Две трети пути Dynadio

27.02.2014 Возврат к списку Просмотрено: 2806 раз
    За годы своего существования Dynaudio приобрела репутацию спокойной, уверенной в себе компании, последовательно воплощающей в жизнь собственные принципы. Возможно, кто-то даже назовёт её консервативной и будет отчасти прав. Но всё дело в том, что эти самые принципы научно обоснованы и подтверждены многолетним опытом, и отходить от них просто не имеет смысла. 
    Кроме того, нужно учитывать и обстоятельства места. Дания — страна со спокойной, размеренной жизнью, устоявшейся экономикой. Она не сочла нужным даже присоединиться к зоне евро, проведённый в стране референдум решил этот вопрос в пользу сохранения собственной валюты. Должен заметить, что датская крона на удивление стабильна, а среди населения, согласно проведённому опросу, самый высокий в Европе процент людей, считающих себя счастливыми. Если смотреть шире, то понятные и одинаковые для всех правила игры создают благоприятную среду для честной конкуренции и, как следствие, развития бизнеса. Это, несомненно, накладывает свой отпечаток на то, как и что делает Dynaudio. Не менее важен и субъективный фактор — культурный и технический бэкграунд руководителей компании, их видение правильного звука, а также понимание того, как это видение  воплотить в железе. Точнее, в дереве. 




Cabinet_Line copy.jpg
Прежде чем попасть в цех, листы MDF выдерживаются при определённой влажности и температуре.  И чем больше размеры будущего  корпуса, тем дольше выдержка. Поэтому каждая паллета имеет собственный технологический паспорт


MDF_Supply2 copy.jpg
После первичного раскроя заготовки
также выдерживаются для адапта
ции к условиям цеха



Личность и история
    Руководит процессом Вилфрид Эренхольц, основатель и в настоящее время единственный владелец Dynaudio. Приведу краткое резюме для понимания роли личности в истории компании. С детства увлекался техникой и музыкой, первый ламповый усилитель собрал в 13 лет, начал трудовую деятельность с продажи динамиков ScanSpeak в Германии. По ходу общения с клиентами — а это были в основном специалисты по автозвуку и продвинутые самодельщики — стало понятно, как проектируются акустические системы и что необходимо для натурального воспроизведения. В частности, значимость линейности фазовой и импульсной характеристик, поскольку музыкальный сигнал — отнюдь не синус. Вилфрид замечает, что и в наше время не все производители уделяют должное внимание этому обстоятельству. В середине 70-х ScanSpeak был продан Harman Group, после чего оставшийся не у дел владелец компании Эджвинд Сканинг совместно с директором по продажам и молодым специалистом Вилфридом Эренхольцем основали Dynaudio. Это было золотое время для Hi-Fi-индустрии, и дела довольно быстро пошли в гору. Партнёры с самого начала были нацелены на исследования, поэтому, пригласив лучших специалистов в своей области, стали разрабатывать не только сами системы, но и драйверы. Для создания материала первых диффузоров на основе полипропилена привлекли учёных из местного университета. Правда, в дебютной линейке Dynaudio использовались динамики Seas, поскольку нужно было как можно быстрее вывести брэнд на рынок.  Собственные драйверы появились через пару лет, и первое время они даже поставлялись по ОЕМ другим производителям. Затем компания сосредоточилась исключительно на выпуске готовых акустических систем и инсталляционных комплектов для car audio. Как говорит Вилфрид, продавая динамики, большие деньги можно было заработать только на массовой продукции,  а конкурировать в этом сегменте с другими производителями было неинтересно — потенциал и амбиции Dynaudio виделись гораздо более серьёзными. 

CNC_Machine3 copy.jpg
Сложные детали, как, например, лицевые щиты для  Confidence C2 и C4, изготавливаются 
из толстых древесных плит высокой плотности  на координатных станках

Смелые консерваторы
    Сегодняшние перспективы компании, нацеленной на Hi-Fi и High End, внушают оптимизм — во многих странах растёт интерес к качественному воспроизведению музыки. Как говорит Вилфрид, о динамике рынка можно судить по продажам громкоговорителей центрального канала, которые в основном реально падают, что говорит о потере интереса к домашнему кино. В Корее, например, театральные комплекты составляют очень малую долю рынка, вся прибыль получается за счёт стерео. В Европе расклад 40/60% в пользу Hi-Fi, и доля акустики для ДК постоянно снижается. Этот тренд уже уловили и производители электроники, и самые дальновидные (например, Yamaha) начали предлагать новые стереокомпоненты. По мнению многих экспертов, повышению интереса к Hi-Fi способствует развитие интернет-технологий, широкая доступность музыки и растущее качество техники для скачивания и воспроизведения аудиофайлов.
    Несмотря на то, что продажи саундбаров в Германии за прошлый год выросли вдвое, Dynaudio не собирается конкурировать в этом сегменте с другими производителями. То же относится и к головным телефонам, которые нынче не выпускает только ленивый.  У компании есть своя ниша в Hi-Fi и High End, профессиональной сфере и car audio, и все усилия разработчиков направлены на эти три направления. Но я бы поостерёгся обвинять датчан в консерватизме, порой они рискуют и выигрывают. Так, в 1985-м на рынок вышли мини-мониторы Compound 2 и 3, которые по тем временам были невероятно дорогими — более 1000 евро на современные деньги. Но качество звучания оправдало цену, и проект имел невероятный успех.
    Совсем свежий пример — Dynaudio XEO. До появления этой линейки считалось, что беспроводная акустика — хорошее решение, но исключительно как дополнение к достойной хай-файной системе. Увязать вместе три критерия — универсальность, высокое качество звучания и приемлемую для массового рынка цену — очень сложно, но датчанам это удалось. Полочные XEO 3 сравнимы по стоимости с парой новых айфонов, что позволило компании выйти на молодёжную аудиторию. На самом деле этот проект задумывался как старт новой продвинутой платформы. Осенью нынешнего года Dynaudio намерена выпустить ещё одну сногсшибательную новинку, информация о ней пока держится в секрете. По некоторым намёкам можно предположить, что это также будет активная система с крайне привлекательным соотношением качество/цена. 
    Тем не менее Dynaudio по-прежнему игнорирует массовый сегмент — по мнению Вилфрида, при цене менее 500 евро за пару качественную акустику создать практически невозможно. Да по большому счёту и не нужно — современный европейский покупатель всё меньше ориентируется на цену вещей, прежде всего обращая внимание на их качество. Это относится к телефонам,

Twiters copy.jpg
Заготовки твитеров — осталось лишь закрепить 
магнитную систему

Привлечь, не выделяясь
    Dynaudio иногда упрекают в предсказуемости дизайна. На это у Вилфрида есть ответ: «Колонка должна выглядеть, как колонка. Дизайн — послание, в котором зашифрована общая идея проекта». Для кого-то это способ выделиться из общего ряда, для Dynaudio  — подтвердить приверженность классическим ценностям. Здесь всё честно, никаких попыток произвести впечатление за счёт броскости оформления.  Хотя такие модели, как Consequence, Evidence или Supphire, вряд ли можно назвать предсказуемыми. Или взять новую линейку Excite — внешне вроде ничего особенного, но если присмотреться, замечаешь массу приятных для глаза мелочей. Неудивительно, что на разработку дизайна ушло 16 лет. На ум невольно приходит японский термин «Ваби» — скрытая красота вещей, открывающаяся только искушённому наблюдателю. 
    Примерно то же самое можно сказать о звучании акустики Dynaudio. Датчане не признают супертвитеры, которые приукрашивают звучание, делают его более эффектным, но менее достоверным. Помните девиз компании: «Датчане никогда не лгут»? Именно благодаря ему профессиональные мониторы Dynaudio можно увидеть в самых престижных студиях и концертных залах. 
    Вилфрид Эренхольц: «Создание акустических систем сродни созданию автомобиля — при почти неизменном  внешнем виде и элементах конструкции прогресс колоссален и неостановим. С каждым годом они становятся лучше и лучше. И если принять абсолютное, идеальное качество АС за 100%, то мы начинали с 40%, а сейчас приблизилась к 70». 

Twiter_Soldering copy.jpg
Сборка твитеров доверяется только 
квалифицированным работницам — здесь 
нужна исключительная точность


    При фабрике имеется комната прослушивания, где проводятся субъективные экспертизы опытных образцов. Причём оценивается звучание не только готовых систем, но и отдельных драйверов. Разумеется, проводятся и измерения в безэховой камере, но они лишь  позволяют убедиться, что разработчики избежали серьёзных ошибок. Также снимаются характеристики каждого динамика, чтобы правильно рассчитать кроссоверы, но окончательные выводы о пригодности того или иного изделия возможны только после прослушивания. Специалисты Dynaudio подчёркивают, что важны не сами измерения, а понимание того, как и что нужно изменить  в конструкции, чтобы повлиять на те или иные параметры воспроизведения. Они, кстати, не признают бай-ампинга, считая его способом компенсировать недочёты конструкции, и прежде всего нелинейности импеданса. Если он ровный  (а это отличительная черта всей акустики Dynaudio), то в многопроводном подключении нет никакого смысла.

Midrange copy.jpg
Такие купольные среднечастотники используются в концептуальной модели Consequence. Преимущества 
— широкая диаграмма направленности и натуральное звучание

    Понятно, что при солидных вложениях в R&D (а на это тратится примерно 10% годового оборота), использовании  первоклассных материалов и полном производственном цикле в социальном государстве акустика не может быть дешёвой. При этом перенос фабрики в Азию даже не обсуждается — при всей  кажущейся простоте воспроизвести такую акустику в других условиях невозможно. Часть комплектующих заказывается на стороне, это, как правило, довольно простые вещи, качество которых легко контролировать. Есть и ещё одна причина, довольно курьёзная. Сейчас самый выгодный для компании  рынок — Китай, а китайцы уверены, что вещи, изготовленные в их стране, должны стоить мало, дорогими могут быть только импортные. Соответственно, Dynaudio не хочет терять свою долю  в Поднебесной. 
    Если же говорить о стратегии производства, то она проста — использовать человеческий мозг для проектирования  изделий и автоматы для их изготовления. Но, конечно, есть операции, которые невозможно доверить роботам, в чём мы имели возможность убедиться во время экскурсии по фабрике. Несмотря на растущий спрос, компания не намерена расширять производство. Качество для неё всегда было важнее количества, тем более что до идеала  осталось совсем немного, всего треть  пути.

Источник: журнал салон Audio&Video | март 2014

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша