Усилитель мощности Naim NAP 300 DR

12.11.2017 Возврат к списку Просмотрено: 72 раз

О том, что компания Naim смогла перенести уникальные схемотехнические наработки из своих самых дорогих усилителей Statement в линейку «классической» техники, мы уже рассказывали, рассказывая об усилителе мощности NAP 250 DR. Теперь же познакомимся с ещё более мощным комплектом, состоящим из 90-ваттного оконечника и специализированного блока питания. Эту пару ожидает тройное испытание.

МЯГКАЯ СИЛА

Внешнее отличие «трёхсотого» от младших моделей всего одно: на лицевой панели достаточно тонкого корпуса нет ни одной кнопки – даже POWER! Дело в том, что он – лишь «надстройка» составного двухкомпонентного усилителя. Как и у вышестоящего NAP 500, огромный трансформатор и вся система стабилизации вынесены в отдельный блок NAP 300 PS. Он поставляется вместе с основным аппаратом, подключается через два внушительных шлейфа с байонетными разъёмами и оформлен в идентичном по размерам и дизайну корпусе. Поэтому далее для простоты будем рассматривать комбинацию как единое целое.

Компания всегда придерживалась собственных, а не общепринятых принципов разводки сигнальных и земляных цепей, контуров питания по всем звеньям системы.

Согласно описанию, в NAP 300 DR применены улучшенные схемы заземления и обеспечена более эффективная виброразвязка для основной платы. Выходные каскады повышенной мощности потребовали принудительного резервного охлаждения (забегая вперед, скажу, что шума от установленного на задней панели вентилятора в ходе теста я не слышал даже после очень «горячих» сессий прослушивания). В отличие от NAP 250 DR, «трехсотый» оконечник иначе коммутируется и с предварительными усилителями Naim – не одним кабелем, а парой специализированных XLR/DIN 4 (в комплекте). Обратите внимание, что их «входные» терминалы вставляются не напрямую в предварительный усилитель NAC 252, а в его блок питания SuperCap. Столь витиеватые подключения, да еще с «разношерстными» разъемами – не просто прихоть инженеров Naim. Британская компания всегда придерживалась собственных, а не общепринятых принципов разводки сигнальных и земляных цепей, контуров питания по всем звеньям системы. И для защиты компонентов от неправильной коммутации волей-неволей приходится применять нестандартные разъёмы.

3.jpg

Ключевой модификацией всех усилителей новой «классической» серии Naim стал переход на схемотехнику, разработанную для суперсистем Naim Statement. В частности – выходные каскады на мощных заказных транзисторах NA009N, в которых кремниевый кристалл «посажен» на эффективный медный теплоотвод. При этом подошва транзистора крепится к заземленному радиатору не напрямую, а через керамическую теплопроводящюю прокладку с малым тепловым сопротивлением. Польза такого решения в снижении нежелательной ёмкости между коллектором и теплоотводом. Вдобавок, уменьшаются и т.н. тепловые искажения транзисторов, которые возникают из-за мгновенного перегрева кристалла на пиках сигнала. Наконец, технология от «стэйтментов» позволяет получать довольно высокую выходную мощность от схем без комплементарных транзисторных пар (её элементы всегда имеют пусть небольшие, но доволно вредные расхождения динамических параметров). У NAP 300 DR, к слову, номинальная мощность составляет 90 Вт на 8 Ом и достигает в пике 500 Вт.

5.jpg

Вторую особенность обновленной серии выдают буквы DR в названии. Вместо обычных интегральных стабилизаторов напряжения здесь применяются фирменные схемы Discreet Regulation на особых малошумящих стабилитронах. Они обеспечивают примерно 30-кратное снижение уровня помех и пульсаций на шинах питания, за счет чего достигается и сопоставимое расширение динамического диапазона именно в сторону слабых уровней, в области микродинамики.

Ключевой модификацией всех усилителей новой «классической» серии Naim стал переход на схемотехнику, разработанную для суперсистем Naim Statement.

Я вам скажу, что как раз это и замечаешь прежде всего. Первое пробное включение всей системы с применением обычного акустического кабеля Naim и колонок Neat Momentum SX5i заставляет иначе взглянуть на музыкальные возможности знакомых напольников. Атака превосходна! Выразительная, чистая и точная трактовка достигается даже при совсем небольшой громкости. Основательный и проработанный басовый регистр вовсе не заканчивается на впечатляющих звуках большого оркестрового барабана – становятся слышны буквально всё содрогания воздуха в зале. Верх очень детальный, хотя типичный для акустики Neat — прозрачный, колкий, четко выделяющий резкие составляющие, но немного скупой на воздух. Тональный баланс в меру ровный, отмечаю лишь легкую просадку спектра в области 1 — 2 кГц. Пространство выстроено специфически: не слишком хорошо читаются передние ряды оркестра, зато выразительно передается глубина и за счет этой объемности создается мощная иллюзия живого концерта. В «деревянной» области как будто не хватает текстурности. Ярче обычного и немного «простужен» женский вокал, хотя с более низкими мужскими голосами этой проблемы нет. Наконец, хочется получить и побольше естественности в передаче атмосферы.

7.jpg

Пробую подключить акустику более продвинутыми кабелями MIT. Эффект своеобразный: количество воспроизведённых звуков и призвуков будто бы уменьшилось, но точность возросла. Чуть лучше проявилась фактура в басе, ослаб акцент в середине, появилась небольшая прибавка «воздуха» на самых высоких, а из звонкой части спектра ушли сухие оттенки. Последнее отмечу особо: голосовые сибилянты и характерные призвуки на мундштуках духовых в один момент стали естественнее. Ну и вдобавок ко всему стали чётче второй-третий планы. Но, увы, не первый.

Снимаю DIN-межблочник Siltech (между сетевым проигрывателем и предом) и ставлю вместо него Tellurium Q Black. На этом варианте и останавливаюсь: фактура раскрывается не только в басе, но и в области чуть выше, прибавляет в живости вокал, появляется пространственная упорядоченность.

Основательный и проработанный басовый регистр вовсе не заканчивается на впечатляющих звуках большого оркестрового барабана – становятся слышны буквально всё содрогания воздуха в зале.

В собранной системе, на мой вкус, хорошо выражены и достоинства усилителя, и напольных Neat. Образное, лишенное всякой механистичности звучание достигается во всем диапазоне громкостей. Достойно выражена артикуляция, органичен и богат тембральный рисунок, есть весьма детальная пространственная трёхмерность. Хотя назвать такой характер универсальным для любых жанров не могу. Классика, камерная музыка, современный джаз – в высшей степени достойно! Заслушаться можно и оперными произведениями, и хоровыми, и вокальными. Но переходишь на роковые или блюзовые вещи, и возникает ощущение, будто исполнители сдерживают свои эмоции.

9.jpg

Чтобы понять, какими еще талантами наделён NAP 300 DR, мы переключили его на двухполосные мониторы Totem. Сразу изменился тональный баланс – из-за акцента на высоких не повезло старым джазовым программам, записанным более ярко и звонко, чем обычно. Зато появился гиперреализм в построении пространства. Все образы независимо от своего местоположения стали пугающе материальными. Даже те, что обычно локализуются хуже всего – отнесенные далеко вглубь на фланги сцены, прозвучали именно как настоящие, а не воспроизведённые. В заслугу системе можно было поставить и высокое гармоническое разрешение. Это чувствовалось по тому, как много живой музыки техника смогла извлечь из далеко не самой чистой виниловой оцифровки. Но вот что интересно: когда я стал слушать треки, сделанные на недостаточно хорошем студийном оборудовании, либо чрезмерно скомпрессированные по динамике, либо прошедшие цифровое сжатие с потерями, то все технические недочеты всплыли в таком неприглядном свете, что пропадало всякое желание слушать дальше. На усилитель замечание, как вы понимаете, не распространяется.

15.jpg

В заключительной пробе NAP 300 DR переключил на гигантские DALI Epicon 8. Самое яркое отличие – драматическая перемена в характере баса и верхнего регистра. Звучание стало свободным, мягким, с волнующими низкочастотными послезвучиями и роскошной трактовкой тарелок, которые зазвучали по-хорошему искристо и органично вписались в общий тональный баланс. Информативность выросла на порядок. В музыкальном полотне стали проскальзывать такие нюансы, которые мне до этого вообще были неизвестны в знакомых музыкальных программах (за что, полагаю, надо благодарить именно усилитель).

17.jpg

Все образы независимо от своего местоположения стали пугающе материальными. Даже те, что обычно локализуются хуже всего.

При этом саунд в целом перестал быть похож на то, что мы привыкли считать традиционной школой Naim. Динамика и темперамент возросли настолько, будто усилитель стал мощнее вдвое. Передний план получился сильный, акцентированный, из-за чего большие симфонические составы слегка потеряли в пространственном масштабе, зато выиграли в целостности все камерные группы. Каждый удар барабана наполнился живой силой. Партия бас-гитары, которая подчас «забивается» напором бочки, стала пластичнее и проступила даже с большей чёткостью.

19.jpg

Если после всего сказанного вы подумаете, что у NAP 300 DR нет своего характера, то сделаете большую ошибку. Это аппарат очень высокого полёта. Он безукоризненно делает свою работу, но предоставляет окончательную трактовку акустическим системам. А на это способны лишь лучшие усилители.

Редакция благодарит московский салон InSound за содействие в проведении теста

23.jpg


Источник: http://www.salonav.com