Искуситель. Интегральный усилитель T.A.C. V-60

06.05.2008 Возврат к списку Просмотрено: 3549 раз

  • TAC V-60   В наше время интерес к ламповой схемотехнике существует не только у старшего поколения, но и среди молодежи, непрерывно возрастая. Лирика возвращается в популярную музыку, в творчестве молодых композиторов стала проявляться романтика. Отчасти поэтому производство ламповых усилителей вполне оправданно. Не зря российские фирмы, выпускающие лампы, успешно реализуют свою продукцию на международном рынке. Аббревиатура T.A.C. расшифровывается как Tube Amplifier Company, эта торговая марка принадлежит немецкой компании Sintron, наряду с более известной Vincent. С флагманской моделью этой компании под названием V_60 нам и предстоит сегодня познакомиться.

     

    Конструкция

       V_60 — это ламповый интегральный усилитель с изящным, привлекательным дизайном. Массивный жесткий корпус изготовлен из толстого алюминия, его поверхность тщательно обработана. Прозрачная акриловая передняяпанель со светящимся названием модели контрастно гармонирует с нижней черной матированной алюминиевой панелью, на которой расположены органы управления функциями усилителя: кнопка включения питания, ручка регулятора громкости и переключатель входов усилителя.

    TAC V-60   В момент включения сети загорается индикатор warm up, и после необходимого времени предварительного прогрева индикатор гаснет: значит, усилитель перешел в рабочий режим, и можно включать звук. Регулировать громкость можно как с передней панели усилителя, таки с дистанционного пульта T.A.C. SRC-23, входящего в комплект.

       На верхней панели усилителя установлены: тороидальный силовой трансформатор — один на оба канала, два выходных трансформатора и радиолампы. Комплект состоит из восьми выходных ламп с октальным цоколем и четырех пальчиковых — для усилителя напряжения и драйвера. Над верхней панелью на специальных стойках крепится широкими винтами алюминиевая толстая крышка с теплоотводными сетками над лампами. При транспортировке на лампы надеваются пенопластовые вставки, надежно защищающие их от механических повреждений.

       На задней панели находятся гнезда несимметричных входов (RCA) и выходные клеммы для подключения АС с номинальным импедансом 4 или 8 Ом. На умеренной громкости 4-омные АС могут звучать лучше при подключении к 8-омному выходу — видимо, за счет более полного потокосцепления в обмотках выходных трансформаторов.

    TAC V-60   Электрическая схема усилителя — традиционная двухтактная с выходными каскадами, работающими в классе АВ. Но в этой схеме предельно оптимизированы научно-технические достижения последних лет и технологические процессы реализации этих достижений. Для увеличения мощности можно выбрать большие мощные лампы, но физика показывает, а опыт подтверждает, что усилитель с такими лампами звучит хотя и громче, но хуже. Лучше использовать спаренные, параллельно включенные менее мощные лампы. Но из-за “перекоса” параметров в процессе эксплуатации даже у тщательно подобранных пар звучание заметно ухудшится. В усилителе V-60 этот вопрос успешно решается с помощью специально разработанной схемы слежения и автоподстройки режимов работы выходных каскадов.

       Заслуживает внимания и сетевой блок питания с “безынерционным” низкоимпедансным выпрямителем, оснащенным специальной схемой на полевых MOSFET-компонентах, управляющей величиной выходного тока в зависимости от амплитуды сигнала. Именно эта практически безынерционная схема стабилизации питания обеспечивает высокую артикуляцию и чистоту звучания даже на больших громкостях.

       Все радиолампы, примененные в усилителе V-60, российского производства — фирмы Electro-harmonix.

       В выходных каскадах стоят октальные 6CA7EH — это аналог популярной EL-34, но с несколько большим запасом мощности и лучшей динамикой звука. В советские времена выпускалась аналогичная 6CA7 лампа 6П27С. Что касается свойств EL-34, я не могу, конечно, сравнивать чешские или венгерские ее варианты с довоенными телефункеновскими, с их высокой линейностью и запасом эмиссии.

       В драйверах используются пальчиковые 6CG7EH, в первых каскадах усиления напряжения — 6922EH. Они тоже имеют советские, американские и европейские аналоги, но на них мы останавливаться не будем.

       В заключение следует сказать, что усилитель собран на лучших высококачественных компонентах, начиная с конденсаторов WIMA, SOLEN, MKP и кончая магнитопроводом выходных трансформаторов, материалом корпуса и конструкцией выходных клемм.

     

    Прослушивание

       Первые же такты “Шествия на казнь” из Фантастической симфонии Г.Берлиоза (4) позволили ощутить весь размах динамической активности усилителя. Он с легкостью воспроизводит экстремальные кульминации, и слушатель воспринимает их не просто как громкие эпизоды, далеко не всегда приятные для уха, а как всплески эмоционального подъема. Действительно, вместе с виртуальными героями симфонии чувствуешь себя перед эшафотом. Выразительная макродинамика с четкой атакой звука, обеспечивающей ясную артикуляцию на больших амплитудах в нижнем регистре,— редкое достоинство ламповых усилителей с выходными трансформаторами. Их “инерционные” параметры: индуктивность, гистерезис и неполное потокосцепление — могут принизить достоинства ламп.

       Не менее выразительно и даже красиво прозвучала насыщенная динамикой, широкоспектральная “Поэма китайских барабанов” с эмоциональной напористостью музыкальной фразировки (7,трек 10). Надо сказать, что красоту или “красивость” этого уникального “музыкального” произведения редко удается ощутить с другими усилителями в нашем контрольном тракте. V-60 не только выразительно воспроизводит “стенобитную” динамику вышеназванного шедевра, но и пластично передает тонкую филировку звука на фоне глубоких музыкальных контрастов. Зачастую после динамически напряженного фрагмента тотчас следует очень тихий отрывок с глубоким piano, и в первые мгновения слушателю трудно уловить, что происходит, т.к. отзвук только что прошедшего forte “отбрасывает тень” на последующие такты. V-60 воспроизводит границы этих перепадов настолько явственно, что можно услышать абсолютно каждую ноту, исполняемую на уровне pianissimo. Правда, это доступно только слушателям с собственным малым уровнем “слухового гистерезиса” (инерции слуха). Рояль Иво Погорелича (9, трек 11) во всем динамическом и частотном диапазоне звучал кристально чисто, усилитель чутко реагировал на разницу в силе и скорости нажатия на клавишу (туше), выразительно передавая доминирующую особенность исполнительского мастерства этого выдающегося пианиста.

       Интересно, что V-60 подробнейшим образом воспроизводит все детали независимо от динамики, что особенно привлекательно. Каким бы тихим ни было звучание, слушатель не перестает со всей ясностью воспринимать происходящее. В звучании сохраняется экспрессия, удерживающая доминанту вовлеченности в волшебном процессе непрерывного наслаждения.

       После выявления и описания приведенных выше “способностей” V-60 говорить о его жанровых приоритетах не имеет смысла, как и об аудиофильских достоинствах стереопанорамы. Но хочу напомнить, что, в отличие от многих его “собратьев”, V-60 оснащен схемой автоматической регулировки режимов выходных ламп. Так как усилитель работает в классе АВ, да к тому же еще и в 2-тактном режиме на спаренных в каждом плече лампах, то от автоматики, которой он оснащен, требуется очень гибкое аналитическое слежение с точной оптимальной подстройкой в процессе эксплуатации. С целью проверки эффективности работы этой автоматики и ее влияния на характер звучания мы провели “острый” опыт. Грубо нарушили балансировку выходных каскадов, вынув по лампе в одном плече и оставив по две в другом каждого канала. Трудно было поверить своим ушам, но система подстройки успешно справилась с этой ситуацией, несмотря на то, что ток эмиссии плеч потенциально мог отличаться в два раза. Качество и характер звучания заметно не изменились. Для любителей камерного звучания, не требующего больших мощностей, можно рекомендовать использовать по одной лампе в каждом плече. Произойдет некоторое рассогласование по импедансу нагрузки, но звучание на малых и средних уровнях громкости может стать привлекательнее.

     

    Контрольный тракт

    • Проигрыватель грампластинок Thorens TD 320 Mk II;
    • головка звукоснимателя Sumiko Celebration Pearwood Signature (MC);
    • фонокорректор Dynavector DVP-75;
    • проигрыватель компакт-дисков Holfi Xara NFB;
    • акустические системы Chario Constellation Pegasus;
    • межблочный кабель Audio Quest Python;
    • кабели к АС XLO Electric Signature 2 Type 5.2;
    • сетевой кабель Fisch Audiotechnik Performance-3.

     

    Музыкальный материал

    Грампластинки

    • Test Record 1: Depth of image, Opus 3
    • Test Record 2: Timbre, Opus 3.
    • Heifetz. Ro’zsa. Concerto for Violin and Orchestra (RCA Victor, LSC2767)
    • Karajan Express Frankreich. H.Berlioz, Symphonie fantastique (Deutsche Grammophon,Stereo 2LP 213704)
    • Witches’ Brew (Living Stereo, RCA Victor LSC2225)

    Компакт-диски

    • Burmester Art for the EAR Vorfuhrungs – CD II
    • Burmester Audiosystem Vorfuhrungs – CD III
    • Stereophile Test CD3 (STPH 0062)
    • “Musique” (Triangle Electroacoustique, CD de demonstration 20032004)

     

    Вывод

       Усилитель T.A.C. V_60 отлично звучит и привлекательно выглядит. Он просто обречен стать соблазном для настоящих аудиогурманов, особенно с учетом прогрессивной схемотехники, отличных комплектующих и крайне гуманной ценовой политики компании-производителя.

     

     

    Вениамин Зуев журнал АудиоМагазин 6 2008