Тест головки звукоснимателя Van den Hul The Black Crimson XGP: я заслушался

31.08.2020 Возврат к списку Просмотрено: 557 раз

Семейство головок The Crimson в каталоге Van den Hul занимает вторую сверху строчку и уступает только The Colibri. Я говорю именно о семействах, потому как внутри одного «наименования» существуют головки с разными по материалу корпусами, выходным напряжением, материалами катушек, длиной иглодержателя, спроектированные под тонармы с разной эффективной массой. Зачастую это делается под конкретного заказчика, хотя головки серийные.

За последние пару лет судьба уже несколько раз сводила меня с головками The Crimson — материя, скажем так, знакомая. 

noborder_2.jpg
Головка звукоснимателя Van den Hul The Black Crimson XGP

Только аккуратно

Тест это был не мой, поэтому все, чем я мог там заняться — слушать. А попутно я придумал себе маленькое развлечение — попробовать на слух опознать, где же какая играла головка. Acoustical Systems, Audio-Technica, Sumiko узнались без затруднений, а вот с головкой Van den Hul вышло неожиданно — я принял ее (пусть и незнакомую на тот момент модель) за топовую недавно выпущенную EMT. Тоже незнакомую, но у обоих производителей есть качества, по которым их можно узнать.

Почему так получилось? За счет очень высокой правдоподобности звучания и весьма сдержанной цветистости. На мой слух, головки Van den Hul имеют вот это необычное свойство. И мне тогда показалось, что это звук старших EMT — стройный, очень детальный, но в то же время вдруг приобретший большую пластичность, телесность и живость. Но нет, это оказалась головка The Crimson Reference.

noborder_3.jpg
Головка звукоснимателя Van den Hul The Black Crimson XGP

В этот раз мне досталась модификация Van den Hul The Black Crimson XGP. Головка имеет основание из поликарбоната, и по внешнему виду очень похоже, что это обработанная заготовка, изначально напечатанная на 3D-принтере.

Конструкция открытая, и, соответственно, требует аккуратного обращения. Провода, катушки, подвижная система — все на виде и ничем дополнительно не защищено. Так что сразу посоветовал бы потенциальным владельцам с особым вниманием отнестись к чистоте проигрываемых пластинок.

Крепежные винты вкручиваются в этот же поликарбонат — никаких специальных дополнительных вставок там нет. Так что есть смысл подумать о пластиковых винтах — особенно если есть или желание периодически снимать-ставить головку, или привычка прикручивать все покрепче.

Иглодержатель у этой версии боровый и достаточно длинный, хотя некоторые головки Van den Hul, наоборот, имеют очень короткий иглодержатель. Игла «старшей» заточки VDH 1S 2x85 мкм. Магниты изготовлены из самариево-кобальтового сплава, катушки намотаны золотом. Выход у головки достаточно высокий — 0,95 мВ.

Можно было бы еще рассказать про ручную сборку, но не хочу делать на этом акцент, как и перечислять регалии компании и ее основателя. Сегодня — только конкретика.

noborder_4.jpg

В установке, конечно, требуется аккуратность, но лично для себя я особенных затруднений не заметил. При настройке геометрия отслеживается вполне удобно, длинный и ничем особо не закрытый иглодержатель позволяет ориентироваться в отношении положения именно по нему, а не по корпусу.

Прижим поставил по паспорту, ровно посередине диапазона — 1,4 грамма. И больше не менял. Точнее, после того, как головка немного приработалась, менял, но все равно вернулся к изначальному значению.

Рекомендованный антискейтинг в виде 0,2–0,4 г соблюсти получилось не на всех тонармах, что объяснимо — не везде настройки работают одинаково при столь малых значениях. Я ориентировался по тестовым дискам и выбирал наилучшее попадание.

В плане рекомендованной эффективной массы тонармов — если посчитать, то разница в резонансе при 14 и 18 граммах эффективной массы не велика, и на практике все примерно так и оказалось. Тем не менее, рекомендации производителя головки учитывать стоит, но замерять резонанс в реальных условиях — тоже.

Разница в конструкции и работе тонармов куда значительнее, чем разница в нескольких граммах эффективной массы. О точном влиянии можно говорить, только когда одна и та же модель тонарма оснащена идентичными шеллами или трубками, но с разной массой. В остальных случаях логичнее ориентироваться на измерения и на слышимый результат.

noborder_5.jpg

Приятный гипноз

Головка пришла на тест новой, запакованной, так что подчеркнуто яркому и зажатому звуку я совершенно не удивился. Приработка тут — совершенно необходимый и естественный процесс. А после нее можно слушать.

Первой поставил пластинку Oscar Peterson ‎«Action». Звук явно притягивает к себе внимание, в него хочется не то что вслушиваться, а вглядываться. И это с первых нот — почти что гипнотический эффект. Однако, как я отметил уже потом, он не вызывает усталости — слушаешь пластинку за пластинкой, и процесс кажется легким и приятным.

noborder_6.jpg
Конструкция у Van den Hul The Black Crimson XGP полностью открытая —
и это обязывает к определенной аккуратности

Явно подчеркнутой строгости, нейтральности или мониторности не наблюдается. Но сказать, что есть явная окраска, тоже нельзя. Чуть-чуть теплоты, чуть более насыщенные краски, умеренно подчеркнутые полутона и послезвучия — все это создает свою особенную атмосферу. Но во всем этом характере мне понравились его такт и сбалансированность.

С одной стороны, вроде как, и без этой малой доли теплоты было бы правильнее. Но качества эти исключительно изящно переплетены между собой. А в сумме — не дослушав еще первую сторону пластинки, я четко поймал себя на том, что я вообще-то не тестирую головку, а вслушиваюсь в запись безусловно гениального и одного из моих любимых пианистов. И выдергивать себя из прослушивания, чтобы заняться работой, совсем не хотелось.

noborder_7.jpg

Но вернемся к разбору формальных критериев. Верхних частот головка вытаскивает и выдает много, они получаются в меру яркими, разноцветными, но по ощущению — естественными и достоверными. Доля окраски, которая есть, уходит куда-то на уровень подсознания. Разбалансированности или отрыва верхнего диапазона нет, все — только часть целого.

Вообще, переход между этими формализованными ВЧ, СЧ и НЧ не хочет замечаться — тут как-то все ровно и естественно. Скорее, можно отслушать полосность акустики, чем обнаружить разный подход этой головки к разным частям диапазона. Серединка просто существует — ее не хочется вычленять, препарировать, а описать можно примерно теми же формулировками, как и верхние частоты.

Бас тоже не выпадает из общей картины — он соразмерен, быстр, фактурен и контролируем. Совершенно точно, что проработка всего диапазона цельная, а края не ощущаются, как края или как ограниченность. Детальность высокая — по крайней мере, эта запись не показала вообще никаких проблем. Динамика естественная, нет спешки или медлительности, все ровно и спокойно. Локализация образов сцены точная, масштаб в данном конкретном случае средний, воздуха в достатке.

noborder_8.jpg
Все, что есть в комплекте поставки Van den Hul The Black Crimson XGP.
Остальное необходимое владелец волен выбирать и покупать сам

Следующая пластинка — Herbie Hancock ‎«Sextant». Эффект погружения в музыку и эмоции очень хорошо заметен. Не в последнюю очередь за счет высокой детальности. Звук чуть-чуть теплый, упругий и подвижный.

Иногда кажется, что он немного смягчен, но это ощущение возникает из-за того, что совершенно нет «склеивания» звуков и призвуков. Все раздельно, слышимо — и за счет этого нет звука «прописанного крупными мазками». Отдельные партии отлично читаются — и на сложных фрагментах тоже.

На этом альбоме я не услышал чего-то, что создало бы затруднения. Ощущения стены звука нет совершенно, пространство отыгрывается трехмерно, с хорошей глубиной и отличной локализацией. При этом нет ощущения подчеркнутой голографичности, скорее больше просто естественного звучания. Каждый инструмент на своем месте, а звук представляет собой целое — вот и все.

noborder_9.jpg
Van den Hul The Black Crimson XGP

После послушал диск David Gilmour «On An Island». Желаемый эффект погружения присутствует в полной мере, эмоциональные оттенки передаются весьма точно и многогранно. Деталей действительно много, хотя лично меня это совершенно не утомляет. В подаче совершенно нет менторства, упора на какое-то свое исключительное прочтение.

Хотя присутствует и чуть теплоты, и умеренная цветистость, и эмоциональность, но все — с исключительным чувством такта. «Радостные» фрагменты не становятся приторно-слащавыми, а «грустные» почти что таковыми и остаются — разве что подаются чуть светлее. Все-таки этой головке чуть больше нравится «радостная» музыка.

Еще один диск в тесте — My Dying Bride «The Dreadful Hours». Я эту пластинку и в несколько тестов брал, и по знакомым возил, но мало где ее получалось отыграть действительно хорошо. А тут почти все как надо: и по динамике, и по детальности, и по настроению. Может, лишь чуть светлее, но в остальном, зная эту пластинку и сравнивая ее с другими изданиями, пожалуй, заключу, что это один из лучших результатов. Я ожидал худшего.

Ну и напоследок немного оркестровых вещей — в качестве основной записи в тест взял караяновское исполнение «Die Meistersinger» Вагнера. Баланс между тем, насколько эта музыка должна подаваться детально, и тем, насколько — слитно и цельно, выдержан очень неплохо, близко к идеальному. Тембральная достоверность на уровне, и динамика очень хороша. Возможно, иногда немного не хватает фундаментальности и даже жесткости в подаче, но в целом звук очень и очень интересный.

Выводы

Формальные качества здесь — как и положено головке очень высокого уровня. Динамика, детальность, проработка сцены и воздух — все есть, и отменного качества. Минимальная доля окраски присутствует, но как же красиво и изящно все это проделывается! Формально можно было бы чуть-чуть придраться, но совершенно не хочется.

Пожалуй, единственное, что кому-то может не прийтись по вкусу — головка не играет жестко и зло, даже какой-нибудь металл. При этом она играет его достоверно, реалистично — просто чуть-чуть по-своему. И вопрос этот не в формальной атаке и не в динамике.

В целом, модель мне очень понравилась, хотя не со всеми головками производства Van den Hul у меня идеальные отношения. Но все равно Black Crimson XGP очень хороша и интересна. Не жалко за все ее похвалить — и перехвалить будет сложно.

Паспортные данные

Тип головки: МС

Тип иглы: VDH 1S

Радиус заточки иглы: 2x85 мкм

Иглодержатель: боровый

Материал катушек: золото

Частотный диапазон: 5–55 000 Гц

Выходное напряжение: 0,95 мВ

Разбаланс каналов: <0,3 дБ

Разделение каналов (1 кГц/10 кГц): >36/30 дБ

Сопротивление нагрузки: 20–47 000 Ом

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 20–600 Ом

Рекомендуемая эффективная масса тонарма: 10–14 г

Прижимная сила: 1,35–1,5 г

Рекомендованное значение антискейтинга: 0,2–0,4 г

Музыкальный материал

Oscar Peterson ‎— Action (Exclusively For My Friends — Vol. I) / MPS Records ‎— MPS 15 178 ST

Herbie Hancock ‎— Sextant / CBS/Sony ‎— SOPL — 190

David Gilmour ‎— On An Island / EMI ‎— 0946 3 55695 1 3

My Dying Bride ‎— The Dreadful Hours / Peaceville ‎— VILELP517

Karajan — Wagner ‎— Die Meistersinger / Angel Records ‎— SEL-3776


Источник: stereo.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша