Премиальная лента
Tехнические параметры [ по данным производителя ]
Акустическое оформление фазоинвертор
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 20—250
Частотный диапазон (±3 дБ), Гц 40—50 000
Количество полос 3 (НЧ – 4 х 130 мм, СЧ – 1 х 130 мм, ВЧ – 1 х LDR)
Сопротивление (номинальное), Ом 4
Чувствительность (1 Вт, 1 м), дБ 91
Габариты, мм 1610 x 190 x 210
Масса, кг 31,0
Акустика из страны сыров, банков и хронометров обладает немалой популярностью в узких кругах ценителей высококлассного звучания во всем мире. Почему в узких? Примерно по той же причине, по какой не всякий может позволить себе швейцарские часы. Хотя думают об этом многие. Идея преобразователя Хейла развивается швейцарскими акустиками с 1986 года (срок немалый!) — тогда компания приняла ленточные головки в качестве важнейшего пункта фирменной звуковой концепции. И попала точно в яблочко.
На высоте
В одном из прошлых номеров мы познакомили читателей с компактными напольными колонками Piega Premium 50, принадлежащими к тому же модельному ряду, что и рассматриваемые сейчас Premium 7. Надо заметить, что соседние в линейке акустические системы отличаются друг от друга самым радикальным образом. Premium 7 значительно выше, стройнее и обладают принципиально иной электроакустической организацией. При высоте 161 см ширина АС составляет всего 16 см. Пропорция один к десяти — это своеобразный рекорд для напольников.
И хотя они возвышаются над тобой, словно парочка Бурдж-Халифа над Дубаем, дизайнерское решение не доминирует в интерьере. Выглядят колонки стильно, скромно и дорого, поэтому расхожий термин LifeStyle применим к ним лишь с существенными оговорками, поскольку все здесь продумано очень тщательно. Внешний вид громкоговорителей полностью подчинен требованиям акустической целесообразности. Обеспечить нормальный басовый потенциал узким напольным АС можно, сделав их высокими. Если нельзя разместить крупный басовик ни на фасаде, ни сбоку, то нужно поставить вместо него несколько небольших вуферов.
Вертикальную линейку НЧ/СЧ-головок разделяет довольно крупный ленточный излучатель LDR (Linear Ribbon Tweeter) производства Piega. Поскольку в «ленточной» области швейцарская компания обладает особенно высоким авторитетом, этого вопроса следует коснуться подробнее. Применение ленточных головок — прогрессивный шаг с точки зрения технологии и маркетинга, но сама идея требует тщательной шлифовки, иначе весь пар уйдет в свисток. Конечно, можно просто взять подходящий динамик из представленных на рынке, снабдить его фирменным шильдиком — и готово. Так поступают многие компании, но об их звуковых успехах что-то не слышно… Другой путь — более сложный, заключающийся в разработке уникального ленточного преобразователя на основе базовой идеи, — обещает радикальное преимущество и дает возможность держать конкурентов на дистанции.
У ленточной головки как таковой есть принципиальные плюсы. Ленточная мембрана имеет очень малую массу и потому почти безынерционна; она обеспечивает широкий частотный диапазон (до 50 кГц способна дотянуть разве что экзотическая ВЧ-головка с куполом из бериллия). Отрыв окажется еще более серьезным в случае применения редкоземельных магнитов. Однако «ленточки» не лишены и недостатков, которые связаны с геометрией, специфическими искажениями, призвуками, с формой излучаемой звуковой волны, направленностью.
Разработчик не может оставлять их без внимания и вынужден прибегать к нестандартным решениям. Варьируя форму мембраны, конструкцию магнитных систем, материалы и другие параметры, инженеры Piega успешно создают головки с уникальными акустическими характеристиками. Именно многолетний конструкторский опыт обусловливает особое, узнаваемое звучание швейцарской акустики.
Форма и содержание
Premium 7 — самые высокие и, вероятно, самые массивные в соответствующей серии. Извлекать колонны из упаковки лучше всего вдвоем, и делать это нужно предельно аккуратно, чтобы не травмировать их. Собственно кабинеты являют собой предмет отдельного разговора. Корпуса акустики Piega изготавливаются из алюминия методом экструзии — швейцарская компания осуществляет полный производственный цикл.
В процессе экструдирования цельную алюминиевую болванку, нагретую до высокой температуры, под большим давлением протягивают через форму экструдера (специального станка) и на выходе получают профиль корпуса любой геометрии с готовыми ребрами жесткости. Затем готовая заготовка корпуса анодируется в гальваническом цехе для защиты от коррозии. Преимуществ у экструзионного метода (кстати, широко используемого в тяжелой промышленности) применительно к изготовлению акустических кабинетов сразу несколько.
Во-первых, он дает возможность сделать корпус предельно высокой жесткости (по сравнению с литьем). Во-вторых, экструзия обеспечивает большую геометрическую точность и повторяемость, чем в случае литья. В-третьих, практически нет ограничений по длине заготовки и готового изделия — можно соорудить хоть трехметровые громкоговорители! В-четвертых, перенастройка линии позволяет без труда регулировать геометрию изделия, выпуская колонки самых причудливых форм. В то же время изготовление корпуса АС из алюминиевой болванки (массой несколько тонн!) не назовешь безотходным производством, что соответствующим образом сказывается на себестоимости. Но ведь именно в уникальности методов и средств состоит прелесть настоящего High End, верно?
Однако это еще не все: алюминиевый сплав сам по себе не обладает достаточной стойкостью к изгибным резонансам (хотя и имеет значительно более высокую вязкость, чем, например, сталь), и потому корпуса Piega дополнительно обрабатываются изнутри специальным вязким вибродемпфирующим материалом. Аналогичный материал используется в автомобильной промышленности для звукоизоляции моторных отсеков машин премиум-класса. Высокие Premium 7 на элегантных подставках выглядят очень стильно и совершенно не громоздко. Удачное дизайнерское решение: при взгляде сверху возникает впечатление, что стройная колонка опирается на пустоту, как бы парит в воздухе.
Акустическая система имеет трехполосную конструкцию. Идентичный остальным 130-мм НЧ/СЧ-динамик размещен непосредственно под твитером. Прочие строго низкочастотные головки обслуживаются двумя раздельными (по одному на пару) фазоинверторными портами, настроенными приблизительно на 43 Гц. Диффузоры головок, судя по всему, изготовлены из полипропилена либо бумаги с демпфирующим покрытием (компания не дает соответствующей информации). В старшей модели Premium 50 стоят головки ScanSpeak, а происхождение динамиков «семерки» неизвестно. Присутствующая в описании аббревиатура MDS расшифровывается как Maximum Displacement Suspension — специфическая геометрия и материал внешнего подвеса обеспечивают максимальную траекторию смещения диффузора при поддержании линейности электродинамического преобразования.
Для головки 5-дюймового калибра ограничение хода весьма актуально — это одна из причин, по которой в конструкции Premium 7 использованы целых четыре подобных басовых драйвера. Необходимо отметить еще один момент. Весьма импонирует тот факт, что инженеры удержались от применения (логичной с точки зрения дизайна) симметричной схемы Д'Апполито и поручили важнейший средний регистр всего одной СЧ/НЧ-головке.
Это позволило значительно упростить конструкцию кроссовера. К тому же благодаря отсутствию интерференционных проблем существенно равномернее стала диаграмма направленности, что, как мы понимаем, является исключительно важным фактором… Клеммная пара аудиофильской марки WBT выполнена по спецификациям Piega (двухпроводная коммутация не предусмотрена). Можно выбрать один из двух цветов металлического гриля: черный или с серебристым анодированием. Стоит отметить, что даже в такой мелочи, как защитная решетка, разработчики постарались избежать потенциальных проблем: форма, толщина и способ крепления исключают малейшие призвуки.
Несмотря на классическое фазоинверторное решение со свойственной ему тенденцией трактовать бас чуточку вальяжно, как бы с затяжкой, швейцарские колонки при воспроизведении любой музыки демонстрируют легкость и отличную атаку.
Играют, но не переигрывают
Говоря об особом характере звучания Piega, следует упомянуть в первую очередь вовсе не верхний регистр, необыкновенно красиво рисуемый ленточным твитером (об этом потом), а низкие частоты. Просто удивительно, что такие стройные АС способны выдавать столь мощный и глубокий бас, который позволяет во всей полноте раскрыться музыкальным жанрам и композициям со значимой низкочастотной компонентой. Другими словами, то, что ты видишь, — а видишь ты стройные, почти субтильные колонки, — слабо коррелирует с тем, что ты слышишь.
Басовый потенциал тестируемой пары произвел на меня настолько большое впечатление, что мне захотелось предположить, что в серии Premium самая басовитая акустика — это именно наша «семерка», а отнюдь не флагман линейки. Свободная, широкая низкочастотная волна сразу заполняет все пространство. Прослушивание проводилось в помещении средних размеров, однако я могу предположить, что и в комнате площадью 30–40 квадратных метров эта акустика нисколько не потеряется, не поблекнет. Мне вспомнились мысли, которые приходили в голову при прослушивании электростатических громкоговорителей: стоящим перед тобой планарным акустическим системам просто нечем глубоко басить, однако бас всетаки присутствует.
В отличие же от электростатов, Premium 7 располагают видимой и довольно внушительной низкочастотной артиллерией — тут-то есть чем басить. Стратегия «четыре в одном» дала закономерный результат: по эффективности четыре 130-мм драйвера приблизительно соответствуют одному 12-дюймовому. Бас швейцарцев довольно подвижный, крупный и притом очень хорошо артикулированный, с ясно слышимой подробной тембровой, интонационной и динамической структурой. При воспроизведении некоторых классических композиций (в первую очередь записей большого симфонического оркестра, нередко с хором, солистами и органом) немного ощущается акцентирование «ударного» участка нижнего регистра. Во многом именно этим обстоятельством обусловлено некоторое весьма аккуратно дозированное потепление тонального баланса, что добавляет основательности передаче тяжелых музыкальных форм.
Несмотря на классическое фазоинверторное решение со свойственной ему тенденцией трактовать бас чуточку вальяжно, как бы с затяжкой, швейцарские колонки при воспроизведении любой музыки поддерживают легкость и очень высокую скорость атаки. Добиться этого удалось, по-видимому, благодаря комбинации нескольких небольших головок с легкими диффузорами, причем Piega, по-видимому, проводит тщательный отбор динамиков для комплектации колонок — в ином случае преимущества могли бы обернуться недостатками (динамики с большими допусками по параметрам играют несогласованно и портят впечатление). Бас Premium 7 обладает отменной энергетикой, ему свойственны мощный драйв, отличная способность держать удар.
Когда того требует музыка, проявляется и хлесткость. В камерной классике нижний регистр иногда воспринимается немного отстраненно, как бы слегка отдельно. Анализируя низкочастотную специфику, понимаешь, что помещение вносит определенную лепту в формирование ощущений: в комнатах небольшого объема с собственными резонансными модами, расположенными близко к области 100— 120 Гц, эффект акцентирования может существенно усиливаться. В то же время в просторных помещениях (25—40 м2) характер звучания Premium 7, скорее всего, кардинально не изменится — индивидуальный музыкальный почерк будет сказываться при разных обстоятельствах. В средней — самой важной — части частотного диапазона все в идеальном порядке: средний регистр стабилен, его качество слабо зависит от уровня громкости, что указывает на высокий динамический ресурс.
Подкупающая красота и тонкость звукового рисунка ленточника необыкновенно эффектно раскрываются в хоровых композициях. При воспроизведении великолепной фондовой записи хоровых концертов без сопровождения Георгия Свиридова «Пушкинский венок» («Мелодия») обнаруживаются многоплановость и тембровая полнота как женского, так и мужского хора, широта и многокрасочность изумительных произведений. Можно легко проследить расположение певцов не только в плоскости музыкальной сцены, но и в глубину. Многоплановость образа проявляется во многом благодаря исключительной деликатности высоких частот.
Все содержащиеся в хоровых партитурах детали прочерчены «ленточками» с каллиграфической точностью и необыкновенной изысканностью; легко различаются слова смешанного хора (труднейшая, между прочим, для колонок запись!), нет даже намека на акцентирование чего-то одного в ущерб другому. В то же время высокочастотный регистр исключительно нейтрален. Важно, однако, добавить, что это настоящая, а не псевдонейтральность, маскирующая неумение акустики играть динамично, чисто и разборчиво. Здесь ситуация совершенно другая. Возможно, некоторые классические твитеры могут звучать ярче, фактурнее и живее, но по неординарной способности передавать одновременно сложный комплекс высокочастотных нюансов — от совершенно явных до зыбких и совершенно эфемерных — швейцарским «ленточкам» попросту не равных.
В немалой степени благодаря этому обстоятельству, а также вследствие выгодной геометрии колонок музыкальная сцена ощущается как очень широкая по фронту, масштабная, отлично стратифицированная по глубине; она слабо зависит от положения слушателя. Тестирование швейцарской акустики доставило мне немало приятных минут. Не работа, а радостное и увлекательное отдохновение!
Музыкальный материал
«Alfred Schnittke» (Caro Mitis, CM0092004)
Георгий Свиридов. «Метель. Пушкинский венок» (MEL CD 1000214, 1976—1995)
Dire Straits. «On The Night» (Warner Bros. Record, 1993)
Patricia Barber. «Companion» (XRCD, Premonition Records, 1999)
Контрольный тракт
CD-проигрыватель Bryston BDP-1
Интегрированный усилитель Bryston B 100 SST
Акустические системы PMC OB1i
Кабели Analysis Plus Solo Crystal Oval
Вывод
Piega Premium 7 — акустика с особым характером, отличным низкочастотным потенциалом и поистине великолепными способностями по передаче тонких высокочастотных деталей, содержащихся практически в любой музыке. Ей по плечу любые музыкальные формы. Следует уделить особое внимание поиску места оптимального расположения АС в комнате, особенно если объем последней ограничен.