Martin Logan Neolith: выше чем High End

07.11.2020 Возврат к списку Просмотрено: 1432 раз

«Сферический High End в вакууме» — именно эта формулировка хоть немного способна отразить масштаб явления, о котором пойдёт речь далее. Акустика Neolith от Martin Logan собрана по всем канонам High End – она высокотехнологична, безумно красива и чудовищно дорога. И в своём стремлении к совершенству разработчики зашли так далеко, что это стало проблемой не только для конкурентов, но и для будущих владельцев, которым придётся принести немало жертв на алтарь аудиофилии. Впрочем, обо всём по порядку.

Начнем с того, что электростатическая технология как таковая имеет немало технологических преимуществ перед традиционными динамическими излучателями. Практически невесомая мембрана толщиной меньше человеческого волоса послушно следует за малейшим изменением сигнала и воспроизводит звук значительно точнее и чище, чем любой самый высокотехнологичный диффузор обычного динамика. Слабые места у электростатов тоже есть, что уж скрывать? Физические свойства мембраны и конструкция излучателя в виде бутерброда, в котором она буквально-таки зажата между двумя металлическими решетками-статорами, сильно ограничивают рабочий ход. Отчасти это можно компенсировать увеличением площади излучателя, ведь чем больше площадь, тем меньшая амплитуда требуется для достижения необходимого звукового давления. Однако всему есть пределы и чтобы получить по-настоящему глубокий бас электростат пришлось бы делать просто гигантским. Именно поэтому разработчики Martin Logan обратились к разумному инженерному решению. Весь низкочастотный диапазон они отдали традиционным динамическим излучателям, которые в узком диапазоне частот способны работать весьма эффективно. Такие гибриды с активной или пассивной сабвуферной секцией составляют основной костяк ассортимента компании. И тут имеет смысл вспомнить, что самая скромная электростатическая колонка по меркам Martin Logan – это как минимум топ Hi-Fi, а скорее – High End с точки зрения индустрии в целом.

1.jpg

На фоне столь мощного технологического преимущества и была создана модель Neolith. Но чтобы взойти на трон, одного только масштабирования конструкции до размера XXXL недостаточно, поэтому разработчики внесли немало изменений и дополнений везде, где это только было возможно и оправдано.

Первое, что бросается в глаза, — совершенно фантастический внешний вид. Корпус акустики окрашен в ярко-красный цвет по технологии, которую используют для люксовых автомобилей. Сходство с элитными спорткарами усиливают кожаные вставки, а также сочетание рубленых форм в стилистике Lamborghini с плавными линиями, напоминающими классические контуры Porsche. В совокупности это создаёт совершенно уникальный и неповторимый образ, буквально пропитанный духом роскоши.

Аэродинамические формы в конструкции акустики обычно появляются неспроста и не только из соображений дизайна, из чего можно предположить, что Neolith в этом плане не исключение. Отсутствие острых углов в области СЧ/ВЧ-излучателя и обтекаемые формы НЧ-секции обеспечивают существенный положительный вклад в звучание за счет устранения основных причин возникновения дифракционных искажений. А выгнутая форма электростатического излучателя в сочетании с дипольным принципом работы дает оптимальную по направленности звуковую волну, создающую минимум отражений от пола, потолка и боковых стен.

3.jpg

В качестве конструкционного материала корпуса был выбран полимерный композит, обладающий высокой механической прочностью и препятствующий распространению вибраций. Возможность создания столь причудливых форм без потери жесткости конструкции — тоже его заслуга.

Ключевой элемент модели Neolith — большой электростатический излучатель, самый крупный в линейке Martin Logan. И похоже, что это в принципе самый крупный из производимых на сегодняшний день — его эффективная площадь составляет без малого 0,7 м2. Столь внушительная площадь позволяет получить солидное звуковое давление, а также увеличивает динамический диапазон, иными словами, эта электростатическая панель превосходит в плане динамичности звучания любые другие электростаты, имеющие меньший размер. Если бы речь шла о динамическом излучателе, то увеличение размеров привело бы к потере микродинамики и ухудшению передачи верхних частот, но электростатический излучатель к подобным проявлениям не склонен, отчего очевидные плюсы не сопровождаются минусами.

5.jpg

Традиционных динамиков в конструкции используется два, и разработчикам Martin Logan пришлось постараться, чтобы довести все ключевые качественные характеристики басовой секции до уровня, который задаёт электростатический СЧ/ВЧ-модуль. На задней панели установлен 15-дюймовый драйвер с жестким алюминиевым диффузором и четырехслойной звуковой катушкой. Этот динамик отвечает за частоты ниже 60 Гц. Фронтальный басовик, чей рабочий диапазон непосредственно стыкуется с электростатическим излучателем, расположен на передней панели и оснащен многослойным диффузором с карбоновым покрытием. Оба динамика имеют увеличенный рабочий ход, открытые корзины и вентилируемую магнитную систему, чтобы минимизировать компрессию и искажения на большой громкости.

8.jpg

Традиционно в основании всех старших моделей электростатов Martin Logan устанавливается активная сабвуферная секция с DSP, позволяющая адаптировать звучание к акустике помещения. В Neolith был выбран иной путь: оба низкочастотника являются пассивными, что по мнению производителя даёт возможность пользователю выбрать усилители с подходящим характером звучания. Посыл в целом благородный и вполне соотносящийся с идеями High End. Однако, в современных реалиях это может создать дополнительные проблемы, ведь диапазон мощности у этой модели указан в пределах 20–1300 Вт. А это значит, что для эффективной работы каждому каналу неплохо бы обеспечить по 1 кВт мощности, но доступный ассортимент подходящих усилителей будет весьма и весьма ограничен. Единственное что успокаивает — те немногочисленные кандидаты будут достойными, ведь ничего кроме High-End-моделей такой мощности не обеспечит.

Помимо проблемы выбора подходящего усилителя, пассивный принцип работы породил ещё одну проблему: невозможность использовать DSP для адаптации звука акустики к условиям прослушивания. А обойтись без калибровки звука системы со столь крупными колонками просто невозможно, поскольку размер помещений, которые им предстоит озвучить, варьируется в исключительно широких пределах.

9.jpg

Решением проблемы стал настраиваемый кроссовер. Две регулировки, осуществляемые путём перестановки мощных перемычек, выполняют разные по сути функции и комбинация которых помогает адаптировать звук к имеющимся условиям. Первая регулировка управляет отдачей большого басовика, позволяя установить уровни 0, -4 и -8 дБ, меняя тем самым количество баса. Вторая регулировка более интересна: она позволяет сместить точку фокуса. Это происходит вследствие изменения частоты раздела кроссовера между вторым басовиком и электростатическим излучателем в пределах 250…400 Гц, и, вероятнее всего, при этом происходят некие манипуляции с фазовой характеристикой. Минимальная регулировка предназначена для прослушивания с расстояния менее 3 м, среднее положение отмечено как 4 м, а максимальная дистанция начинается с 5 м. Поскольку электростатический излучатель является дипольным и имеет горизонтальную направленность всего 30°, дистанция от стен и поворот акустики также будут играть существенную роль в формировании звуковой сцены. В сумме это даёт широкое поле для экспериментов, но также требует достаточно много свободного пространства.

11.jpg

Прослушивание акустики такого класса — это событие, которое происходит нечасто. Просто потому, что собрать такое количество уникальных по своим свойствам компонентов в одном подходящем по размеру помещении — не самая простая задача. Система, представленная российской публике, демонстрировалась в просторном зале, вполне подходящем по масштабу для Neolith. Наиболее интересным компонентами системы, помимо самой акустики, стали усилители мощности. Двойные моноблоки MC901 от McIntosh были разработаны, похоже, как раз для таких случаев. Суммарно один такой усилитель выдаёт 900 Вт мощности, из которых 600 Вт обеспечивает транзисторный усилитель, подключаемый к НЧ-секции акустики, а 300 Вт выдает ламповая схема, отвечающая за верхние и средние частоты. Двухусилительный принцип работы моноблоков недвусмысленно обозначает двойной стрелочный индикатор, отображающий уровень раздельно для ламповой и транзисторной секций. И хотя по паспорту акустика обладает чувствительностью 90 дБ, уже на средней громкости стрелки не покидали среднюю зону шкалы и частенько уходили дальше вправо.

13.jpg

Остальная часть тракта состояла из предусилителя и винилового проигрывателя McIntosh, компанию которым составил цифровой источник Aurender A30. Всё это выглядело не менее эффектно, но уже более привычно. А по-настоящему эпичная часть сетапа, сопоставимая по размаху инженерной мысли с огромными электростатами, расположилась позади системы. Кабели high fidelity cables, оснащенные уникальными магнитными «ускорителями», и массивные модульные сетевые фильтры Mudra Akustik производили неизгладимое впечатление своим видом, вызывая ассоциации с мощной электроподстанцией. Кроме того, они удивляли нестандартным подходом к решению привычных технологических задач.

15.jpg

Но всё-таки самое главное – это то, во что сложился столь неординарный набор компонентов, а сложился он в нечто совершенно фантастическое.

Первое, чем система бьёт слушателя буквально наповал — это грандиозных размеров звуковая сцена: идеально прорисованная и окружающая слушателя со всех сторон. При прослушивании иногда возникает желание встать с кресла и прогуляться внутри возникшего звукового пространства, обойти всех музыкантов, «разглядеть» картину с разных сторон.

17.jpg

Впечатление абсолютного реализма происходящего подкрепляет солидный динамический диапазон, который кажется порой просто безграничным. Подача низких частот у Neolith просто эталонная. В большом помещении, не имеющем какой-либо серьёзной акустической подготовки, на самых низких нотах сохранялась точность и сфокусированность. Партии живого контрабаса в джазе и синтетические басслайны в электронных треках звучали очень мощно, основательно, с четкой прорисовкой каждой ноты, без провалов или доминирования каких-то отдельных звуков. Для системы, не имеющей какой-либо настройки звука кроме пары перемычек в кроссовере, — результат просто превосходный.

В целом же акустика оказалась очень нейтральна по характеру звучания и прозрачна для остального тракта. Характер звучания самих Neolith услышать довольно проблематично, но зато можно безошибочно с первых звуков отличить звучание винила от цифры или CD от Hi-Res. Вполне очевиден был и ламповый характер СЧ/ВЧ-секции усилителя, который удивительным образом не диссонировал и не контрастировал с четким транзисторным саундом басовой секции.

19.jpg

В отношении качества и характера мастеринга исключительное разрешение Neolith проявлялось крайне любопытным образом. Современные миксы звучали предельно прозрачно, объёмно, со множеством деталей, распределенных в пространстве. Самые дикие фантазии звукорежиссеров и саундпродюсеров воплощались безупречно. Достаточно включить что-нибудь атмосферное из Aphex Twin или, например, «Blackstar» Дэвида Боуи, и тут же срабатывает телепорт в другую вселенную.

Но на этом фоне сразу же возникает вопрос: что произойдёт, если послушать что-то, записанное с заведомо низким качеством? Подобный эксперимент произвести несложно. При прослушивании ранних Led Zeppelin и самого популярного Lo-Fi релиза всех времён и народов – Deep Purple «In Rock» произошло всё то же самое, что и с современными миксами, только ощущение космического пространства сменилось на атмосферу тесной и старой аналоговой студии, расположившейся прямо напротив слушателя. Даже монофонические записи The Beatles и Эллы Фицджеральд в исполнении Neolith звучали очень естественно и живо, буквально с первых нот затягивая в активное эмоциональное слушание.

Воспроизведение академической музыки — отдельное удовольствие. Тут опять же, всякая запись хороша по-своему, но больше всего впечатляют современные релизы, в которых Neolith демонстрируют безупречное разделение инструментов, позволяющее услышать каждую скрипку в отдельности без какого-либо ущерба музыкальности и цельности композиции. Благодаря этим качествам самые сложные авангардные композиции и импровизационная музыка становились на удивление понятны и легки для восприятия.

21.jpg

Завершая рассказ о звучании и об акустике в целом, надо отметить, что реальных конкурентов у Martin Logan Neolith практически нет. Обладая безупречным разрешением и идеально выверенным тональным балансом, свойственным электростатической технологии, они ничуть не уступают лучшим традиционным колонкам в вопросе динамики, плотности и энергичности звучания. Это обеспечивает превосходство, которое очевидно с инженерной точки зрения и неоспоримо при прослушивании. Ну а тот факт, что это первые претенденты на звание самой стильной и роскошной акустики за всю историю человечества — это дополнительный бонус.

Однако всё идеальным быть не может, и при всех перечисленных плюсах Neolith имеют свои очевидные недостатки или, а если точнее — ограничения. Минимальный размер помещения для этой модели соответствует тому объему, в котором большинство колонок работать уже не способны. Примерно так же можно сформулировать проблему подбора усилителя: большинство мощников с задачей просто не справится. Ну и третья проблема, наименее очевидная на первый взгляд, но весьма ощутимая на практике: высочайшие требования к качеству всех компонентов системы, в которой будет работать Neolith. Раскрыть весь потенциал этой модели могут только компоненты и кабели самого высшего класса качества.

23.jpg

Рекомендовать Neolith к покупке, обращаясь к широкой публике, с моей стороны было бы как минимум неосмотрительно, но послушать эти колонки, если вдруг случится такая возможность — прямая обязанность каждого аудиофила!

Автор обзора: Максим Наумов


Источник: https://soundex.ru/


Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша