Акустические системы ProAc Tablette Anniversary

15.02.2016 Возврат к списку Просмотрено: 3233 раз
    Казалось бы — что можно добавить к практически десятку тестов акустических систем производства английской компании ProAc, проведенных нами за 4 года? Оказалось — сущую малость, легендарные «Таблетки»! Оригинал появился на свет в 1980 году и стал своего рода ответом Стюарта Тайлера на популярные в то время минимониторы BBC LS3/5a. За ними последовали Super Tablette и еще целая череда номерных модификаций, среди которых закономерно отсутствовала модель с индексом 4, по причине распространенной в азиатских странах тетрафобии.
    Форм-фактор АС (и соответственно — басового динамика) оставался экстремально компактным на протяжении почти всего периода производства, за исключением разве что модели Tablette 2000. Предыдущие тестируемым «Таблетки», с индексом 8, производились с 2001 года и базировались на дюймовом твитере ScanSpeak и 4-дюймовом вуфере SEAS. Лет 5 назад Стюарт решил, что пришла пора обновить и их — так появилась на свет модель Anniversary. Главное отличие от предыдущих моделей — почти 6-дюймовый кевларовый вуфер. А вот твитер как раз-таки вернулся к традиционным трем четвертям дюйма. Массогабаритные характеристики практически не изменились, а если сравнить их с оригиналом (LS3/5a), то он был повыше и пошире, но менее глубоким; тем не менее, суммарный объем, как и масса, — идентичны. Главное же в моем понимании отличие заключается в акустическом оформлении низкочастотного звена, LS3/5a были классическими закрытыми ящиками.
    Удивительно, как разработчикам удалось фактически «запихать» в столь компактный корпус пару излучателей с суммарным частотным диапазоном более 9 октав. Возможно, один из ответов на этот вопрос заключается в относительно низкой чувствительности, которой, вероятно, пришлось пожертвовать в пользу протяженности АЧХ вниз. Тем не менее, полагаю, что АС будут несложной нагрузкой и для большинства ламповых аппаратов.
    Нынешние варианты отделки корпуса: натуральный шпон черного ясеня, махагони, вишни и клена, а за отдельную плату возможны палисандр и эбеновое дерево. Изготовлены АС в Англии.

DSC_2226.jpg


Прослушивание
    Сколь бы разнообразным и необъятным ни был мир акустических систем, для меня писать про ProAc Tablette — все равно что присоединиться к сонму жизнеописателей «самого человечного человека». В своё время это был удел избранных, и этих избранных соответствующие органы просеивали через столь мелкое сито, что и поныне старшее поколение, если поднапряжет память, то припомнит всех поименно. В этом плане мне тоже по-своему повезло: я не был избран, просто так расположились звезды, что первые свои «Таблетки» я услышал аж 20 лет назад — и с тех пор не выпускал из виду эти, без преувеличения, поразительные системы.
    Распаковывая пришедшие на тест новые АС, я не ждал чего-то нового и необычного — скорее, предвкушал встречу со старыми добрыми знакомыми. Все же ProAc — это не только ювелирно выверенное звучание и безукоризненное исполнение, это ещё и традиция. А чтобы найти страну, где традиция возведена в ранг закона, долго крутить глобус не требуется.
    Вопреки традиции, в этот раз я решил зайти с козырей. Крис Ри «Little blonde plaits» c альбома «On the Beach», который по странному (естественно, только для меня) стечению обстоятельств вышел в мой день рождения, 30 лет назад. И хотя этот «подарок» нашел меня значительно позже, я до сих пор считаю это совпадение знаковым, игру Криса эталонной, а сам альбом — великолепным тестовым материалом, позволяющим судить и о тембральных характеристиках аппаратуры (и прежде всего — акустических систем), и о способности тракта правильно передавать эмоциональную составляющую. Tablette в этом смысле просто бесподобны. Они столь точны в передаче интонаций, что им доверяешь так, как, кажется, нельзя довериться даже близкому человеку. Их сильная сторона — не яркие краски, а точность гаммы. Те самые оттенки, которых у одного цвета бесконечное множество. Слайдгитара, как всегда, великолепна, а что касается её воспроизведения, я бы описал его фразой «слишком хорошо, чтобы быть правдой». И, безусловно, Tablette вполне достоверно воспроизводят низкочастотную часть звукового диапазона. В этом не прослеживается демонстративной бравады или каких-либо тембральных перекосов. В них есть бас — и точка. Ровно столько, сколько, по мнению разработчика, нужно. У меня на полке где-то стоят изделия не менее именитого английского разработчика, и по сравнению с Tablette они «поют» если не фальцетом, то, как минимум, тенором. Это не сильно беспокоит, если не вникать и слушать их в фоновом режиме. Но динамики ProAc Tablette смотрят немым укором, и я задаюсь вопросом о тщете сущего. Зачем мне АС для фоновой музыки, если мой любимый фон — дождь за окном?

proac-tablette-anniversary-755738.jpg


    Подобно своим более внушительным собратьям, Tablette великолепно справляются и с классическими произведениями, и с тяжёлыми жанрами. Они то вдохновенно обрушивают на слушателя «Черный дождь», насланный «Великим и Ужасным» Оззи, то яростно вздыбливают вагнеровское «Кольцо Нибелунга», оставаясь одинаково убедительными и в первом, и во втором случае. Возможно, отображаемое «Таблетками» сценическое пространство не эшелонировано в глубину столь явственно, как, скажем, у серии Response, но c «полочниками» из серии Studio они определенно готовы состязаться на равных. Что же касается точности нюансировки и правильности расстановки акцентов, то найти для Tablette достойного соперника — и вовсе задача не рядовая. Можно упомянуть и о таком нюансе, что прогрев, даже не очень продолжительный, весьма положительно сказывается на воспроизведении женского вокала: лично я это заметил, прослушивая композиции с альбома «19» блистательной Адель. Возможно, именно проникновенная манера исполнения и заставила меня обратить внимание на то, что после прогрева голос зазвучал чуть свободней и раскованнее. И конечно, эти системы заслуживают самого тщательного подхода к определению их местоположения в комнате. И если кто-то просто поставит их на полку (они же полочники?!), то результат рискует оказаться скромнее ожидаемого. Что же касается подключения по Bi-Wire, то это уже на усмотрение конечного покупателя. По моим ощущениям, это скорее дань традиции, нежели техническая необходимость.
    Лично у меня нет сомнений, что ProAc Tablette Anniversary — не просто очередная творческая удача лично Стюарта Тайлера и всего его коллектива, и не желание отметиться очередной проходной моделью в честь годовщины, а именно что очередная веха на тернистом пути к достижению эталонного звука. И пусть у каждого своё понимание, что такое в данном случае эталон.


Вывод
    Для меня по сей день остается загадкой, каким образом вот уже столько лет компании из Брэкли раз за разом удаётся не только не сдавать позиции, но и, наоборот, упрочивать их. Без заигрываний с потребителем, без экспериментов с формой и цветом. Раз за разом привносить чуть больше совершенства в то, что и так казалось совершенным. Впрочем, возможно, на некоторые вопросы не стоит искать ответов. Достаточно того, что в этом мире есть масса замечательной музыки, а теперь ещё и ProAc Tablette Anniversary. А это уже, как минимум, повод сдуть пылинки с винила и прогреть провода.

Источник: журнал "Pro High End"


Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша