Личное мнение. Михаил Кучеренко. Ноябрь 2014.

04.11.2014 Возврат к списку Просмотрено: 3709 раз

     Стоя в  лифте Iris Congress Hotel, где с 3-го по 5-е октября, проходила выставка High End Audio и Home Theater под эгидой журнала WHAT HI-FI?, мы с другом обсуждали мою предыдущую статью на soundex.ru, в которой я написал об аналогиях, существующих между увлечением сигарами и увлечением «Высоким Концом Аудио».

 - «Вообще-то курить вредно»,- бросил незнакомец, находившийся  со своей спутницей вместе с нами. Я предсказуемо пошутил: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт».

 - «А я, вот, не курю, и буду жить вечно», ответил он, скрываясь в вовремя открывшихся дверях лифта на своём этаже.

 -«??!!!»- я от неожиданности замер, но двери уже успели закрыться, и мы поехали выше.

 

     Будет ли также вечно жить Хай Энд? Чтобы этот незнакомец из лифта мог также вечно им наслаждаться? Ведь как для курения сигар, так и для слушания музыки, очевидно, настали трудные времена: если в лучшие годы данная выставка занимала все восемь этажей этой гостиницы, то на этот раз «Высоким Концом» аудио были еле заполнены два с половиной её нижних этажа.

     В репортаже на форуме с апрельской выставки в гостинице «Аквариум» я был преисполнен оптимизма, что ситуация не так плоха и есть признаки улучшения. Увы, несмотря на неплохой уровень демонстраций участников, ощущение того подъёма на этот раз я испытать не смог. Хотя, возможно, что существуют и другие мнения. Например, у Михаила Борзенкова, редактора журнала «Stereo and Video», устроившего свой бенефис в холле гостинице в час пик посещения в субботу, когда из-за шума и грохота его выступления было с трудом разобрать, что творилось в номерах участников. К тому же очевидно, что уровень мероприятия  пострадал и от разделения осенней выставки на две: октябрьскую и ноябрьскую. Подробное перечисление экспонатов и описание систем содержится в соответствующих ветках на форуме. Поэтому я не буду повторяться и остановлюсь на общих, интересных для меня, моментах. Кстати, большим упущением участников я считаю отсутствие напечатанных списков выставлявшейся техники с указанием цен. Никто не смог предоставить мне такой информации в наглядном виде, чтобы было понятно, что экспонируется. А ведь это так просто сделать.

Компания Квинта     Поэтому вкратце, и при отсутствии полноценной информации перечислю то, что мне понравилось. Например, мне понравились системы, выставленные российским дистрибьютором «Quinta» с цифровым источником dcs и усилителями VTL, а также местным дилером AVComfort, выставившиеся с колонками Dynaudio.

Салон AVComfort     Также, хорошо выглядела экспозиция отечественного дистрибьютора «Next», на деятельность которого я до этого не обращал пристального внимания. У них я обнаружил не только одну из самых, если не самую, обширную демонстрацию собственной продукции на этой выставке, причём, с участием иностранных представителей, но и очень неплохое качество звука. Особо меня заинтересовала в экспозиции «Next» цифровая линейка электроники Chord с её портативными наушниковыми ЦАП/усилителями.

    Интересно было послушать только что привезённые En-Trad’ом усилители от создателя фирмы Krell Dan’a D’Agostino. Дэн всегда очень немногословен, расходуя на каждую встречу с кем-либо по одной фразе. В нашу последнюю встречу на мои комплименты по поводу звука в его комнате, он изрёк только: «I know that you know that I know how to design an amplifier» («Я знаю, что ты знаешь, что я знаю как конструировать усилители»). После чего удалился. Кто бы сомневался. Это действительно так. Ведь именно Дэн был соавтором Устава High End Audio, написанного около сорока лет назад. Поэтому, как бы кому-то нравилось, или не нравилось то, что он делал все эти годы, прослушивание его техники всегда очень поучительно, хотя бы только с точки зрения штудирования этого Устава. После его изгнания из родной фирмы несколько лет назад, Krell, безусловно, осиротел.

     Объективности ради хочу заметить что обе экспозиции родной СтереоПравды были тоже интересными: как недорогая система (на колонках Magnepan с усилителем Audiocontrol, использующим «цифровые» модули Hypex), так и недешёвая (на колонках Nola, авторском цифровом источнике Владимира Седова «Versus» (или MSB Analogue DAC), room-corrector/preamplifier’e deqx и усилителях Manley).

     Однако, на российских выставках мне всегда было интереснее наблюдать за деятельностью русских талантов, так как их больше нигде не встретишь, и их видение только здесь можно получить из первых рук. Видение же иностранных брэндов, представленных, как правило, местными посредниками, может замутняться пониманием вопроса последними, которое далеко не всегда полностью соответствует оригиналу. Итак, у Алексея Слонова очень интересный подход, основанный на переброске мостов между любительским Хай Эндом и профессиональным аудио. То, что я вижу и слышу на его демонстрациях, убеждает меня в целесообразности того, что он делает. Однако, понимая разумом справедливость его решений, сердцем пока его звук я не прочувствовал. Компания Aleks тоже делает интересные вещи, но опираясь на традицию, которая мало пересекается с декларируемыми  High End Audio принципами высочайшего разрешения не только деталей, но и микродинамических  контрастов. Звук Aleks по-своему брутален и напорист, но, при этом (для меня) недостаточно утончён. Основным пунктом Устава Хай Энд Аудио является «omission but not commission», то есть лучше чего-то «недо-воспроизвести», чем «пере-воспроизвести». У Aleks’a явно другое видение. Это не означает что Aleks делает что-то не так, это просто означает, что у систем Aleks есть, видимо, своё предназначение, которое не совсем подходит для использования их на свойственном High End Audio программном материале.

     Я вполне могу допустить преимущества Aleks в тех музыкальных жанрах, для которых они созданы («электрическая» музыка, в основе которой не деликатное разрешение, а брутальный напор). Поэтому мне вполне понятны многочисленные симпатии к их продукту. Но…Помню, как на банкете первой HiEnd Show в Holiday Inn Александр Ян-Беляевский, будучи ещё трезвым, долго не мог вспомнить без посторонней помощи имя «ну этого, ну который был связан с мафией…» (Фрэнка Синатры). Из чего я сделал вывод, что так же «мафиозная» музыка вряд ли была основой для оптимизации их продуктов. Как и в самой музыке,  а это видно на примере успеха продукции Aleks, в звуке аппаратуры, с одной стороны, очевидно, что чем он проще, тем он доступнее, то есть для многих – лучше. С другой стороны,  очевидно, что обратное - а именно, то, что чем сложнее «звук» для восприятия, тем хуже  - тоже далеко не всегда справедливо. Что определяет качество техники, так это то, что когда это нужно, она не усложняет простую музыку, а когда нужно, она не упрощает сложную. Всё хорошо в своё время и в своём месте.

Система S.A. Lab     Вне всякого сомнения, наибольшее впечатление на этой выставке произвела на меня система S.A. Lab с виниловым источником на однотактном 300В усилителе (или транзисторном усилителе «White Knight») с собственным фонокорректором «Lilt».

     Я уже писал, насколько я преклоняюсь перед уровнем реализаций этой компании. Если «Высокий Конец Аудио» и существует, то выше изделий S.A. Labs его трудно себе (зрительно) представить. Однако, когда мы зашли в их комнату, и на колонках Tannoy играл симфонический оркестр, скрипичная группа которого, если честно, мне напомнила игру какого-то синтезатора. Я попросил создателя систем Алексея Сёмина поменять колонки на стоящие рядом ProAc’и, звук которых мне был более знаком и понятен. После любезной замены, симфонический оркестр, хотя и потерял в весе, но выиграл в звуковом разрешении, и скрипки, наконец, зазвучали ближе к делу.

     Тогда я его спросил, а в чём смысл, по его мнению, использовать Tannoy для (именно) таких демонстраций? На что он, с видимым безразличием, ответил: «А что, народу нравится». От реакции Алексея на мой вопрос я немного опешил, так как за всё время похода по всем выставкам,  такого ответа я  пока не удостаивался. Конечно, я не хочу лезть со своим Уставом в чужой Монастырь, но, честно, я могу только догадываться, о каком конкретно Монастыре и какого конкретно народа идёт речь в случае S.A. Labs.

     В общепринятом High End Audio существует чёткий Устав с четкими определениями, что образует качественный звук, и эти чёткие формулировки создатели используют в своих разработках.

При этом, речь идёт о конкретной музыке: за очень редкими исключениями о серьёзной классике и акустическом джазе. В принципе, эти же ценности у нас, теоретически рассуждая, должны исповедовать специализированные аудио издания типа «Аудиомагазина». И существуют отечественные аудиоинженеры, такие как Юрий Макаров, которые, на моей памяти, никогда не кивали на «народ». Тот же наш бывший соотечественник Vladimir Lamm (ex- Володя Шушурин) при свойственной ему общей мизантропии, если и кивает, то только на «малый» народ, причём не в данном контексте. В данном контексте, международный оглушительный успех его компании, Lamm Audio, однозначно связан с полным соответствием его разработок общепринятым в High End Audio установкам. Причем на вполне конкретном материале (серьёзная классическая музыка, в которой он очень тонко разбирается, и, иногда, акустический джаз). При этом его техника, полностью соответствуя Хай Эндным канонам, имеет явно выраженный русский темперамент, за что  она мне так и нравится.

     Доморощенные же создатели «Высокого Конца», наоборот, создают технику с кучей темперамента, но звуковая и музыкальная идеологии которой, как правило, если и сформулирована, то очень нечётко. Одна из причин, по-моему, кроется в излишней самонадеянности, выдающей себя, порой, в самых неожиданных местах, начиная от отсутствия напечатанных списков аппаратуры («А зачем, меня/нас и так все знают»), и до уверенности жить вечно (незнакомцем в лифте, который собирается жить вечно, или который надеется, что его положат в Мавзолей, оказался Алексеем Сёминым). Это, кстати, не означает, что иностранные Хай Эндные компании состоят сплошь из аудиофилов. Отнюдь нет. Большинство из них интересуются «Высоким Концом» ровно настолько, насколько им нужно, чтобы вызубрить его Устав. И даже при отсутствии собственного видения, их спасает безусловное следование ему.

     Не размывает ли концепцию звука явная ссылка на некий абстрактный «народ», которому эта концепция «нравится»? По-моему, однозначно, размывает, и это именно то, что я и услышал в  комнате S.A. Labs. Я где-то слышал, что мы живём в свободной стране. Поэтому «народ», у которого есть 200 тысяч долларов на усилитель, в нынешнее время может любить всё, что ему заблагорассудится. Но тогда петля обратной связи, через духовный Устав генерируемых покупателей, охватывает и Звуковой Устав производителей. Однако очевидно, что потенциал техники S.A. Labs гораздо выше этого ограничения. Позиция Алексея мне вполне понятна – кто платит, тот и заказывает музыку. И в этом контексте Алла Пугачёва и российские барды, которых он ставил на своей системе, вполне объяснимы. Но тогда вполне объяснимо и то, почему классическая музыка звучала намного менее убедительно. Поэтому, если, словами Сёмина, помечтать о вечности, то мне было бы очень любопытно послушать его результат в том случае, если бы «железо» S.A. Labs было не только разработано на истинно- Хай Энд-ном музыкальном «софте», но и в контексте присущим High End Audio представлениям.

     Лейтмотив High End Audio – это не продолжать повторять собственные предрассудки в музыке, а развиваться в ней. Уровень аудиофильных систем как раз и определяется их потенциалом в музыкальном развитии пользователя, способствующему его внутреннему росту. Система не должна ограничивать жанры уже прослушанным, а, наоборот, создать условия для расширения музыкального кругозора её владельца в сторону более сложной и насыщенной глубокими мыслями и тонкими эмоциями музыки.

     А что может быть одновременно самым сложным для воспроизведения, но и одновременно самым насыщенным глубокими интеллектуальными и эмоциональными мыслями, если не исполнение серьёзной музыки выдающихся композиторов выдающимися инструментами в руках истинно одухотворённых выдающихся исполнителей?! Я глубоко убеждён, что какой-нибудь «Дядя Вася», играющий в хорошем симфоническом оркестре на контрабасе за пятьсот рублей в смену, преподавал там, где Джон Пол Джонс учился (и, похоже, в лучшем случае, на тройки). То, что последний настолько известней говорит только об одном: что он доступней. Просто до понимания этого надо дорасти. И настоящие Хай Энд Системы создаются для того, чтобы их владельцу в этом помочь. А для тех же, кто расти и развиваться не желает, существует масса подходов, основанных на принципе «кому что нравится».

     Пару лет назад, заходя в комнату Техно-М в на выставке в «Аквариуме», я в сотый раз услышал песню «Money» в исполнении Pink Floyd. Стоящему в дверях Саше Экономову я сказал на это: «Ты, наверное, слышал восточную притчу о том, что сколько раз не повторяй слово «халва», во рту слаще не станет. Точно так же, сколько не проигрывай песню «Money», хоть, пускай и с винила, денег, Саша, у тебя от этого больше не будет». Больше денег может появиться только от нового спроса, как на новую музыку, проигрываемую на соответствующей(!) аппаратуре, когда человек мотивирован развиваться в музыке, так и на соответствующую(!) аппаратуру, когда новые любители музыки, начиная «с нуля» на новом программном материале, почувствуют этот стимул к развитию с помощью хорошей системы. На старой клиентской базе, немотивированной к развитию в музыке, тупик в продаже аппаратуры неизбежен.

     Помню первое заседание орг-комитета по созданию российского филиала CEDIA (см. мою предыдущую колонку в октябре). После часа бесплодных  разговоров на тему о том как мы будем делить клиентов, мне дали слово, и с Уставом CEDIA в руках, я спросил : «Кто прочитал этот Устав?». В ответ тишина. Никто. Тогда я продолжил «О чём тогда мы здесь рассуждаем?!»ю Соответственно пятнадцать лет спустя, воз и поныне там. Мне кажется, что, так как Устав High End Audio написан (образно говоря) «на басурманском», то в силу культурных различий (и местной традиции упования на мнение народа), как среди русских инженеров, так и среди местных любителей «звука»,  его мало кто читал. А переучивать гораздо сложнее, чем учить.

     Тогда, повторюсь, о каком подходе к звуку мы, всё-таки, говорим? В какую сторону направлен «Конец»? И не именно поэтому, ли, он всё больше и больше падает вниз?!

     Как известно, «Вдохновение посещает подготовленный ум». От себя я ещё бы добавил, «правильно подготовленный ум». Отсутствие на подобных мероприятиях «новой крови», к которой можно хоть как-то аппелировать «с нуля», правильно отвечая на вынесенный, в названии выставки, вопрос «What (is- М.К.) Hi-Fi?», приводит участников к общему для них чувству неудовлетворённости результатом этого мероприятия. Эта, имеющая далеко идущие последствия для благополучия всего нашего увлечения серьёзным аудио, неудовлетворённость, возникает, в-основном, из-за инерции и неверных представлений и предрассудков, засевших в головах «уже всё знающих» (или «всё купивших») бывалых энтузиастов, значительная часть которых не желают продолжать развиваться на правильных  для High End Audio представлениях. Они-то и составляют подавляющее большинство посетителей подобных выставок, находясь в самонадеянном симбиозе «курицы и яйца» с теми производителями, которые по пути наименьшего сопротивления пытаются «уходить в народ».

     Вспоминается старый анекдот суровых сталинских времен: «В город приезжает на гастроли цирк. Чтобы привлечь зрителя они вешают следующее объявление: «Представление будет абсолютно бесплатным для тех, кто уйдёт с последнего номера». Естественно, на халяву, набилась куча народа. Все ждали конца представления, чтобы можно было бы спокойно уйти, не заплатив. Дождались. Последним номером запустили «Интернационал»».

     Так и на этой выставке. Времена изменились, но нравы остались всё теми же. Если нынешних посетителей подобных выставок «Интернационалом» уже не испугаешь, и они спокойно уйдут с чистой совестью не заплатив, то для участников, всё ещё живущих старыми представлениями о том, как надо действовать на рынке, актуальный «Рыночный» ремикс вступления к нему уже давно прозвучал. И на подобных шоу они будут вынуждены задержаться  и, хоть уже и на последние деньги, но заплатить «по полной».


Источник: портал soundex.ru

 

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша