q, остальные черты конструкции приобрели новый вид, начиная с высокого, стройного корпуса и продолжая массой свежих технологических решений: басовых динамиков, ФИ-портов и т.д.
    В этом обзоре мы познакомимся с флагманами новой "референсной" линейки моделями Reference 5. Напольные "башни" отличаются узкими корпусами строгой прямоугольной формы: рост колонок ‒ около полуметра (139.7 см включая опоры), ширина кабинета ‒ 205 мм. Рядом с Reference 5 предыдущие лидеры семейства, модели 207/2 выглядят приземистыми и массивными. Хотя на самом деле вес у этих акустических систем почти одинаковый: 60.2 у "пятерок" против 66 кг у 207/2. Основной кабинет Reference 5 сделан из MDF и разбит сплошными перегородками на три изолированных отсека ‒ два для басовиков и один для СЧ/ВЧ-модуля Uni-Q. Внутри корпус дополнительно укреплен многочисленными распорками. Интересна новая лицевая панель, представляющая собой сэндвич из алюминиевых листов, разделенных слоем резины ‒ такая конструкция должна лучше гасить вибрации и резонансы. Однако антирезонансный фасад это еще не все, соединения корпусных стяжек, динамиков и панелей корпуса также проложены демпфирующим материалом.

f9fa818313 copy.jpg

1) АС оснащены СЧ/ВЧ-модулем Uni-Q и четверкой 165-мм басовиков
2) тяжелый корпус из MDF разбит на отсеки и укреплен распорками
 
    Для пущей жесткости лицевая панель привинчена к задней восьмеркой длинных металлических стержней. Места, где стержни входят в заднюю панель, закрыты резиновыми нашлепками, которые хорошо видны, если подойти к колонкам с обратной стороны. Кроме того на задней панели расположены два фазоинверторных порта Flexible, о которых мы еще расскажем ниже, и оригинальный коммутационный щиток с фирменными, выточенными клеммами. Четыре клеммы допускают подключение колонок методами Bi-Wiring/Bi-Amping. Клеммные перемычки спрятаны внутрь щитка, задействовать их или убрать можно, поворачивая ручки-размыкатели.

Ref5-Plinth copy.jpg

металлический постамент Reference 5 устанавливается на шипы
 
    Корпус напольников поставлен на металлический постамент, который развязывается с полом посредством металлических шипов. В комплекте с колонками идет целая коробка с разными наконечниками, шайбами, гайками и подпятниками для установки акустических систем на паркет или ковер. Задняя часть постамента несет еще одну любопытная деталь ‒ уровень с воздушным пузырьком ‒ инструмент для перфекционистов, желающих абсолютно ровной установки акустических систем на пол.

9a3801f645 copy.jpg

уровень с воздушным пузырьком - для точной балансировки АС
 
    На вооружении Reference 5 состоят пять динамиков: модуль Uni-Q и четыре одинаковых басовика. Модуль Uni-Q последнего поколения, сделанный на базе аналогичного драйвера акустических систем Blade и Blade Two, оборудован 25-мм твитером и 125-мм СЧ-драйвером. Напомним, что излучатели в Uni-Q располагаются коинцидентно, то есть с совпадением акустических центров, поэтому обе диафрагмы излучают синфазно, с очень хорошим приближением представляя точечный источник звука. Твитер оснащен двойным алюминиевым куполом, конструкция которого значительно повышает прочность и устойчивость мембраны к резонансам. Паразитный звук от обратной стороны мембраны глушится длинной демпфирующей трубкой. В моторе пищалки используется мощный неодимовый магнит и медный наконечник, применяемый для снижения искажений. Купол твитера вставляется в фирменный "волновод" Tangerine, состоящий из неглубокого конического рупора и сложного 9-лепесткового рассекателя. Получившаяся акустическая "линза" выравнивает волновой фронт, уходящий от поверхности купола, повышая чувствительность и улучшая дисперсию звука.

2527d22a06 copy.jpg

модуль Uni-Q последнего поколения
 
    Мембрана среднечастотника, наделенная радиальными ребрами жесткости, изготовлена из сверхлегкого алюминиевого сплава, который выбран ради высокой скорости отклика. В моторе используется конфигурация с длинной звуковой катушкой с двумя алюминиевыми кольцами на керне, расположенными выше и ниже нее. Кольца установлены для компенсации эффекта самоиндукции. Для нивелирования первого резонанса металлического диффузора, в СЧ-драйвере применяется специальная манжета, связывающая звуковую катушку и мембрану. В полосе рабочих частот СЧ-динамика манжета сохраняет жесткость, лишь слегка добавляя вес подвижной части динамика. Но на частотах резонанса свойства манжеты меняются, она начинает проявлять эластичность, действуя как механический амортизатор. Для минимизации эффектов дифракции используется плоский подвес Z-Flex и большой неглубокий рупор, окружающий весь драйвер Uni-Q. Все эти детали без каких-либо выступов обеспечивают акустически гладкий переход от излучателей к поверхности лицевой панели громкоговорителя.
    Рабочий диапазон Reference 5, в отличие от 4-полосных флагманов предыдущих "референсов", разбит на три части. Создатели колонок посчитали, что уменьшение полос пойдет на пользу звучанию: меньше точек кроссовера ‒ меньше временных задержек сигнала. Модуль Uni-Q озвучивает частотную область от 350 Гц и далее с внутренней частотой раздела между излучателями СЧ/ВЧ-звена 2.8 кГц. Нижнюю частотную область берут на себя 4 одинаковых басовика диаметром 165 мм, попарно заключенные в два отсека корпуса выше и ниже Uni-Q. Почти плоские диафрагмы басовиков Reference 5 изготовлены из алюминия, для их крепления к звуковой катушке снова применяется манжета со специальной геометрией, на этот раз жесткая. У получившегося соединения есть две особенности. Во-первых, манжета крепится к диафрагме в узлах колебаний, точках которые остаются неподвижными, когда диффузор входит в резонанс. Таким образом, удается избежать влияния на звук первого, самого сильного по амплитуде резонанса диффузора. Во-вторых, форма манжеты вместе со сквозным отверстием в центре магнитной системы басовика не препятствуют уходу воздуха от внутренней стороны диафрагмы, не вызывая компрессии звука и способствуя воздушному охлаждению мотора. Для симметрии поля в магнитном зазоре и уменьшения искажений керн имеет подрезанный полюсный наконечник и два алюминиевых кольца Фарадея. В моторе используется длинная и необычно крупная (для динамиков подобного размера) звуковая катушка, выбранная для более эффективного отвода тепла и увеличения хода диффузора.

d8747cf979 copy.jpg

1) фасад АС сделан из композита: алюминий с резиновой прослойкой
2) ФИ-порт Flexible и фирменный клеммный щиток
 
    Модуль Uni-Q в Reference 5 работает в закрытой секции корпуса, в то время как отсеки басовиков имеют фзоинверторное оформление. В новых колонках Reference используются версии фирменных ФИ-портов Flexible, изобретенных британскими инженерами для полочных мониторов KEF LS50. Порты с особым профилем раструбов и мягкой поверхностью стенок, покрытых полимерной пеной, были разработаны с помощью кропотливого компьютерного моделирования с использованием методов вычислительной аэродинамики и FEA. Раструб применяется для устранения турбулентности воздушного потока на выходе порта, а эластичные стенки гасят продольные резонансы трубы, особенно неприятные, так как они могут вносить весьма заметный паразитный вклад в звук на средних частотах. Кстати, вынос фазоинверторных портов назад также был сделан для ограничения их возможного негативного влияния на звук, хотя такая позиция портов и требует внимания при размещении колонок относительно задних стен комнаты. Для тонкой настройки баса все АС Reference (кроме сабвуфера и младшего центра 2с) комплектуются сменными портами разной длины. Модели Reference 5 с коротким портом дают нижнюю границу рабочего диапазона ‒ 35 Гц, вооружив колонки длинным портом можно достичь даже большей глубины ‒ до 32 Гц (-6 дБ).
    Разделительные фильтры Reference 5 собираются из отборных элементов с наименьшими собственными искажениями. Для раздела полос используются фильтры малых порядков (1-го или 2-го), как обладающие наименьшими фазовыми искажениями, кроме того в фильтрах применяются специальные цепи для выравнивания частотной зависимости импеданса ‒ чтобы сделать акустические системы максимально дружественными к разным усилителям. Каждый фильтр разработан с помощью тщательного численного анализа, в котором учитываются параметры элементов схемы, частотный и фазовый отклик динамиков. Не забыты даже мелочи: каждый фильтр располагается на отдельной плате с виброразвязкой от корпуса.

a1090af788 copy.jpg

2) 3 стандартных и 2 эксклюзивных варианта отделки KEF Reference 5
 
    Цветовая гамма колонок серии Reference состоит из трех стандартных отделок и двух юбилейных, посвященных 40-летнему юбилею семейства Reference. В трех стандартных вариантах присутствует серебристая лицевая панель с естественным цветом алюминиевого Uni-Q драйвера, черными басовиками и постаментом. Оставшаяся часть корпуса либо отделывается черным рояльным лаком, либо покрывается шпоном американского ореха или палисандра (розовое дерево). В последнем случае шпон еще покрывается прозрачным лаком, дающим поверхности глянцевый отблеск. В обоих вариантах отделки натуральным шпоном древесный рисунок на боках подбирается симметрично. Особые отделки предлагают с одной стороны сочетание медной расцветки Uni-Q с черным окрасом остального корпуса, а с другой ‒ синего Uni-Q с белоснежным окрасом остального.
    Напольные модели KEF Reference 5 ‒ во всех отношениях привлекательный симбиоз современного дизайна, высоких технологий и великолепного качество звучания. Одним словом ‒ эталон, по меньшей мере, для акустических систем схожего класса и цены.
 
Впечатление

ref5-sys copy.jpg

"сегодня" и "вчера": Reference 5 рядом с Reference 207.2
 
    Прослушивание акустических систем KEF Reference 5 проходило в конференц-зале компании «MMS Cinema».
    Для нас встреча с акустическими системами из семейства KEF Reference, вспоминая и многочисленные прошлые издания, стала далеко не первой. В каждом поколении колонки Reference имеют свои технологические изюминки, становясь все совершеннее и совершеннее. Однако инженерам KEF с их сугубо научным подходом, основанном на численном моделировании, измерениях и поэтапной подводке прототипов к лучшим характеристикам, удается не расплескать по пути музыкальность воспроизведения, планомерно приближая ее к живому звучанию.
Вот и Reference 5 многими чертами звучания напоминают своих предшественниц, в чем-то от них все же отличаясь. Из прошлых достижений, перешедших по наследству к новым АС, отметим близкий к идеальному, ровный тональный баланс и правдивые, до мелочей и кристальной ясности проработанные тембры. Показ нюансов столь хорош, что можно с полным правом говорить об изяществе воспроизведения ‒ это уже не просто исчерпывающе переданная партитура, но и все градации эмоций. Притом напольники играют на редкость нейтрально, не добавляя в звук ничего своего, даже в мелочах стараются воссоздать истинную музыкальную картину, запечатленную в записи.
    Гладкость, легкость и воздушность воспроизведения Reference 5 отлично сочетается с впечатляющими динамическими возможностями колонок, знающими как показать звуковую мощь и эффектно передать драматизм музыкального фрагмента. Прозрачность звуковой картины и чистота тембров сохраняются на любой громкости. Это умение работать на контрастах, без видимого напряжения справляясь с экстремальными режимами музыкальной динамики от фортиссимо до тишайших шорохов, очень помогает акустическим системам правильно воссоздавать атмосферу оркестровой музыки.
    Как всегда у топовых акустических систем KEF, музыкальная сцена строится с захватывающим реализмом. Она просторна и обладает прекрасно прорисованными границами, образы исполнителей отображаются с разрешением голограммы. Композиция во всем своем объеме оставляет цельное впечатление, когда не видно какой-то увлеченности солистами в ущерб детализации сопровождения или лучшей локализации образов в центре по сравнению с краями.
    Где лучше всего видны особенности флагманов новой серии Reference, так это в басе. Низкочастотный диапазон "пятерок" обладает глубиной, отменной собранностью, но главное прекрасной скоростью, делающей бас замечательно рельефным. Бас умеет и плавно растекаться, заполняя комнату прослушивания и, словно красуясь, демонстрируя свою раскатистую удаль. Но может звучать ударно, хлестко, замечательной атакой, повышая градус драйва. Бас Reference 5 действительно может быть разным, тут мы имеем в виду сменные фазоинвертоные порты. С длинной трубой колонки дают строгий, аккуратный в каждой нотке, но чуть суховатый низ, в котором ощущается легкий недостаток мид-басовой плотности. Порт с короткой трубой перенастраивает бас Reference 5: теперь в нем чуть меньше фундаментальности нижней октавы, зато мид-бас добавляет в весомости и артикуляции, приобретая некоторую выпуклость. Владелец может сам выбрать, какой порт ему больше по вкусу. Результат же будет зависеть не только от пристрастий меломана, но и от конкретной комнаты, где-то лучше сыграет длинный порт, где-то ‒ короткий.



Измерения

kef-reference5 copy.gif

    Для измерения параметров АС KEF Reference 5 использовалась конфигурация с длинными ФИ-портами. Во всем рабочем диапазоне АЧХ колонок демонстрирует отличную равномерность. Можно отметить, что чувствительность баса начинает идти на спад от 80 Гц, но темп этого уменьшения невысок. АС спокойно дотягиваются до нижней октавы, останавливаясь на границе 29 Гц. В диапазоне 29-20k Гц АЧХ колонок укладывается в +/-3 дБ. По традиции АС KEF показывают широкую направленность излучения в горизонтальной плоскости, у Reference 5 кривая чувствительности, измеренная под углом 30º, стабильно сопровождает АЧХ на оси, отличаясь от нее лишь на несколько децибел.
    Фазоинверторные порты Reference 5 настроены на частоту 34 Гц. Разброс значений импеданса имеет небольшой размах, особенно в области СЧ/НЧ. Минимальное сопротивление опускается до 3.4 Ом (в окрестности 100 Гц и на частоте ФИ). Тем не менее, Reference 5 не должны стать трудной нагрузкой для большинства усилителей при условии, что те способны давать достаточный ток, работая с 4-омной акустикой.


Источник: www.avreport.ru