Сделано с умом Primare

06.08.2005 Возврат к списку Просмотрено: 2447 раз

  • PRIMARE   Пятая по занимаемой территории страна в Европе с населением в 9 млн. человек является одновременно родиной Карлсона, этого весельчака с моторчиком, и компании Primare System AB, о которой собственно и пойдет речь ниже. Итак, знакомьтесь — Швеция. Столица — Стокгольм, денежная единица — крона, государственный строй — конституционная монархия. Думаю, что официальных сведений о месте нашего визита более чем достаточно, поэтому перейдем сразу к сути вопроса.

     

    PRIMARE   Рассказ о посещении фирмы Primare, любезно организованном и безупречно проведенном ее российским дистрибьютором компанией ALEF, я бы хотел начать с небольшого исторического отступления. Первая линейка компонентов этой торговой марки появилась на свет благодаря общим стараниям известного датского дизайнера Бо Кристенсена и Бента Нильсена. Произошло это в теперь уже далеких 1980-х, когда никто в индустрии еще и слыхом не слыхивал о таком понятии, как lifestyle электроника. Тем не менее, аппаратура Primare, уже тогда отличалась не только превосходным качеством звучания, но и экстраординарным внешним видом. Наиболее известными стали “900-я” и “200-я” серии.

       В то же время в Швеции была образована еще одна компания по производству домашней электроники — Zena Audio, с торговымимарками Copland и QLN. Ее руководителем до 2001 года был Ларс Педерсен.

       Кристенсен покинул Primare в 1993-м, а Бент Нильсен, на этот раз уже в одиночку, разработал более доступную по цене “300-ю” серию аппаратуры Primare, которая и легла в основу нынешней линейки компании.

    PRIMARE   В конце 1990-х к команде Primare присоединился известный конструктор Майк Бладелиус, получивший к тому времени мировую известность благодаря сотрудничеству с такими грандами домашнего high end, как Threshold, PassLabs и др. Сегодня же инженерный костяк компании представляют уже хорошо известный нам Бент Нильсен и Бьёрн Холмквист. Ну а в качестве рулевого выступает… Ларс Педерсен, интервью с которым было опубликовано в АМ № 4 (63) 2005. История, безусловно, несколько запутанная, но благодаря большому PRIMAREколичеству фигурирующих в ней знаменитостей (скажем, те же Кристенсен и Бладелиус — очень громкие имена в мире home audio) она приобретает явно выраженный оттенок легендарности.

    PRIMARE   Производственная философия компании, находящая отражение и в ее продукции, ясна и безотказна, как трехлинейная винтовка системы Мосина образца 1891 года. В ее основе лежат такие принципы, как простота и функциональность, высокое качество исходных материалов, отсутствие абсурдных решений, хорошее соотношение цены и качества. Кроме того, фирма избегает субъективизма взглядов отдельных людей, все решения принимаются и реализуются только сообща, командой. Хороший пример team spirit.

       Теперь плавно перейдем от лирики к физике. Инженеры Primare пропагандируют следующие основополагающие принципы создания качественной домашней электроники:

    — качественный источник питания;
    — короткий путь сигнала;
    — изоляция сервисных и интерфейсных схем от сигнальных и силовых(во избежание помех);
    — компактность и легкость подключения готовой продукции;
    — интуитивно понятный для пользователя интерфейс.

    PRIMARE   Как видим, ничего сложного или нового. Однако порой на пути от изобретения до реализации задуманного возникает слишком много сложностей, преодолеть которые под силу далеко не каждой компании. Посмотрим, удалось ли это Primare.

       Вся выпускаемая в настоящий момент продукция делится на три серии: “10-я” (классический hi-fi), “20-я” (начальный high-end) и “30-я” (high-end в самом строгом понимании этого термина). В каждой из серий есть как стерео компоненты, так и аппаратура для ДК. Если “двадцатка” и “тридцатка” уже хорошо знакомы потребителям, то “десятая” серия еще только появилась на рынке — первой ласточкой стал CD-ресивер CDI10, о котором мы поговорим несколько подробнее.

       Аппарат объединяет в одном корпусе CD-проигрыватель, FM/DAB-тюнер и интегральный усилитель, работающий в классе D (2 х 75 Вт на 8 Ом). Коммутационные возможности обеспечиваются тремя парами линейных входов, а также двумя выходами: линейным и предусилителя. Все разъемы — несимметричные. Разъем мини-джек на передней панели является одновременно выходом на наушники и линейным входом для любого портативного воспроизводящего устройства. Предусмотрены также цифровые коаксиальный и оптический выходы.

    PRIMARE   Оригинально решена проблема установки и подключения аппарата. Верхняя крышка существенно выдается за заднюю стенку, поэтому возможность поставитьа ппарат вплотную к стене сохраняется даже после осуществления коммутации.

       Транспортный механизм проигрывателя — уже хорошо известный нам по более дорогим аппаратам фирмы DSL710 от DVS. ЦАПы — BurrBrown PCM1738. Перевод тока в напряжение осуществляют Philips NE5532 и BurrBrown OPA2134, затем сигнал попадает в однотактный выходной каскад на Mosfet транзисторе. Регулировка громкости возложена на PGA2311 от BurrBrown. Конденсаторы на пути сигнала отсутствуют. Перед подачей непосредственно на усилитель сигнал конвертируется в балансный.

       Следует отметить, что данный аппарат уже появился в продаже и в России. Мне кажется, что это совершенно разумная цена, которую потребитель платит за качественный звук, оригинальный внешний вид и отсутствие головной боли при установке и последующей эксплуатации.

     PRIMARE  На другом конце модельного ряда, в элитной “30-й” серии, тоже есть интересная новинка — полностью балансный 2-канальный усилитель мощности А32. Новый флагман компании, по заявлению разработчиков, способен выдать 2 х 250 и 2 х 400 Вт на нагрузку 8 и 4 Ом соответственно. Предусмотрены акустические клеммы под bi-wiring, а также триггер дистанционного управления и сервисный разъем RS232C. В конструкции усилителя согласно доктрине “максимально короткого пути сигнала” активно используется технология поверхностного монтажа. Радует и подбор комплектующих, в частности — резисторов Vishay с 1-процентным допуском. Схема вплоть до выходного каскада является однотактной и содержит вместо резисторов активные термостабилизированные источники тока. В выходных каскадах установлены транзисторы Toshiba (по 8 штук в каждом плече каждого канала), схема работает в эффективном классе АВ. Интересно решен в данном усилителе вопрос режима ожидания. Он имеет две разновидности: в первом случае отключаются только акустические клеммы, а во втором — все блоки питания.

       В основе блока питания — тороидальный трансформатор на 1500 ВА с четырьмя обмотками, по две на каждый канал. Подобная реализация позволяет полностью гальванически развязать каналы. Емкость конденсаторов составляет 90000 мкФ на канал. Для питания всех цифровых и интерфейсных потребителей используется отдельный трансформатор. Этот аппарат также можно приобрести.

    PRIMARE   Вы спросите, что же нам удалось увидеть непосредственно во время осмотра производственных мощностей? Сразу скажу: они не поражают воображение своими масштабами. Однако логика и целесообразность обнаруживаются во всем. Начать стоит с того, что почти все изготовление осуществляется “смежниками”. Попытаюсь вкратце описать технологическую цепочку. Инженеры разрабатывают новую модель. Дизайнер создает ее внешний облик. Технолог определяет последовательность производства и используемые материалы. Размещается заказ. В компанию приходят полностью готовые аппараты, которые проходят контроль качества, а затем отправляются к дистрибьюторам.

       Говорю обо всем этом столь уверенно только потому, что видел собственными глазами и чертежи новых моделей, и “натурные” испытания прототипов, и проверку десятков аппаратов со снятыми крышками и без серийных номеров... Тот же CDI10 предстал перед нами еще без лотка проигрывателя, а окончательный релиз на него пришел уже после нашего возвращения в Россию. Кстати сказать, обширные складские помещения напрочь развеивают сомнения в серьезности фирмы и ее способности при необходимости обеспечить любой ассортимент и количество техники.

    PRIMARE   Завершающим и одним из самых интересных этапов посещения Primare Systems AB стало сравнительное прослушивание двух усилителей мощности — старого и нового флагманов, А30.2 и А32,— которое любезно устроил для нас один из местных дилеров. Хочу сказать, что налицо были все признаки успешного продукта. Во-первых, сохранились “фирменные” свойства звучания, тональный баланс тоже почти не претерпел изменений. Во-вторых, существенно улучшилась динамика, контроль за нагрузкой и параметры звуковой сцены, что неудивительно, если учесть примененные схемотехнические решения. Однако не будем торопить события, а лучше дождемся появления этого многообещающего новичка на нашем Испытательном стенде.

       Хочется верить, что уже очень скоро ассоциативный ряд: Альфред Нобель, группа АВВА, магазины IKEA, а также автомобили Volvo и SAAB — любой школьник с легкостью продолжит упоминанием аппаратуры Primare.

     

    Репортаж: Максим Семейкин журнал АудиоМагазин 6 2005