Взгляд на аудио… с Альпийских гор. Цифро-аналоговый преобразователь Nagra DAC, предусилитель Nagra PL-L, усилитель мощности Nagra VPA type II KR

04.11.2005 Возврат к списку Просмотрено: 3820 раз

  • NAGRA   Чрезвычайно многое из изготовленного швейцарцами заслужило международное признание. Определенно, по количеству индустриальных достижений, приходящихся на душу населения, эта страна занимает первое место в мире и обходит даже Японию, которая тоже не прячет свои технические находки в военных бункерах. Швейцарию населяет всего лишь около 7 млн. человек, но какова их созидательная мощь: от сыра и стали до прецизионного медицинского оборудования и совершенства в проведении банковских операций (в смысле их конфиденциальности, безопасности и эффективности), не говоря уже про ставшие общим местом часы. Представьте только, что было бы, если бы на Земле… жил миллиард швейцарцев!

     

    NAGRA   Вот и стабильность швейцарского франка — следствие работы рук и интеллекта “альпийских горцев”; показательно, что в 1992 году Швейцария отказалась вступать в ЕЭС. Вспоминаются приятные мелочи: шоколад или вино “Merlot” как проявление тонкого вкуса, редкостные успехи в изготовлении точной механики... Именно с портативных катушечных магнитофонов Nagra I, прецизионные и миниатюрные механизмы которых сродни часовым, начинала в 1951 году компания, ныне  носящая имя Nagravision SA Kudelski Group. Прямым наследником монофонических магнитофонов для нательного ношения, которые изготавливались фирмой по заказу ЦРУ и ФБР, является SNST-R, производимый до сих пор для тех, кому потребуется высококачественная двухканальная запись “на лету”. Сегодня Nagravision SA Kudelski Group — авторитетная компания, работающая в области высоких технологий. Сфера ее внимания охватывает цифровое телевидение, системы коммуникации с высокой степенью защиты информации и аудио уровня high-end.

    NAGRA   Тестируемый комплект нацелен на исключительно высокое качество звучания, и его составляют ЦАП Nagra DAC с продвинутым алгоритмом обработки цифрового потока адаптивной временно’й фильтрацией (на базе DSP), ламповый предусилитель Nagra PL-L имоноблоки Nagra VPA type II KR (напрямонакальных триодах 845 в двухтактном классе A). Исходя из сказанного, читатель мог бы предположить, что система зовет окунуться в ностальгическую атмосферу “золотой поры аудио”,1960-х, но все гораздо серьезнее: Nagra, обладая статусом компании, работающей по государственным заказам, оказалась в состоянии выбрать лучшее из ХХ и XXI веков. О чем и свидетельствуют нижеследующие описания всех перечисленных компонентов.

     

    Цифро-аналоговый преобразователь

    NAGRANAGRA   Алюминиевый корпус Nagra DAC стехнократическим оформлением сразу наводит на мысль о профессиональных корнях устройства, этому способствует множество индикаторов и кнопок управления. Действительно, разработка встроенных блоков ЦАП для студийных цифровых катушечных магнитофонов Nagra D и Nagra V (которые пользовались спросом у известных аудиорежиссеров) послужила базой для развития модели внешнего ЦАПа DAC, которая уместна также и в домашних аудиосистемах.

       В силу того, что в DAC на заднюю стенку унифицированного корпуса Nagra монтирует полный набор разъемов, необходимых только процессору многоканального звука DAP 7.1 (внешне аппараты отличаются только видом передней панели), нелишне предупредить, что распаян только стереосигнал.

    NAGRA   При изготовлении Nagra DAC (как и всех других аппаратов фирмы) применяется технология ручной сборки, которая осуществляется в швейцарском городе Шезо (Cheseaux). ЦАП оборудован ЖК-дисплеем с регулировкой подсветки, который пригодится для перемещения по разветвленному меню установок. Подобранные режимы работы можно занести в память. Стрелочные модулометры, которые мы постоянно видим в устройствах Nagra, в частности в аналоговых аппаратах PL-L и VPA, приняли в DAC облик схемы на светодиодах.

       ЦАП включает в себя все элементы предусилителя с балансным стереотрактом, необходимыми регулировками (шаг 0,5 дБ) и пультом ДУ. Высококачественные аналоговые каскады обеспечивают выходное сопротивление 50 Ом. На заказ можно установить выходные трансформаторы от Nagra. Предусмотрено переключение абсолютной фазы на аналоговом выходе. Поскольку устройство NAGRAполупрофессиональное, набор из четырех стреловидных клавиш продублирован, чтобы производить настройку громкости и баланса на разных уровнях меню. Аудиоданные с дискретизацией 32–192 кГц и разрядностью 16–24 бит, поступив на цифровые входы (или от входного АЦП Burr-Brown 1804), далее проходят обязательный апсэмплинг до 24 бит/192 кГц и отправляются на микросхему ЦАП Analog Devices 1853. Самым серьезным достоинством Nagra DAC является применение “умного” цифрового фильтра на базе 32-разрядного процессора с плавающей запятой (установлен чип Analog Devices SHARC ADSP-21065L). По замыслу разработчиков компании Anagram Technologies SA (тоже швейцарской) такое “железо” позволит применить “софт” в виде гибкой библиотеки программ с “параллельными алгоритмами”, которые разработаны в рамкахконцепции апсэмплинга, воплощенной в блоке ATF 24/192 mk II. Аббревиатура ATF обозначает адаптивную временную фильтрацию (Adaptive Time Filtering) .Концепция позволяет воспользоваться математическими моделями квантовой физики, в которых оценка неопределенностей, связанных с погрешностью тактового генератора и интерполяцией отсчетов уровня, ведется как единый процесс с параллельными переменными (подобно паре параметров квантовой частицы — массе и энергии). В результате, по сравнению с обычными ЦАПами, у Nagra DAC появляются следующие принципиальные преимущества:

    NAGRA1) алгоритм обеспечивает подавление джиттера;
    2) фазовая ошибка стремится к нулю;
    3) существенно повышается качество интерполяции;
    4) легко провести апгрейд аппарата, переустановив “софт”.

     

    Предварительный усилитель

    NAGRANAGRA   Nagra PL-L выполнен как ламповый линейный предусилитель, ведь в классе high-end популярны выносные корректоры RIAA с автономным питанием. На левом боку небольшого корпуса смонтированы четыре входа, на правом — три выхода, а на фронтальной панели неповторимые утопленные “нагровские” переключатели с подпружиненным круговым ходом, за которые, ейбогу, приятно взяться. Предусилители Nagra узнаваемы благодаря фирменным стрелочным модулометрам (оставшимся в наследство от магнитофона Nagra IV-S), которые имеют как техническую, так и знаковую ценность. Я знаю, что есть люди, готовые отдать за них полцарства.

    NAGRA   Nagra позиционирует свой PL-L как предусилитель для систем “с ультравысокой разрешающей способностью”. Поэтому уровень регулируют моторизованные потенциометры, а сигнал на выход поступает по кратчайшему пути прямо с вывода лампы последнего каскада. По этой причине разъем XLR несет небалансный (несимметричный) сигнал. Балансный (симметричный) выходной каскад рассматривается в ламповой схемотехнике как бесполезное для звучания удорожание схемы. Однако Nagra отличается тем, что сама делает качественные звуковые трансформаторы и с их помощью предлагает опцию “симметричный выход с плавающей землей” для PL-L и DAC.

       Питание на предусилитель поступает от выносного блока, что в корне пресекает вопросы о наводках и микрофонном эффекте. Кроме того, изготовитель заявляет, что в целях снижения шумов были приняты “меры по изоляции сетевых помех“.

       Оригинальная схемотехника предусилителя не только позволяет ему стабильно работать на сравнительно малую нагрузку 600 Ом, но и обеспечивать сигнал для bi-amping с двух пар RCA.

     

    Усилитель мощности

    NAGRANAGRA   Уже упомянутая опция симметричного выхода позволяет догадаться, что УНЧ VPA type II KR сделан балансным — весьма удачная архитектура для моноблоков, обычно подключаемых сравнительно длинными межблочными кабелями (зато к АС можно купить кабель покороче и подороже!). Выходной каскад — двухтактный. Паспортные 50 Вт обеспечивают две лампы 845, работающие в классе А. В нашем случае усилитель был оснащен лампами производства KR Audio, благодаря чему обеспечивалась мощность в 60 Вт (при суммарном уровне КНИ и шумов не более 1% на частоте 1 кГц). С целью повышения естественности звучания в усилителе нет петлевой ООС, а для компенсации недостатков, свойственных упрощенным вариантам подобных схем, Nagra разработала VPA с учетом требований улучшенной нагрузочной способности, установив еще собственный выходной трансформатор, обладающий повышенным качеством работы на ВЧ и, что особенно ценно, на глубоких НЧ. Его обмотки работают с напряжением, повышенным до 1200 В, а сердечник сделан тороидальным, что позволило дополнительно уменьшит ьширину оригинальной “башенки” напольного корпуса.

     

    Прослушивание

       DAC, PL-L и VPA не потребовали времени для прогрева, сразу проявив кондиционную фактуру звучания. Дело в том, что славящиеся аккуратностью и щепетильностью швейцарцы прогревают комплектующие перед технологической операцией регулировки. Компоненты Nagra были отслушаны стремя АС: Totem Acoustic Wind, ProAc2.5 и Triangle Magellan Concerto. При этом система всякий раз неизменно складывалась удачной — выручали три отвода от выходного трансформатора VPA type II. Вообще говоря, подбор АС к ламповому усилителю класса А без ООС принципиально не может быть простым делом. Но у фирмы есть маленький секрет: по технологическим допускам схема и выходной трансформатор “держат” все основные характеристики даже на 2 Ом!

       Комплект Nagra обладал не просто чистым звучанием на ВЧ, но таким, которое снимало всякое напряжение у слушателя, следящего за богатой коллекцией тарелок И. Пейса (диск 1). Средние изливались свободно, с прекрасной артикуляцией вокала. Вся эта картина опиралась на очень мощные, сотрясающие пол басы, удивительная прозрачность которых позволяла всегда различать партии музыкантов и при этом не препятствовала драйву.

       По мере развития динамических переходов комплект воспроизводил трехмерность сцены с неизменным реализмом, причем ощущению целостности способствовало размещение всех инструментов и звуков в едином узнаваемом пространстве.

       Точное воспроизведение тембров, высокая детальность и нюансировка динамики захватывали внимание на акустическом джазе (диск 3, 4). Аппаратура Nagra воспроизводила полные психологической жизни паузы, при этом сам тракт обладал удивительно малым уровнем шумов — что характерно для лучших представителей ламповой техники.

    NAGRA   Радовала реалистичность звучания аудиокомплекта, складывающаяся из красоты тембров и подробностей микродинамики, порой просто неожиданных для формата CD, а также быстроты отработки динамических контрастов по всей частотной шкале. Известно, что УНЧ без ООС не лидируют по измерениям, но субъективно я могу сказать, что нелинейные артефакты никогда не вторгались в восприятие музыки.

       Главными достоинствами аудиосистемы следует признать присутствие жизни и выдающуюся детализированность звучания при отсутствии малейшей аналитичности и сухости. Это оценят меломаны, собирающие записи по исполнителям, а не по качеству мастерленты.

     

    Контрольный тракт

    • CD-транспорт Chord Сhoral Blu CD;
    • акустические системы ProAc Response 2.5, Totem Acoustic Wind, Triangle Magellan Concerto;
    • кабели к АС Siltech LS-10 G3 (bi-wire);
    • межблочные кабели Siltech Signature Series Snow Lake,
    • Siltech Signature Series Forbes Lake;
    • межблочный цифровой кабель Siltech Signature Series Golden Eagle (XLR);
    • сетевые кабели Siltech SPX-20.

     

    Музыкальный материал

    • Deep Purple. “Machine Head (Deluxe Edition)” (Warner Archives 75622)
    • Chicago. “If You Leave Me Now” (Columbia CK 38590)NAGRA
    • Regina Carter. “Paganini: After A Dream” (Universal/ Verve 065 55492)
    • Regina Carter. “Rythms Of The Heart” (Universal/ Verve/ PolyGram 314 547 177 2)
    • Philidor. Trios. Les Barricades Mysterieuses/ Stefan Perreau (Pierre Verany PV700036)
    • D. Schnyder. “Mythen” (Koch Schwann 310170 H1)
    • Debussy. Faure. Ravel. Piano Trios. The Florestan Trio (Hyperion A6711)
    • Charpentier. “Lecons De Tenebries”. It Seminario Musicale/ Gerard Lesne (Vergin Veritas 7243 5 45107 2 4)

     

    Вывод

       Успешный шаг по направлению к стиранию границ между “цифровым” и “аналоговым” звуком.

       Каждый из трех компонентов Nagra проявил себя как замечательное, уникальное произведение высокого интеллекта и инженерного искусства. Приятно удивляет, что аппаратура, сделанная согласно профессиональным техническим требованиям, обладает абсолютно нейтральным, эмоционально живым и при этом чрезвычайно детальным звучанием. Свобода звукового тракта Nagra от аналитичности позволяет сосредоточиться на художественных особенностях самых разнообразных дисков, в том числе записанных далеко не образцово. Интуиция подсказывает, что для полного раскрытия потенциала швейцарской аудиотехники потребуются еще более совершенные транспорт и АС, вероятно, их цена окажется выше стоимости комплекта Nagra.

     

     

    Юрий Кряжевских журнал АудиоМагазин 4 2005