CD-стереоресивера T+A – Cala CDR

12.01.2018 Возврат к списку Просмотрено: 145 раз

"Один из героев старого фильма «Экипаж» очаровывал представительниц прекрасного пола с помощью домашней цветомузыки. Сейчас этим уже никого не соблазнить.

А вот наш нынешний испытуемый на такое способен. Не зря же он стал одним из хитов весенней выставки High End Show 2017 в Мюнхене. И дело не только в подсветке с завораживающей сменой цветов, но в совокупности привлекательных свойств и качеств.

Понятно, что оценить работу аппарата в шумных и суетных условиях выставки посетители не могли, но нам такая возможность сейчас представилась.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

Откровенно говоря, появление у T+A устройства с необычными световыми эффектами показалось поначалу неожиданным. Дизайн аппаратуры этой германской фирмы мне всегда нравился — было видно, что это сложные электронные приборы со множеством органов управления, но без индустриальной грубости, сделанные предельно аккуратно, тщательно и с пристальным вниманием к деталям. Семейство Cala, как мне показалось, — это нечто новое для T+A.

Чистый, свежий, изящный

Эффектная и столь нетипичная для T+A подсветка сочетается с предельно лаконичным оформлением фронтальной панели, там нет никаких органов управления. Вообще! Световые эффекты — настолько сильное выразительное решение, что все остальные становятся избыточными.

Управление центром осуществляется со штатного пульта ДУ и мобильного приложения (есть и под iOS и под Android). Верхняя часть фронтальной панели выполнена из акрила, слева — едва заметный на темном фоне лоток CD-загрузчика, почти всю правую часть занимает большой текстовой OLED-дисплей, который становится виден только после включения аппарата. Внизу — глубокая ниша во всю ширину корпуса, именно она и подсвечивается разными цветами. Таков современный и очень модный «clean design». Кстати, слово clean переводится на русский не только как чистый, но и как свежий, изящный.

2.jpg

Безусловно, такой дизайн требует жертв, и в их числе оказались разъёмы USB (для воспроизведения файлов с портативных носителей), а также выход на наушники — все они перенесены на тыловую панель. Позже до меня дошло, что эти жертвы оправданны, поскольку возможности аппарата и его эргономика тщательно продуманы. Вы будете крайне редко пользоваться USB-флэшками, ведь воспроизводить музыку по сети, с потоковых сервисов или со смартфона по Bluetooth значительно удобнее. А наушники можно подсоединить один раз, и потом пользоваться ими при необходимости, поскольку разъём для телефонов включается и выключается длительным нажатием кнопки MUTE. Кстати, совмещение нескольких функций на некоторых из кнопок пульта (с разграничением по длительности нажатия) позволяет избавить его от слишком большого числа клавиш и сделать более удобным.

Заметим, что такая продуманность свойственна не только эргономике, но и самой конструкции аппарата. К сожалению, это редкое качество в современной индустрии, причем не только электронной.

Рациональный High End

Разработчики T+A умеют быть бескомпромиссными — мы это видим по топовым компонентам фирмы. Причем, если компромисс кажется неизбежным в силу естественных технологических ограничений, они все равно находят нетрадиционный путь, чтобы на него не пойти, — именно так, к примеру, родилась серия HV.

Но семейство Cala — это продукция иного рода. Она адресована людям, которые любят музыку, но не саму аппаратуру. Которые не хотят загромождать своё жизненное пространство металлическими ящиками, опутывать его проводами, а из нескольких претендентов на покупку предпочтут тот вариант, что компактнее и гармоничнее впишется в их жилище. Вот тут самое время упомянуть про другую модель серии, Cala SR — она рассчитана на помещения меньшего объема, поэтому оснащена не столь мощным усилителем, как Cala CDR, у нее нет встроенного CD-плеера (ведь в небольшой комнате негде держать дисковую коллекцию) и потому она компактнее.

Поставленная перед инженерами задача — создать максимально функциональное устройство, объединяющее в одном небольшом корпусе CD-плеер, эфирные тюнеры (FM и DAB), сетевой стример, интегральный усилитель — предопределила и метод её решения. Это топология прямого цифрового усиления, когда PCM-поток от источников переводится в PWM. Отпадает необходимость в традиционном ЦАПе, возрастает эффективность усилителя и можно обойтись без громоздкого линейного блока питания — компактный импульсный здесь будет работать не хуже. А для совместимости с аналоговыми источниками (если вдруг в них появится необходимость), проще добавить в схему несложный АЦП.

3.jpg

А как же качество звучания? — спросят читатели, привыкшие снисходительно относиться к импульсной технике.

Отвечаем: этот вопрос был уместным лет 10 назад. С тех пор технологии цифрового усиления продвинулись далеко вперед — мы в этом не раз убеждались. Остается только вопрос о реализации. Но поскольку перед нами аппарат от T+A, он становится риторическим. Впрочем, не будет делать поспешных выводов, опираясь лишь на авторитет компании — сначала послушаем ресивер.

Живой микрофон

Ориентированность Cala на «нормальных» людей, которым не очень интересно, что у аппаратуры внутри, объясняет отсутствие доскональной информации об устройстве системы. Технические характеристики достаточно подробны, но нам не рассказывают, как именно устроен цифровой тракт, какие технологии в нем используются. Хотя кое о чем мы можем догадаться и сами. Судя по тому, что работой аппарата управляет мощный DSP, речь идет не о банальном усилении класса D, но о самой современной системе. Причем вычислительных ресурсов DSP хватает не только на управление усилителем, но и на сложную коррекцию сигнала, позволяющую не просто банально регулировать тембры, но и адаптировать звучание системы к акустике помещения. Вручную, без автоматики — вместо измерительного микрофона работает сам слушатель. Многоканальную систему так, конечно, не настроишь, а вот для стерео такой метод подходит.

Чтобы добраться до соответствующего меню, надо нажать на пульте кнопку SYS и зайти в пункт Speaker, а там мы можем выбрать тип громкоговорителей (FULL RANGE, т.е. широкополосные, или же небольшие сателлиты, для которых можно выбрать частоту среза фильтра — 40, 60, 100 или 150 Гц), а также обозначить место расположения колонок (свободное, около стены, в углу или на полке) и частоту, на которую настроен кроссовер сабвуфера, если он есть. Там же находится пункт Room, в котором «описывается» акустика помещения и надо выбрать показатели звукопоглощения (absorptive) и отражения (reflective) или оставить установку по умолчанию (normal), если степень заглушенности комнаты оптимальна.

11.jpg

Еще одно интересное меню открывается кнопкой с пиктограммой ноты, там мы получаем доступ к регулировке баланса, можем включить или выключить тонкомпенсацию и темброблок, скорректировать уровень высоких средних и низких частот, изменить уровень сигнала на выходе для сабвуфера… Самое интересное — в нижней части Tone Menu: настройка Contour Presence позволяет выделять и делать более разборчивой речь (к примеру, в радиопередачах или аудиокнигах), а пункт Contour Fundamental tone даёт возможность влиять на пространственные характеристики и построение сцены. Если увести эту регулировку в минус, сцена становится более просторной, звуковые образы уменьшаются в размерах, будто бы вы отдаляетесь от музыкантов. Вероятно, это может быть полезным в маленьких помещениях, где недостаток «натуральной» пространственной информации компенсируется синтезированной. В плюсовой зоне звуковые образы укрупняются, становятся более плотными и объемными, общая тональность «теплеет» — мне так больше понравилось.

Ещё одна интересная кнопка на пульте — MODE: она переключает режим между STEREO и VIRTUAL SURROUND. Как легко догадаться, второй предназначен для звукового сопровождения кинофильмов. Работает, кстати, неплохо — это совсем не та примитивная обработка, которая применяется в дешевых коробочных кинотеатрах и саундбарах.

Любопытен и раздел Source settings — там можно отключить неиспользуемые входы, присвоить используемым индивидуальные обозначения и активировать функцию автоматического включения (Auto-power-on) — аппарат «проснётся» при появлении сигнала на соответствующем входе и переключится на него. А для аналогового входа Analog 1 еще можно задействовать режим Passthrough (отключение регулятора громкости) для источников с собственным аттенюатором. При этом руководство пользователя предупреждает, что перед тем, как активировать этот режим, следует увести уровень источника на минимум.

И это — далеко не всё. К примеру, можно согласовать аналоговые входы Cala по чувствительности с выходным напряжением источников. Например, для подключения проигрывателя винила напрямую, без фонокорректора. Досконально настраиваются и режимы работы декоративной подсветки и дисплея. Пишу об этом лишь в качестве примера уважительного отношения к пользователю — ему решать, какие функции ему нужны и как они должны работать..."