Универсальный источник/полный усилитель T+A MP 2000 R-DAC/PA 2500 R

26.01.2016 Возврат к списку Просмотрено: 435 раз
    Основанную в 1978 году фирму T+A можно назвать образцовым германским High-End-брендом, и не только потому, что ее штаб-квартира находится в Герфорде, земля Восточная Вестфалия, а компоненты разрабатываются и производятся исключительно собственными силами. Важней другое: во главу угла ставится строго научный подход и бескомпромиссные схемотехнические решения.
    К мюнхенской выставке High End Show 2015 бренд Т+А обновил линейку Revolution — старейшую в своем арсенале и, по мнению самих разработчиков, наиболее значимую. Ее представители впервые появились в 1992 году, а менялись только тогда, когда становилась возможна их кардинальная модификация. На этот раз она связана с революционными изменениями в мире носителей звука. В итоге обновленная линейка состоит из LP-проигрывателя G 2000 R, полного усилителя PA 2000 R (2х100 Вт, 8 Ом), а также его более мощного коллеги PA 2500 R и универсального источника (ниже мы расшифруем этот термин) MP 2000 R-DAC, которые были предоставлены нам на тестирование.
    Корпуса обоих компонентов выполнены из толстых алюминиевых плит методом фрезерования (никакой штамповки!). В результате удалось добиться максимальной жесткости конструкции, обеспечить оптимальный температурный режим работы узлов и полностью защитить схемы от электромагнитных помех. Защите от вибраций способствуют кольца из силикона, вмонтированные в алюминиевые ножки (тоже собственная разработка фирмы).

sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p02.jpg

Разрабатывая схемотехнику полного усилителя, инженеры придерживались концепции полной симметрии. Большое значение также придавалось и эффективному отводу тепла от выходных транзисторов.

sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p03.jpg

Внутреннее убранство проигрывателя состоит из CD-механизма в герметичном кожухе, импульсного блока питания, платы управления, а также отдельных узлов обработки аналоговых и цифровых сигналов.



    Примечательно, что центральную часть фасада MP 2000 R-DAC занимает не CD-транспорт (он слева), а матричный дисплей. Такая компоновка полностью отвечает современным требованиям: дисплей de facto является важнейшим элементом универсального источника звука. Между ним и транспортом находятся кнопки выбора источника и открытия/закрытия лотка для CD, а также порт USB A. Он работает с устройствами, форматированными FAT 16/32, и выдает по шине питания ток силой до 500 мА, что позволяет «раскрутить» стандартный HDD-накопитель. Справа от дисплея расположены поворотный переключатель выбора трека/работы в меню и кнопка подтверждения. За ними находятся клавиши доступа к плей-листам, меню и переключению между воспроизводимым треком и плей-листом. Теперь смысл названия «универсальный источник» становится понятным: компонент объединяет в себе функции CD-проигрывателя, ЦАПа и сетевого плеера. Впрочем, экипировка задней панели свидетельствует о том, что данное нами определение не исчерпывает всех способностей MP 2000 R-DAC. Судите сами: помимо портов LAN и USB А, здесь имеются гнезда WLAN- и даже FM-антенны! Иными словами, устройство может принимать не только интернетрадиостанции (в проводном или беспроводном режиме), но и старый добрый FM-диапазон. Аналоговый сигнал выдается как в несимметричном, так и в балансном варианте. Кроме того, предусмотрены два оптических и столько же коаксиальных входов цифрового сигнала плюс гнезда фирменной высокоскоростной управляющей шины R2link. Модуль USB — программируемый, от престижной итальянской фирмы Amanero Technologies; он принимает поток РСМ размерностью до 32 бит/384 кГц и DSD64/128. Кроме того, если установить на PC специальный драйвер, можно будет воспроизводить даже DSD256!
    Внутреннее убранство проигрывателя состоит из CD-механизма в герметичном кожухе, импульсного блока питания, платы управления, а также отдельных узлов обработки аналоговых и цифровых сигналов. Для декодирования DSD-потока предусмотрен специальный 1-битный конвертер (без преобразования в «низкобитный» РСМ-сигнал, как это делается у большинства конкурентов). Выходные аналоговые каскады — полностью балансные, с расширенным диапазоном рабочих частот. Между цифровыми и аналоговыми цепями имеется гальваническая развязка.

sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p04.jpg

Компоненты можно соединить друг с другом по балансной шине. MP 2000 R-DAC, помимо портов LAN и USB А, имеет гнезда WLAN- и даже FM-антенны! Усилитель оборудован тремя XLR-входами, а также балансным выходом Pre Out.


    Как подсказывает многолетний опыт инженеров Т+А, добиться оптимального функционирования всей схемы можно лишь при тщательном подборе комплектующих. Именно поэтому в проигрывателе применяются отличающиеся малыми потерями сигнала слюдяные конденсаторы с серебряными контактами, а также планарные резисторы с низкой индуктивностью.
    Что касается функциональных возможностей устройства, то наиболее важные связаны с особенностями фильтрации. Проигрыватель оснащен DSP-процессором, который с чрезвычайно высокой точностью (56 бит) повышает частоту дискретизации аудиопотока с CD до 352,8 кГц. Полученные данные преобразуются в аналоговый сигнал посредством восьми ЦАПов 32 бит/384 кГц (Burr-Brown PCM 1795) в двойном симметричном включении, а затем поступают на выходной фильтр, задача которого — убрать высокочастотные составляющие и шумы квантования, а также «сгладить ступеньку». Для этого можно использовать различные варианты фильтрации. В данном случае их четыре. Первые два являются традиционными с конечной импульсной характеристикой (FIR). Фильтр 1 дает отличную АЧХ, но вносит небольшие искажения до и после полезного сигнала (т.н. pre- и post-ringing), что красноречиво иллюстрирует график отклика на дельта-импульс (см. комментарий). Второй осуществляет менее глубокую фильтрацию: не столь эффективно отсекаются паразитные гармоники, зато предсигнальных искажений почти нет. Третий фильтр имеет бесконечную импульсную характеристику (IIR) и применяется совместно с преобразованиями Безье (присутствуют лишь постсигнальные искажения, но не подавляются кратные гармоники). Фильтр 4, основанный исключительно на преобразованиях Безье, дает сигнал практически без пред- и постсигнальных искажений, но АЧХ получается со спадом на высоких частотах. Как говорится, выбор за вами!

sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p05.jpg

На верхней крышке универсального источника гордо красуется логотип фирмы-изготовителя.


    Проигрыватель можно вписать в локальную сеть по кабельному (LAN) или беспроводному (WLAN) интерфейсу и принимать с компьютера/ всемирной паутины аудиофайлы даже высокого разрешения (в проводном режиме — FLAC, AIFF, WAV до 32 бит/192 кГц и ALAC до 24/96). Имеется и Bluetooth-модуль, позволяющий по эфиру получать аудиоданные со смартфонов (поддерживается новейший кодек aptX). Управлять компонентом можно как со штатного пульта ДУ или опционного двунаправленного радиопульта FD100, так и с портативного гаджета через специальное приложение T+A Control App.
    Интегральник PA 2500 R, как уже было упомянуто, — наиболее мощный из двух, входящих в линейку Revolution (паспортная мощность 2х140 Вт, 8 Ом), однако разработчики спешат уверить нас, что по качеству звучания он ничуть не уступает младшему собрату. Опасение подобного рода кажется парадоксальным лишь на первый взгляд: мощные усилители зачастую невнимательны к передаче микродинамических нюансов. В данном случае за это можно не беспокоиться — у обоих аппаратов одинаковая схемотехника и даже топология материнской платы. Однако радиаторы выходных транзисторов у 2500-го в два раза больше, а для каждого канала предусмотрен отдельный источник питания. Входные каскады собраны на дифференциальных усилителях из дискретных элементов (в частности, используются отобранные вручную J-FET-транзисторы). Схема не требует общей обратной связи, что позволило значительно расширить динамический диапазон обрабатываемого сигнала. Промежуточные каскады — однотактные, работают в классе А с сигналом высокого уровня. Кроме того, здесь задействована фирменная технология HV (High Voltage — высокое напряжение): все каскады питаются высоким напряжением (для предусилительных его величина составляет ±40 В, а для выходных, собранных на MOSFET-транзисторах, ±180 В), поэтому транзисторы работают лишь на линейном участке характеристики (задействована всего-навсего пятая часть усилительной кривой). Регулятор громкости имеет в своей основе матрицу высокоточных резисторов, обеспечивающих минимальный дисбаланс.
    Универсальный источник принимает FM-радиостанции, а также подчиняется командам двунаправленного пульта ДУ (мод. FD 100), работающего на радиочастоте. В связи с этим MP 2000 R-DAC комплектуется FM-антенной.
    Усилительные тракты выполнены по балансной схеме, поэтому снабдить аппарат соответствующим входом не составило труда. XLR-входов три, есть и балансный выход с предусилителя. Кроме того, предусмотрены четыре несимметричных входа, sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p06.jpgвинтовые клеммы для подключения двух пар колонок (аппарат рассчитан на работу с акустикой импедансом до 2 Ом) или одной по схеме bi-wiring, а также вход/выход управляющей шины R2link и вход релейного сигнала 12 В.
    С фасада обеспечивается прямой доступ к любому подключенному источнику, а также ко всем рабочим режимам: можно изменить громкость и баланс (при помощи поворотного регулятора), настроить НЧ/ВЧ-тембр, включить тонкомпенсацию или, наоборот, обойти темброблоки, а также отключить выход с предусилителя или выбрать желаемый комплект колонок (А/В, А+В). Имеется и 6,3-мм выход для наушников импедансом не ниже 50 Ом. На матричный дисплей выводится название активного входа и комплекта работающих АС, уровень громкости и другая полезная информация.
    Оба компонента комплектуются одним и тем же пультом ДУ. Он системный, просто во время работы с PA 2500 R добрая треть кнопок остается незадействованной. Пульт достаточно удобен, но коромыслице регулятора громкости слишком приближено к другим кнопкам, поэтому ошибочное ее нажатие отнюдь не исключено.
    Если усилитель является частью многоканальной аудиосистемы (домашнего кинотеатра), в которой громкость регулируется с процессора, один из балансных или несимметричных входов можно сделать нерегулируемым. Также можно задать автоматический режим «опознания» наушников: при их подключении тракт усиления мощности и выход с предусилителей будут обесточены. За отдельную плату поставляется внутренний модуль Phono-корректора для МС/ММкартриджа.
sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p07.jpg    Лучшей характеристикой звучанию будет «хирургическая точность». Ни один нюанс не ускользает, замысел исполнителя передается слушателю без ощутимых искажений. Критики ради можно упрекнуть дуэт T+A в излишнем хладнокровии, но не будем забывать, что именно этим германская школа звуковоспроизведения и гордится. Конечно, достичь оптимального результата можно только в сочетании с громкоговорителями, построенными на той же идеологической базе. Еще один важный момент — аппараты работают столь скрупулезно, что любые недостатки исходника выявляются словно под микроскопом. Эксклюзивные же записи эта «деловая пара» представит во всем блеске. Иными словами, вы получите двублочную машину для по-настоящему бескомпромиссного воспроизведения. Если вы не боитесь, что все пиратские диски из вашей коллекции придется заменить лицензией, а кое-какие MP3-файлы сохранить только для того, чтобы демонстрировать друзьямнеофитам разницу между настоящей и «консервированной» музыкой, тогда этот комплект — для вас. Благодаря усилиям «ученых» Т+А (именно так они называют сами себя) цифровая революция в мире звукозаписи становится перманентной.



sv1511_12_ta_mp2000r_pa2500r_p08.jpg


  1. Результирующая АЧХ комплекта
  2. АЧХ/КНИ универсального источника
  3. Отклик универсального источника на одиночный импульс
  4. Спектр выходного сигнала универсального источника


КОММЕНТАРИЙ
    Характеристики обоих аппаратов по большей части  блистательные. Графикам АЧХ и КНИ универсального источника может позавидовать CD-плеер самого высокого класса: неравномерность меньше 0,2 дБ, искажения не превышают тысячных долей процента, а дисбаланс и вовсе отсутствует; фаза входного сигнала не инвертируется, выходной спектр девственно чист. АЧХ усилителя тоже близка к идеальной: сколько-нибудь заметный спад начинается на «заоблачных высотах» (частота порядка 80 кГц), темброблоки работают с идеальной симметрией. Лишь мощностные показатели несколько разочаровывают: в стереорежиме усилитель обеспечивает не более 120 Вт/кан.


Источник: журнал STEREO&VIDEO