Интегральный усилитель Copland CSA-150

14.12.2021 Возврат к списку Просмотрено: 949 раз

Усилители с гибридной схемотехникой Hi-Fi на рынке в последнее время появляются всё чаще. Между тем, смысл в сочетании ламп и транзисторов для многих любителей музыки до сих пор остаётся за гранью понимания. Для чего же на самом деле производители идут на такое усложнение конструкции, ведь для питания входных каскадов требуется дополнительное анодное и накальное напряжения?

Разбираемся на примере датского интегральника Coplad CSA-150.

Copland_CSA-150_02.jpg

ПРИНЯТЬ ЗА ОСНОВУ

Электронные лампы сейчас ставят всюду, даже в Bluetooth усилители и USB ЦАПы для наушников. Здесь, конечно, ставка делается исключительно на внешний вид — в некоторых устройствах лампы даже не подключены, а подсвечиваются снизу светодиодами. Но мы сейчас говорим о технике серьёзной, рассчитанной на людей понимающих и слышащих. Какие же реальные плюсы дают вакуумные триоды в транзисторных усилителях?

Принято считать, что лампа обогащает спектр гармониками, добавляя звучанию жизни, а тембрам — естественности. Это правда, но смысл здесь запрятан гораздо глубже. Дело в том, что на всех этапах подготовки фонограмм — от записи до мастеринга — сигнал проходит через огромное количество балансных каскадов на операционных усилителях, в которых заметно подавляются чётные, самые благозвучные гармоники. В результате на выходе музыкальный спектр теряет исходный состав, что негативно сказывается на натуральности тембров. Лампа же в однотактном включении даёт на выходе доминирующие нечётные составляющие, за что, собственно, многие меломаны и любят усилители Single End. Так что в гибридных усилителях лампа не то, чтобы приукрашивает звучание — она восстанавливает исходный гармонический строй музыки.

В гибридных усилителях лампа не то, чтобы приукрашивает звучание — она восстанавливает исходный гармонический строй музыки.

В предварительных каскадах Copland CSA-150 установлен двойной триод 6922, который усиливает входной сигнал до амплитуды, необходимой усилителю мощности. Для согласования лампы с транзисторами по импедансу Оле Мёллер (Ole Møller), главный специалист компании, разработал буферные каскады на высоковольтных MOSFETах. Выходные повторители построены на биполярных парах MJL4281A/MJL4302A, по одному 230-ваттному транзистору на плечо. Наш испытуемый — самый мощный из трех моделей серии CSA (кроме него, в ней CSA-70 и CSA-100) — 2 x 150 Вт на 8 омах, и он сохраняет полную работоспособность при падении импеданса нагрузки до 2 Ом.

Copland_CSA-150_13.jpg   Copland_CSA-150_14.jpg

Такой энергетический потенциал обеспечивается поистине огромным тороидальным трансформатором (на вид никак не меньше 800 ВА) и набором из шести сглаживающих конденсаторов по 10 000 мкФ.

CSA-150, безусловно, имеет полное право называться настоящим универсалом — помимо собственно усилительного тракта он имеет на борту несколько модулей, расширяющих возможности потенциального владельца. Прежде всего, это цифроаналоговый конвертер, в основу которого положена конструкция популярного ЦАПа Copland DAC215. Выходные ячейки 8-канального референсного чипа Sabre ES 9018 от ESS Technology соединены по четыре параллельно в каждом стереоканале, что позволило заметно снизить нелинейные искажения и уровень шумов. При подключении по асинхронному USB порту ЦАП поддерживает PCM с частотами дискретизации до 384 кГц и разрядностью до 32 бит, а также DSD до 5,6 МГц (128х), Компьютеры под Mac OS или Linux смогут работать без драйверов, а пользователям Windows их нужно будет скачать с сайта производителя.

Предусмотрена установка опционного модуля Bluetooth aptX — на задней панели имеется отверстие для антенного гнезда.

Цифровые источники также можно подключить по коаксиальному и двум оптическим входам. Предусмотрена установка опционного модуля Bluetooth aptX — на задней панели имеется отверстие для антенного гнезда.

Стоит отметить и наличие встроенного RIAA-корректора, предназначенного для работы с MM-картриджами. Номинальная чувствительность — 2,6 мВ.

Copland_CSA-150_05.jpg

Copland_CSA-150_04.jpg   Copland_CSA-150_06.jpg   Copland_CSA-150_10.jpg

Как и в CSA 100, в этой модели для коммутации цифровых источников выделен вспомогательный переключатель. Под ним три светодиода — DIGITAL, LOCK и DSD. Выбор аналоговых подключений возложен на крупный «циферблат» с условными обозначениями входов. Всего их пять: PHONO, TAPE IN, A1, A2 и балансный на XLR. Активация подтверждается разноцветными светодиодами, расположенными по окружности.

Управления режимами возможна с небольшого удобного пульта ДУ с закруглёнными краями.

Усилители Copland проектируются и изготавливаются в Дании. Модели серии CSA выпускаются в чёрном и серебристом цветах.

После нажатия кнопки POWER усилитель прогревается и грузится в течение 30 секунд, но распевается по-настоящему он минут через 10 — 15.

Первое испытание — с проигрывателем винила Nottingham Analogue Space Deck и очень приличной ММ-головкой. Для разогрева ставлю Supertramp «Famous Last Words» и тут же выстраивается знакомая картина: клавиши с характерным богатым звучанием, абсолютно живой вокал и хорошо структурированный, не раздутый бас. К басу мы ещё вернёмся, здесь же отмечу, что все перепробованные мной пластинки звучали вполне адекватно, лишь с лёгкой нехваткой «воздуха». Сказывается квалификация разработчиков — от небольшой платы корректора они добились настоящего аналогового саунда, комфортного и в меру информативного.

Copland_CSA-150_12.jpg

Copland_CSA-150_07.jpg   Copland_CSA-150_03.jpg   Copland_CSA-150_11.jpg

Теперь подключаемся по коаксиалу к выходу сетевого проигрывателя Naim NDX 2 и запускаем хай-резы с локального сервера. Специально выбираю треки потяжелее и по-настоящему удивляюсь тому басу, который усилитель умудряется в буквальном смысле выбивать из скромных по размеру полочников. Даже на заряженных треках Yello и Boston Rally Bass Collection с показательным нижним регистром контроль диффузоров безукоризненный — удар резкий, с быстрой атакой и наполненный энергией, отдельные басовые ноты буквально осязаемы. Общая динамика в нашем случае определялась исключительно возможностями мониторов, но незаурядный потенциал CSA 150 чувствовался и в нашем случае — даже на высокой громкости не замечено ни малейших признаков искажений или потери разборчивости. Так что подбор акустики для этого интегральника не будет большой проблемой.

По-настоящему удивляюсь тому басу, который усилитель умудряется в буквальном смысле выбивать из скромных по размеру полочников.

Собственно, разборчивость, точнее её сочетание с ударной мощью и есть главное достоинство усилителя. Например, на «Шахерезаде» Римского-Корсакова (дир. Андрей Превин) абсолютно живые скрипки, да и вся струнная группа подаётся с богатыми тембрами и образцовым музыкальным разрешением. Масштабно, красиво, натурально. Заметна разница между файлами 44/16 и 24/96, что также свидетельствует в пользу встроенного ЦАПа.

И, наконец, решили послушать усилитель с тем же Naim NDX 2, но по аналоговым входам, задействовав хорошие межблочные кабели. Звучание усилителя заметно оживилось — его аналоговый такт оказался прозрачным до такой степени, что легко улавливалась разница между DSD и PCM, а файлы 24/192, в частности, с записями гитариста Antonio Forcione звучали с какой-то пронзительной достоверностью. На фоне внятного, собранного баса столь аккуратное отношение к музыкальным нюансам оценят даже самые придирчивые меломаны. И такое соотношение качеств будет чрезвычайно полезным на любых музыкальных жанрах.

Copland_CSA-150_01.jpg

Copland_CSA-150_08.jpg   Copland_CSA-150_09.jpg

В целом же CSA 150 представляет собой универсальный аппарат, способный работать с разными источниками и красиво раскачать практически любую хай-файную акустику. Другими словами — несущий элемент для построения основательной домашней системы.

КОМПОНЕНТЫ

  • Сетевой проигрыватель Naim NDX 2
  • Проигрыватель винила Nottingham Analogue Space Deck
  • Акустические системы Totem Acoustic Signature One
  • Сетевой фильтр Puritan Audio Laboratories PSM 156
  • Кабели:
    • межблочные Tellurium Q RCA Ultra Black II, Tellurium Q Silver Diamond
    • цифровой Tellurium Q Digital RCA Black Waveform
    • акустический кабель Tellurium Q Ultra Black II 3м
    • сетевые Tellurium Q Black Power 1,5м, Statement

Copland CSA-150

Производитель: Copland (Дания)

www.copland.dk

Аналоговые входы: 2 х RCA, Phono, XLR || Аналоговые выходы: 2 х RCA, для наушников, акустические винтовые х 4 || Цифровые входы: асинхронный USB (32/384, DSD512), S/PDIF(RCA), Toslink || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 150 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 2 х150 (8 Ом), 2 х 230 Вт (4 Ома) || Минимальное сопротивление нагрузки: 2 Ома || Отношение сигнал/шум: > 90 дБ || Чувствительность по входам Line/Phono: 270/2,6 мВ || Коэффициент гармоник: <0,04% || ЦАП: ESS Sabre ES9018 || Потребляемая мощность: 700 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 435 x 165 x 370 мм || Масса: 15 кг


Источник: salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша