Ресивер Denon AVR-X1400H с акустикой Focal Chorus 5.1.2

04.09.2017 Возврат к списку Просмотрено: 63 раз

3D-кинотеатры пока не стали массовыми, поскольку для систем Dolby Atmos, DTS X или Auro 3D требуется довольно продвинутый AV-ресивер и расширенный комплект акустики. Но сегодня мы попробуем сделать невозможное: соберем малобюджетную систему с высотными каналами и музыкальным звучанием!

БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА

Объектно-ориентированные системы для домашнего кино только начинают заполнять нишу недорогой аудиотехники. Но одно дело получить лишь иллюзию трехмерного звукового пространства при помощи навороченного саундбара с поддержкой Dolby Atmos. И совсем другое – выстроить его при помощи реальных высотных каналов, что почти невозможно при ограниченном бюджете.

Давайте прикинем, какие возможности открывает существующий рынок акустики и электроники. Подходящий под новые стандарты BD-проигрыватель, причем поддерживающий UHD, отыскать не сложно. Цена – от 6-8 тысяч рублей. На AV-ресивер придется заложить сумму примерно впятеро больше. Самые доступные семиканальные модели с высокопроизводительным многоядерным DSP, способные декодировать потоки Dolby Atmos и DTS X, стоят 25-30 тысяч. Самое дорогое – акустика. Можно купить компактные двухполосные сателлиты по 10 — 15 тысяч, но с мечтой получить хай-файное звучание придется расстаться. Поэтому, поставив целью саунд с хорошей линейностью и полным диапазоном, следует исходить из инвестиций минимум 25 тысяч в каждый канал. Всего их должно быть, как минимум восемь (с учетом низкочастотного), а это означает, что «на круг» вместе с электроникой потребуется бюджет под 230 — 250 тысяч.

Новый ресивер AVR-X1400H – самый доступный семиканальник Denon с поддержкой Atmos в
линейке 2017 года, сделанный исключительно для театрального применения.

Но на практике нам удалось (и надо сказать почти случайно) собрать систему всего за 190 тысяч. В этой сумме, правда, не учтена цена кабелей, стоек и источника – размер «добавки» зависит от того, какое значение вы придаете качеству этих компонентов. Но в любом случае предлагаемый комплект гарантированно воспроизведет на достойном уровне и музыку, и впечатляющие трехмерные саундтреки из новых кинофильмов.

3.jpg
5.jpg
7.jpg

А начиналось все так. Мы решили испытать новый ресивер AVR-X1400H – самый доступный семиканальник Denon с поддержкой Atmos в линейке 2017 года, сделанный исключительно для театрального применения и без претензий на аудиофильское звучание. У него имеется HDMI-коммутатор на шесть входов, пропускающий видео до 4K без какой-либо обработки и минимум прочих цифровых и аналоговых коммуникаций. В систему управления зашит упрощенный интерфейс настройки, но звуковой цифровой тракт у него продвинутый: четырехъядерный 32-разрядный процессор со всеми необходимыми декодерами, способность работать с беспроводными подключениями (Bluetooth, Wi-Fi), штатная система автокалибровки Audyssey MultiEQ XT по выносному микрофону и довольно развитый для недорогой модели бас-менеджер. Который, в частности, позволяет задавать не только разные многоканальные конфигурации и гибко менять назначения шестого и седьмого каналов, но в широких пределах варьировать установки фильтров для каждой колонки (в прежней 1300-й модели эти возможности были ограниченными), точно задавать дистанции и коррекцию. Есть и другое отличие от предшественника: в новый аппарат внедрен удобный мультирумный протокол HEOS с управлением через приложение для смартфонов. Соответственно, вместе с этой опцией ресивер получил выход на множество стриминговых музыкальных сервисов, а для работы с веб-радио – программу TuneIn вместо vTuner.

9.jpg

После недолгих раздумий выбор пал на проверенные полочники Focal Chorus 706,
которые выпускаются во Франции вот уже как лет пять и до сих пор продаются по весьма гуманной цене.

Но когда встал вопрос, с какой акустикой следует слушать новинку, сразу вспомнились результаты прогонов AVR-X1300W, который не впечатлял до тех пор, пока мы не подключили легкую нагрузку — двухполосные напольные Tannoy Eclipse Three! Учитывая, что у 1400-го дискретные 145-ваттные оконечники полностью идентичны прежним, то и к нему колонки следует подбирать из тех же соображений.

11.jpg 13.jpg

15.jpg


После недолгих раздумий выбор пал на проверенные полочники Focal Chorus 706, которые выпускаются во Франции вот уже как лет пять и до сих пор продаются по весьма гуманной цене. Помимо интересных для бюджетной акустики решений (скошенные боковые панели, мощная фронтальная плита, фирменные вогнутые пищалки TNV2 с куполом из алюминий-магниевого сплава с «пороновым» подвесом и отлично зарекомендовавшие себя 165-миллиметровые мидбасы Polyglass, у которых целлюлозный диффузор покрыт стеклянными микрошариками) эти колонки при номинальном 8-омном сопротивлении отличаются высокой чувствительностью. Нестыковка в мощности (Chorus 706 рассчитаны максимум на 120 ватт) решается просто – в настройках ресивера находим пункт, где задается ограничение по уровню громкости. К полочникам, кстати, выпускаются и фирменные 60-сантиметровые стойки S 700 с надежным винтовым креплением. Цена не напрягает: менее 11 тысяч рублей.

При правильных настройках в звучании не будет гудящих нот, четко проступит басовый рельеф,
при этом на сабвуфере не придется ни ограничивать полосу, ни заметно поднимать усиление.

Далее – самое интересное. Для линейки Chorus на точно таких же головках делается целая гамма доступных колонок. В частности, есть центральный канал CC700 (производитель уверяет, что у него нет эффекта «мегафона», присущего многим «речевым» каналам) и настенные SR700. Последние хотя и выглядят как диполи для тыловых эффектов, но на самом деле тоже являются простыми и недорогими двухполосками. Более того, у «хорусов» есть встраиваемые аналоги: круглые потолочные IC 706 V и их стереоверсии IC 706 V ST. Вот глядя на последний и посетила дерзкая мысль обойтись в минималистском Atmos-театре всего одной двойной системой. Устроена она необычно – общий мидбас (но с раздельными звуковыми катушками) и пара разнонаправленных пищалок для левого и правого каналов. Подвесим этот гибрид по центру прямо над диваном – вдруг получится настоящий «Голос Бога»?

17.jpg

19.jpg 21.jpg 23.jpg


Дополнит конфигурацию Sub 300P, подробно описанный здесь. Собрав похожий сетап, советуем включить его на прогрев на несколько суток, а затем воспользоваться автоматической калибровкой. После нее все тональные отклонения, характерные для недорогой электроники и акустики, уйдут почти без следа.

Приятнее всего осознавать, что все это получено при помощи как аппаратных, так и
программных средств, и в этой системе работает каждый потраченный на нее рубль!

Но если в приоритете музыкальность, то лучше обратиться к ручным настройкам. В первую очередь надо согласовать фронтальную пару Chorus 706 с сабвуфером – задать для всех АС ограничение на 80 Гц. Измеряем рулеткой или лазерным дальномером фактические расстояния от каждой колонки до точки прослушивания и заносим их в меню ресивера. Далее в тех же настройках намеренно задаем увеличенную дистанцию до сабвуфера – таким образом компенсируем фазовую задержку, которую он вносит. Подобрать оптимальное значение можно на слух, ориентируясь на воспроизведение бочки и контрабаса. При правильных настройках в звучании не будет гудящих нот, четко проступит басовый рельеф, при этом на сабвуфере не придется ни ограничивать полосу, ни заметно поднимать усиление – аппарат будет работать именно как взвешенная и пунктуальная басовая добавка. Не стоит пугаться большого расхождения между реальной и задаваемой дистанцией – у нас, например, характер нижнего регистра стал правильным, когда значение достигло +3,4 метра.

s1 copy.png

Возможные гулкие призвуки или чрезмерно ярко звучащая «медь» — на 90% проблема недостаточно заглушенного помещения. Сами по себе Chorus 706 с Denon AVR-X1400H выдают четкий динамический рисунок, слегка высветляя тональную картину (акустика акцентирует верхнюю середину). Если полосу 1- 4 кГц слегка ослабить имеющимся в ресивере эквалайзером, появится ощущение возросшей информативность как на самых высоких частотах, так и в основной вокальной полосе. А если методично подобрать все настройки то, поверьте, качеству баса, ясности высоких частот и глубине стереосцены позавидуют даже обладатели крутых напольников.

Однородная звуковая сфера получается будто сама собой, если, конечно, акустику не ставить в
откровенно проблемные места и позаботиться об оптимальном положении потолочного канала.

С этого момента можете считать, что стерео у вас есть. А объёмное звуковое поле, можно сказать, бонусом. Даже к настроечным трюкам прибегать не надо. В описанном комплекте тональная и фазовая согласованность между центральным каналом, тылами и высотным излучателями настолько хороша, что однородная звуковая сфера получается будто сама собой, если, конечно, акустику не ставить в откровенно проблемные места и позаботиться об оптимальном положении потолочного канала. Главное доказано: всего один совмещенный высотный динамик тоже способен создавать реальный объем, оставаясь в гармонии с остальными каналами.

s2 copy.png


Источник: http://www.salonav.com