Акустические системы DALI Opticon 6

11.11.2017 Возврат к списку Просмотрено: 84 раз

DALI расшифровывается как Danish Audiophile Loudspeaker Industries, так что название компании не только говорит о направлении её деятельности, но и задаёт планку качества. И с качеством здесь действительно всё в порядке — даже относительно недорогие Opticon 6 производят впечатление безукоризненно выполненных изделий. 

АЛГЕБРА И ГАРМОНИЯ

В настоящее время DALI – один из немногих производителей акустики, сохранивших производство в Европе и не продавших свои активы азиатским инвесторам. Звуковая идеология и принципы конструирования были заложены её основателем, известным специалистом в области аудио Питером Лингдорфом, и инженеры компании не изменяют им до сих пор.

Модель 6 – вторая сверху в линейке Opticon, получившей награду EISA как «Лучшие акустические системы для домашнего кино 2016 – 2017». Кино, конечно, важнейшее из искусств, но мы всё же будем оценивать исключительно музыкальные способности этих метровых башен. Но для начала поближе познакомимся с материальной частью.

Звуковая идеология и принципы конструирования были заложены основателем, известным специалистом в области аудио Питером Лингдорфом.

В конструкции Opticon 6 почти нет элементов, которые можно было бы назвать обычными. Прежде всего, полос в этой системе не две и не три, а 2,5 + 0,5. Это значит, что в паре НЧ/СЧ драйверов один работает в полном диапазоне, до стыковки с купольным твитером на 2200 Гц, а второй фильтруется гораздо ниже, на 800 Гц. Такая же история с твитерми: верхний, ленточный, работает от 14 до 30 кГц, а нижний — от 2200 Гц до 20 кГц, причём спад сверху у него естественный, без фильтра. Это и обозначено как 0,5 полосы. Что даёт такая хитрая арифметика? Во-первых, правильное, без провалов на стыках сведение полос, т.к. они частично перекрываются. Во-вторых, более ровный импеданс во всём диапазоне с малой реактивной составляющей, что положительно сказывается на микродинамике.

 3.jpg

Два твитера разного типа, установленные на общей платформе (т.н. гибридный модуль), перекрывают широкий ВЧ диапазон без резонансных пиков, поскольку каждый работает в оптимальной для себя полосе. Общая диаграмма направленности тоже расширена, т.к. купол и лента имеют разную дисперсию.

Ещё одна собственная разработка – 6,5-дюймовые НЧ/СЧ-драйверы. Их диффузоры фирменного коричневого цвета штампуются из смеси целлюлозы с древесным волокном. Такой экологически чистый композит обладает малой массой, высокой жёсткостью и хорошими демпфирующими свойствами. Подвесы из мягкой резины оказывают минимальное сопротивление подвижной системе.

5.jpg

Два твитера разного типа, установленные на общей платформе, перекрывают широкий ВЧ диапазон без резонансных пиков, поскольку каждый работает в оптимальной для себя полосе.

«Мотор» драйверов состоит из мощного ферритового магнита и полюсного наконечника, изготовленного из уникального материала SMC (Soft Magnetic Compound) — полимера с плотным наполнителем из магнитных гранул с высокой коэрцитивной силой. Из такого материала можно изготавливать детали любой формы. Задача этого элемента конструкции – усиливать магнитное поле и фокусировать его в зоне движения двухслойной звуковой катушки. Чтобы корзины динамиков не искажали поле, их отливают из алюминия.

7.jpg

Корпуса изготавливаются на собственной фабрике в Дании по полному циклу – от раскроя листов МДФ на станках с ЧПУ до ручной внешней отделки. Передний щит Opticon 6 имеет толщину 25 мм, для лучшей герметизации динамики установлены через резиновые прокладки. Чтобы заднее излучение диффузоров не воздействовало на чувствительный ленточный твитер, он помещён в изолированную камеру. Массивная пластина гибридного модуля крепится шестью солидными винтами – для устранения вибраций. Основательность конструкции видна и в том, что пара фазоинверторных портов, выведенных на заднюю стенку, не вклеены, а каждый прикручен пятью саморезами. Форма выходных фланцев аэродинамическая, чтобы не возникали завихрения воздуха. Входных клемм четыре, что подразумевает возможность многопроводного подключения.

Зона стереоэффекта действительно очень широкая – три человека запросто могут слушать музыку, не ощущая сильных искажений звуковой сцены.

Лицевая панель покрывается лаком и полируется, стенки оклеиваются виниловой плёнкой под чёрный клён и светлый орех (на фото), есть и модный вариант в белой матовой отделке. Для цены менее 100 тыс. рублей за пару выглядят «Оптиконы» просто роскошно.

9.jpg

Каждая колонка перед упаковкой проходит через пост технического контроля, где внимательно осматривается на предмет внешних дефектов, а затем проверяется на попадание частотной характеристики в заданные допуски.

Перед нашим испытанием колонки были поставлены по всем правилам: примерно в 3,5 метрах друг от друга параллельно передней линии, и с точкой прослушивания образовывали равносторонний треугольник.

11.jpg

Первое, к чему начал прислушиваться – нет ли чрезмерного акцента на ВЧ, всё-таки здесь два твитера с перекрытием полос. Специально ставил записи со звонкими и жёсткими тарелками, но дискомфорта не почувствовал. Кстати, производитель не рекомендует направлять колонки на точку прослушивания, т.к. гибридный модуль имеет чуть бОльшую отдачу, чем НЧ/СЧ драйверы (и это неоднократно подтверждалось нашими измерениями), зато разворотом корпусов можно настраивать систему под собственный слух и особенности помещения. Зона стереоэффекта действительно очень широкая – три человека запросто могут слушать музыку, не ощущая сильных искажений звуковой сцены. А сцена впечатляюща, особенно в самом верхнем диапазоне – наполнение спектральными составляющими вызывает ощущение трёхмерного объёма с насыщенной атмосферой. Кроме того, тандем твитеров даёт очень острую локализацию мнимых источников. Хотя и инструменты с более низким спектром тоже чётко позиционируются на слух, с этим у Opticon 6 проблем вообще нет.

13.jpg

Богатый, наполненный звук в области баса и нижней середины скорее получится при подключении колонок медным кабелем с солидным сечением.

Но некоторые особенности имеются, и их нужно учитывать. Богатый, наполненный звук в диапазоне баса и нижней середины скорее получится при подключении колонок медным кабелем с солидным сечением. С плоскими Nordost Blue Heaven появилось ощущение излишней лёгкости, недостатка энергетики. Благодаря наличию ленточного излучателя с медью мы не теряем разрешения на ВЧ, даже немного снимается напряжение в этой области. Второй момент: по всем признакам в области верхнего баса системы имеют сопротивление ниже заявленных 4 Ом, что придётся учитывать при выборе усилителя. Причём большой мощности от него не требуется, с чувствительностью у «Оптиконов» всё в порядке, здесь важна способность работать с низкоомной нагрузкой. Вот почему после пробных саундчеков мы остановились на Simaudio Moon 700i.

15.jpg

В таком варианте можно было просто сидеть и слушать музыку – с драйвом, плотным насыщенным саундом, глубоким и разборчивым басом. На спокойных камерных жанрах акустика проявляла редкую деликатность, показывая малейшие тембральные нюансы и оттенки. Понравился тональный баланс, абсолютно ровный от низкого баса до самой границы слышимости. И при такой линейности звучание отличается живостью, яркостью и динамичностью – но без попыток что-либо приукрасить. Тот нечастый случай, когда в характере систем есть всё необходимое, и нет ничего лишнего, когда точный инженерный расчёт не вредит музыкальности, а наоборот, обусловливает её.

Редакция благодарит компанию Pult.ru за помощь в проведении теста

17.jpg

19.jpg

21.jpg


Источник: http://www.salonav.com