Страны и континенты: VTL IT-85Series II

12.10.2016 Возврат к списку Просмотрено: 2071 раз
    Дэвид Чарльз Манли родился в Кейптауне 26 августа 1939 го­да. Будучи сыном кадрового офицера британских инженерных войск, он рано пристрастился к технике и в первую очередь — к электронике. Так, первый ламповый усилитель был собран им в возрасте 7 (!) лет, а в 12 был сконструирован полукиловаттный радиопередатчик. Юношеские годы Дэвида прошли в Англии, где он получил образование в Лондонском политехническом университете, а стажировался в департаменте компании EMI, занятом разработкой и производством магнитофонов, консолей, усилителей и прочей аппаратуры для собственных студийных нужд. Занимался он и непосредственно звукозаписью, в первую очередь классической музыки, как на «родной» Abbey Road, так и на Decca. Вернувшись в Южную Африку, он развил там бурную (и успешную) деятельность по оборудованию сети студий звукозаписи собственной аппаратурой. Эта сеть впоследствии была продана RCA. Кроме этого, он заведовал магазином аудиотехники в Йоханнесбурге и писал еженедельную колонку в одну из местных газет.
    Развязка, а вернее — завязка непосредственно нашей истории наступила достаточно неожиданно и практически непредсказуемо: будучи вдобавок еще и заядлым яхтсменом, Дэвид построил две яхты, собственноручно перегнал их на Кипр, продал там бо’льшую из них и на вырученные деньги отправился в Лондон, где основал компанию Vacuum Tube Logic. Дистрибуцией продукции вновь образованной компании в Соединенных Штатах решено было озадачить старшего из трех детей — Люка. Шел 1983 год.

l_VTL_2.jpg


    В июне 1986 года Дэвид и Люк приняли участие в выставке потребительской электроники в Чикаго, где усилители VTL вызвали большой интерес у посетителей. К тому времени стало очевидно, что британские производственные мощности компании не справляются с американским спросом на эту технику, и решено было перевести их, что называется, поближе к потребителю. Изначально фабрика была расположена в Провиденсе, но менее чем через год переехала в Калифорнию, сначала в Монтклер, а затем в Чино, где располагается и по сей день.
    В 1989 году начинается производство студийной аппаратуры под торговой маркой Manley, а также строится студия звукозаписи ViTaL Music, полностью оборудованная этой техникой. Впоследствии архивы студии были выкуплены Джулио Чезаре Риччи, руководителем итальянской студии Fone.
    В апреле 1993 года, когда у отца и сына возникли расхождения по поводу путей дальнейшего развития бизнеса, решено было разделить компании. Дэвид остался у руля Manley, а Люку досталась VTL. Три года спустя Дэвид переехал во Францию и поселился в плавучем доме на парижской набережной, время от времени консультируя звукозаписывающие компании. Его последним проектом стала студия Marwan Manley Mastering, открытая летом 2003 года. Чуть больше двух лет назад, 26 декабря, он скончался от сердечного приступа в госпитале близ Варен-Жарси. Всю свою жизнь Дэвид посвятил записи и воспроизведению музыки и был уверен, что иначе и быть не может. «Тот, кто не знает, как регулировать ток смещения, не заслуживает того, чтобы владеть усилителем VTL», — таков был в свое время его ответ на вопрос об отсутствии руководств по эксплуатации к продукции компании.

j_VTL_1.jpg


    Внешне интегральный усилитель IT85, а именно его мы будем тестировать, выглядит достаточно канонично. Однако хочу заметить, что, несмотря на всю каноничность, он смотрится винтажно и современно. Это словно steampunk наоборот, когда вместо патины и «пузатых» деталей дизайнер выбирает строгость цветовых решений и плавность линий.
    Неяркое свечение ламп из-за стекла на фронтальной панели заставит обратить на себя внимание аудиофила старой формации, а утонченность пропорций заставит остановиться и оценить их человека, возможно, вообще не имеющего к звуку никакого отношения. И уж, конечно, вторая версия IT85, на мой взгляд, разительно отличается от предшественницы, в которой монолитная передняя панель с горизонтальными щелями различной длины лично у меня вызывала чувство, что все самое интересное спрятано и отгорожено. Это чувство перерождалось в ощущение отчужденности звучания. По счастью, на VTL это, видимо, поняли и сами. И современный интегральный усилитель, и его «прародитель» (усилитель мощности) обзавелись прозрачными передними панелями, в которые можно вглядываться бесконечно, как в аквариум или в камин (кому что больше нравится), усиливая звуковые образы визуальным восприятием.
    Формально, IT85 является «суммой» предусилителя TL2.5 и усилителя мощности ST85. Но с некоторыми оговорками. Если мы посмотрим на количество ламп, использующихся в первом случае и в IT85, то заметим, что в IT85 их меньше. Недостающая пара — это 12AT7, выполнявшие функцию буфера в предусилителе и удалённые за ненадобностью, поскольку параметры секции усилителя мощности IT85 известны и длина соединительных проводников минимальна. Вполне логичное решение, особенно если вспомнить слова Люка о том, что, как бы ни был прозрачен по звучанию буфер, лучший по звуку буфер — это его отсутствие.
    Таким образом, секция предварительного усилителя — это два двойных триода 12AU7, секция оконечного усилителя — две пары 12AT7, одна из которых каскад усиления, другая — фазоинверторы левого и правого каналов, а две пары EL34, включенных в пентодном режиме, образуют выходной каскад. Классическая схема, которой предпочитают придерживаться во всех усилителях мощности, выпускаемых VTL.

l_VTL_3.jpg


    Остается добавить, что идентичности характеристик усилительной части IT85 с усилителем мощности ST85 добивались намеренно, с целью дальнейшего использования внешнего усилителя мощности для подключения «тяжелых» акустических систем методом bi-amping. А для тех, кто периодически предпочитает слушать музыку через наушники, в IT85 предусмотрен выход на головные телефоны, сигнал на который снимается со специальных обмоток выходного трансформатора. Что само по себе вызывает уважение к производителю и делает ненужным покупку отдельного усилителя, поскольку весь IT85 превращается, по сути,  в ламповый усилитель для наушников.
    Подключая IT85 к системе, отметил про себя, насколько грамотно и аккуратно выполнены органы управления. Обычно мы привыкли видеть такой уровень в ограниченном сегменте немецких и швейцарских изделий, зачастую не ламповых; тем больше уважения мастерам из VTL! Ну а что же там со звуком? 

Прослушивание
    «Le quattro stagioni» в исполнении Sonatori De La Gioiosa Marca были воспроизведены мягко и выразительно. Яркое звучание скрипок оттенялось бархатистым звучанием виолончелей. Весьма реалистичная звуковая сцена обладала достаточной степенью глубины и разделением переднего и задних планов. Разделение инструментов в пространстве также не вызывало вопросов. Тембры инструментов чуть смягчены, с угадываемым ламповым признаком, но без «сиропности» и подчеркнутой «лампообразности». По динамическим характеристикам IT85 не отличается от лучших аппаратов транзисторного жанра, а по разрешению превосходит многие из них. Я бы назвал его звук компромиссом между ламповым и транзисторным звучанием, но в данном случае речь, скорее, не о противопоставлении, а о некой синергии, сумме плюсов одного и другого типов звучания.

l_VTL_4.jpg


    Экспромты Шуберта в исполнении Атсуко Секи выявляют незаурядные способности IT85 не просто передавать тембрально достоверное звучание рояля, а «вытаскивать» малейшие нюансы и подчеркивать уровень исполнительского мастерства. По звучанию фонограммы можно было бы судить не только о характере звука конкретного инструмента, но и о кистевой или пальцевой технике исполнителя. Приставка «бы» здесь кажется мне уместной, поскольку я имею в виду именно уровень воспроизведения усилителя, который позволяет это делать, а вовсе не собственное желание высказывать суждения о технике исполнителя. Этим пусть занимаются музыкальные критики. Кстати, кроме современных живых инструментов усилитель совершенно великолепно воспроизводит звучание аутентичных, восстановленных. Это особенно хорошо заметно при проигрывании небольших камерных коллективов. А очень приличное разрешение делает его уникальным аппаратом для прослушивания средневековых полифонических произведений. И мотет, и романеска в исполнении IT85 кажутся удивительно современными и зачастую более притягательными, нежели многие весьма более поздние опусы.

j_VTL_4b.jpg


    В «Rock’N Roll Dream» IT85 вложил весь свой потенциал. Результат получился резвым, энергичным, я бы даже сказал — экспансивным. С приличным уровнем звукового давления. Но тут как раз нужно помнить о чувствительности акустических систем. Если необходимо раскачать «напольники» с 12-дюймовыми диффузорами, имеет смысл «спарить» IT85 с ST85, о чем говорилось выше. Но в помещении около 25 квадратных метров IT85 позволяет ознакомить с лучшими произведениями в стиле рок как соседей с верхнего и нижнего этажей, так и тех, кто живёт за стенкой. Замечательный роковый аппарат. Возможно, он не хватает звёзд с неба при воспроизведении виртуозов-шреддеров, но тут я разделяю мнения Клэптона и Бэка, что играть быстро и играть хорошо — это разные вещи. Что же касается воспроизведения материала, признанного сокровищницей гитарной музыки, то IT85 показывает незаурядные способности. Я под это дело с удовольствием переслушал избранные вещи Сантаны и Роя Бьюкенена. И через акустические системы, и через головные телефоны. Что касается выхода для головных телефонов, то, как мне кажется, схема, используемая в IT85, способна оправдать существование некоторых верхних моделей головных телефонов от пары-тройки ведущих производителей. Потому как на среднестатистическом усилителе для наушников услышать отличия изделия за сумму порядка тысячи евро от вчетверо более дешёвой модели — задача не из простых. Впрочем, это уже совсем другая история.



Вывод
    Замечательный аппарат, один из лучших в своём классе. Рекомендуется всем любителям музыки независимо от жанров и вкусовых предпочтений. Бонусом к высококачественному породистому звуку — возможность апгрейда будущей системы. А для продвинутых ламповиков — возможность поэкспериментировать со звучанием путем замены штатных ламп на аудиофильские и винтажные аналоги. Усилитель совершенно не капризен к типу подключаемых акустических систем — и, тем не менее, достоин того, чтобы к выбору оконечного звена отнеслись со всей ответственностью.


Источник: www.prohighend.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша