Rosso Fiorentino Certaldo – Флорентийская кантилена

05.09.2016 Возврат к списку Просмотрено: 1200 раз
    Флоренция — сердце Возрождения, средоточие всего самого прекрасного и глубокого. Поэтому создатели акустики Rosso Fiorentino именами своих моделей отмечают (как они сами уточняют, с любовью и гордостью) важные точки на карте Италии. В данном случае мотивом для выбора названия послужило то, что Чертальдо — родной город Джованни Боккаччо. Родине великого итальянского гуманиста оказались посвящены миниатюрные и на первый взгляд не особенно примечательные колонки. Однако будь автор «Декамерона» среди нас, у него не было бы причин обижаться. Как оказалось, в классических мини-формах скрыто очень и очень немало.

collections-certaldo-img4.jpg


Простота форм
    В мы уже протестировали одну из средних моделей Rosso Fiorentino Electroacoustics — Volterra. И вот мы снова возвращаемся во Флоренцию, но теперь нам достаются небольшие напольники из младшей серии. В отличие от старших собратьев у них нет корпуса из отдельных сегментов, ставящихся друг на друга, и они не выделяются необычной призматической или пирамидальной формой. Компактные кабинеты (по пояс взрослому человеку среднего роста) имеют очень узкие передние панели — для 5-дюймовых динамиков не требуется много места. Поперечное сечение совсем немного отличается от правильного прямоугольника и имеет вид слегка сужающейся назад трапеции. Акустическое оформление — классический фазоинвертор, его небольшое круглое горлышко выходит на заднюю панель, ближе к верхней крышке. Как у ряда других АС с несколько передемпфированным корпусом (например, Piega; ассоциации с концепцией этой фирмы преследовали нас постоянно, о чем не раз будет сказано дальше), порт кажется непропорционально маленьким даже для таких миниатюрных колонок. Certaldo отличаются от Volterra, в которых реализовано немного нетипичное акустическое оформление: закрытый ящик для НЧ и ФИ для СЧ. Хотя в данном случае делать закрытый ящик для небольшого корпуса означало бы совсем задавить чувствительность, которая и без того не слишком велика (по паспорту). Акустических терминалов у колонок всего одна пара, размещены они на алюминиевой пластине почти у подошвы АС. Даже в базовом варианте с никелированными разъемами они внушают уверенность в качестве и надежности, но, кроме того, есть возможность заказать специальные акустические клеммы из чистой меди с золотым или серебряным покрытием. Этот элемент роскоши, наряду с отделкой корпусов, воспринимается как претензия на эксклюзивность у вроде бы стандартной компактной 2,5-полосной акустики с «несерьезно» мелкими динамиками. Типичный лайфстайл — именно так я подумала, когда увидела колонки в первый раз. Обычно такая конструкция порождает звук поверхностного стиля и качества; уровень исполнения «техзадания» у разных фирм, разумеется, может меняться, но определенную планку перейти невозможно. Вроде бы и в этот раз нет причин высказываться иначе... Однако подобный ход рассуждений опровергается одним ярким примером. У меня уже был опыт (и даже не единичный) общения с миниатюрной тонкофигуристой акустикой, обладавшей на удивление взрослым звуком, — речь снова о Piega.
    И итальянская модель имени города Чертальдо тоже заняла место в этом ряду. О сходстве концепций в построении корпуса мы поразмышляем буквально через несколько строк, а пока, чтобы закончить описание внешних элементов конструкции, скажу, что оба низкочастотных динамика и среднечастотник имеют один и тот же размер — пять дюймов с четвертью, одинаковый профиль, вогнутые жесткие защитные колпачки и узкие мягкие резиновые подвесы. Мембраны всех трех излучателей изготовлены из композитной плетенки с нитями стекловолокна. Дюймовый твитер с текстильным куполом слегка утоплен в толстую алюминиевую накладку на лицевой панели. Подобные же металлические щиты на всей занимаемой динамиками площади имеются и у других колонок Rosso Fiorentino. Этот фирменный элемент — не столько дизайнерский изыск, сколько способ получения инертной поверхности. Пьезокерамического супертвитера у данной модели нет. По заявлению производителя, внутренняя разводка выполнена акустическим посеребренным многожильным кабелем из бескислородной меди марки Van den Hul. Второй фирменный элемент — акустическая развязка АС от пола при помощи подставки, соединенной с корпусом посредством трех высоких цилиндрических ножек. Сами подставки заканчиваются стальными шипами. Передняя панель с заходом на верхнюю крышку декорирована гладкой черной кожей, а бока — глянцевым лаком. Цветовая палитра и сочетание тонов, как и фактура кожи, могут меняться по прихоти заказчика, вплоть до покрытия всего кабинета крокодиловой кожей.

Tri-Art-Audio-Rosso-Fiorentino-Certaldo-speaker-1-Custom.jpg


Игра корпусом
    Сколько копий было сломано, сколько перьев затуплено в стремлении доказать преимущества того или иного подхода в конструировании корпуса АС! Кто-то поднимает на щит идею полностью инертного кабинета («как кирпич при простукивании»; предельное «параноидальное» воплощение в стандартных материалах — без привлечения металла или камня — это системы Westlake Audio). Другие отвергают демпфирование и продвигают концепцию контролируемого вклада (например, Morel и Diapason). Есть и такие, кто придумывает и создает специальные играющие корпуса с «гармоничным живым звучанием» (обычно деревянные). Так называемая национальная школа аудио здесь не при чем, ведь в той же Италии есть представители как обоих крыльев, так и умеренного центра. Насколько мы можем судить по изученным образцам творчества Rosso Fiorentino, компания склоняется к идее акустически инертных конструкций. А в Certaldo, по заявлению конструкторов, они реализовали самое сложное акустическое оформление. При небольшой толщине стенок инертность была достигнута благодаря сочетанию материалов с разными механическими и акустическими свойствами. Традиционно для фирмы несущая конструкция сделана из древесноволокнистых панелей высокой плотности (HDF), внутренние полости заполнены мраморной крошкой. Подавление низкочастотных колебаний в корпусе достигается за счет трения гранул. Внутри также применены упругие и вязкие эластомеры, которые усиливают поглощающие свойства, и асимметричные стальные стяжки, соединяющие упомянутые выше алюминиевые щиты на передней панели и заднюю стенку корпуса. В результате — хотите верьте, хотите нет — Certaldo, вопреки своей лайфстальной внешности, не обнаруживают проблем с отыгрыванием нагруженной музыки и прохождением динамических пиков. Это было написано и в сопроводительной рекламной брошюре, но рекламой нынче мало кого проймешь. В отличие от широкопанельных солидных конструкций субтильная, несмотря на весь наружный металл, внешность акустики не располагает к доверию априори. Но чем дольше ее слушаешь и чем больше сложных тестовых треков она проходит без проблем, тем явственнее испытываешь ощущение маленького чуда. Это роднит Certaldo со столь же компактными и очень крепкими по звучанию Piega, в которых, кстати, для достижения убедительной динамики и максимальной инертности используются цельноалюминиевые корпуса, полученные методом экструзии и заполненные автомобильным шумопоглотителем — индустриальный подход. Итальянцы попытались сделать то же самое более экологичным способом.

Сильный голос
    В этот раз мы задействовали компоненты, находящиеся в одной ценовой категории с рассматриваемыми АС. Система Musical Fidelity была представлена источником из средней линейки M6CD/DAC и мощным, весьма перспективным усилителем М6 500i. В качестве варианта подключался ламповый усилитель Jadis Orchestra Reference на пентодах КТ90 EH, выдающий 40 Вт на канал.
    Еще во время тестирования Volterra я отмечала, что акустика непроста в раскачке и прожорлива по части потребляемых ваттов; с повышением усиления и «крепости» питания усилителя звучание определенно улучшалось. А малыши Certaldo показались еще более требовательными — даже пятисотваттного Мб 500i иногда было недостаточно, чтобы преодолеть легкую расслабленность и немного матово-плотную подачу (хотя базово спокойный и насыщенный почерк Musical Fidelity тоже внес свою лепту). В этой связи интересно также отметить, что в спецификации фигурирует номинальное сопротивление 8 Ом (минимум 5), в то время как на самих АС возле клемм указан номинал 6 Ом. По ощущениям, при взаимодействии с усилителем (особенно с ламповым Jadis), мне показалось, что последняя цифра ближе к реальности и к соответствующему параметру Volterra — 6 Ом (минимум 3). Кроме того, хотя по паспорту чувствительность равна 85 дБ, что само по себе весьма низкое значение, на деле она, по-видимому, не дотягивает до заявленной величины. Так что замечания о важности подбора усиления, сделанные в тесте Volterra, к Certaldo применимы в еще большей степени. Не скупитесь на ватты, и результат вас приятно удивит.

rosso-fiorentino-certaldo_750[1].jpg


    Как уже говорилось, акустика предложила неожиданно большой и серьезный звук, который никак не соответствовал мини-конструкции. В свободной постановке вдали от стен мы получили прекрасный объем, сцену и эшелонирование — узкие корпуса способствуют отличной локализации образов. Протяженность пространственных планов вглубь заслуживает отдельной похвалы — эффект раздвигания стен, хоть это и далеко не самый важный признак хорошего звучания, весьма приятно дополняет другие достоинства. Как и Volterra, младшая пара очень чувствительна к смене компонентов и в разном окружении выдает сильно отличающийся звук (мы пробовали менять источник и усиление). Это может как представлять некоторую трудность при выборе партнеров для АС, так и доставить много радостных открытий в случае удачного сочетания.
    В целом Certaldo показали хорошую детальность без признаков замыленности и похвально ровную настройку без уплотнения в области верхнего баса (характерные дефекты малолитражных дизайнерских конструкций; впрочем, как было сказано выше, наша к таковым не относится). Высокие частоты не были приглушенными и спадающими, чем грешит иная итальянская акустика. Дюймовые шелковые купола обеспечивали как достойную детализацию, так и приличную протяженность, внятность и остроту. Нижний регистр оказался ожидаемо умеренным по отдаче, но вместе с тем быстрым, собранным и чутким на реакцию. Трудные для 5-дюймовых динамиков нижние педали органа нигде не слипались и не становились ватными, средний же регистр порадовал сочностью и наполненностью, без поверхностного «шарманочного» звона, характерного для АС с перекосом тонального баланса и провалами АЧХ. Так что все действительно было очень ровно и аккуратно. Базовой чертой почерка Certaldo можно назвать проникновенность исполнения и весьма натуральные тембры без перегрева — тональная палитра АС тяготеет к нейтральной. Наполненное и бархатистое звучание фагота вообще относится к категории чудес — как не похвалить акустику, представляющую музыкальный инструмент настолько экспрессивно. Теплых слов заслуживали и нижние октавы рояля — фундаментальный нижний регистр отсутствовал, но как минимум большая октава подавалась с выразительным рокотом и открытыми вибрирующими струнами. Формально разделение близких тембров, как и шумовые признаки, показались намеченными, но не очень проявленными, однако к пластике и связности исполнения претензий не было.
    Подобно Volterra, эти АС очень хорошо передают настроение и атмосферу записей, их характерное индивидуальное звучание, а посему уверенно могут быть рекомендованы любителям сложной классической музыки, а не только популярных музыкальных жанров.
    Первоначально я не планировала проигрывать тестовые треки высшей категории сложности — Верди, православные хоры и остро-медную «Скифскую сюиту». Однако, учитывая то, как тонкие Certaldo справились с симфониями Шуберта, я решила рискнуть — и не пожалела о потраченном времени! Удивляет, как энтузиастам из Rosso Fiorentino удалось добиться столь убедительных результатов, но ни на одном насыщенном динамическом всплеске, включая «Tuba Mirum» реквиема, колонки не сгенерировали искажений, не сплющили оркестр и не заорали в хоре. Даже дикция хористов оставалась на весьма приличном уровне. Корпусная концепция фирмы работает, каждый может в этом убедиться.
    Что касается эксперимента с ламповым усилением, то прозрачный, подвижный и солнечный Jadis очень освежил и оживил звучание, бывшее с Musical Fidelity несколько матовым и темноватым. К сожалению, Certaldo оказались для него слишком сложной нагрузкой: динамические пики поплыли и просто насыщенные фрагменты изрядно уплощились. В утонченных барочных записях и современной популярной музыке это не было заметно, а вот у симфонического оркестра и в роке проявилось отчетливо. Пробовать ламповое усиление к этим АС можно, но стоит отдавать предпочтение крепким конструкциям, не забывая, что они редко встречаются в рассматриваемом среднем ценовом сегменте.



Вывод
    Компактное решение для любителей миниатюр или просто для людей со стесненными жилищными условиями обладает далеко не миниатюрным звучанием. Если закрыть глаза, то невозможно даже предположить, что столь насыщенный и детальный оркестровый и роковый звук выдают эти малыши. Впрочем, для достижения максимального результата и оптимальной глубины музыкальной сцены их все равно не следует придвигать к стене — лучше оставить хотя бы по метру с каждой стороны. И тогда сцена покажется уходящей далеко вширь и за границы комнаты. Усиление требуется настолько мощное, насколько вы сможете себе позволить.


Источник: журнал "АудиоМагазин"


Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша