Усилитель Мощности Musical Fidelity Titan

15.09.2010 Возврат к списку Просмотрено: 8882 раз

Энтони Майклсон, основатель компании Musical Fidelity, приехал ко мне домой для того, чтобы помочь с установкой двухблочного усилителя мощности Titan, который является на сегодняшний день «топовой» моделью усилителя компании, стоит более $30000 и выпускается ограниченной серией. Сразу хочу сказать, что установка Titan – это задача, для которой действительно необходимо как минимум 2 человека. Забавно, но спустя неделю после этого компания KEF America, представляющая Musical Fidelity на территории США, доставила к нам на прослушивание 3 аппарата Musical Fidelity V-серии – фонокорректор V-LPS, ЦАП V-DAC и усилитель для наушников V-CAN. Все три аппарата легко поместились в небольшом бумажном пакете, а их суммарная стоимость составляет порядка $800.

titan1.jpg

Как видите, Энтони Майклсон стремится удовлетворить запросы всех аудиофилов. Создание и позиционирование высококлассных продуктов в ценовом диапазоне от $200 до более чем $30000 – это, конечно, достойная цель, но ее достижение, очевидно, связано с изрядными трудностями.

Хорошо известно, что, несмотря на завидную репутацию и великолепную узнаваемость, такие гиганты автомобильной промышленности как Toyota и Nissan основали специальные бренды Lexus и Infinity, под которыми начали выпускать люксовые версии своих автомобилей. С этим фактом Энтони Майклсон, являясь большим поклонником хороших автомобилей, знаком очень хорошо. Несмотря на это, он все же решил поместить логотип Musical Fidelity на все свои аппараты – и на самые дорогие, и на самые дешевые, очевидно полагая, что в отличие от автомобильных фанатов аудиофилы гораздо больше заинтересованы в качестве работы, чем в статусе или показной роскоши. Видимо, вера Энтони Майклсона в поклонников своего фирменного звучания поистине безгранична, ведь однажды он уже испытывал горькое разочарование, когда аудиофилы более чем прохладно встретили его компоненты серии X, которые предлагались по очень привлекательной цене. Они не смогли смириться с их необычным дизайном (корпуса в форме бочонков), несмотря на превосходные звуковые характеристики. Те же самые аудиофилы, внимательно относящиеся к бюджету своих покупок, гораздо теплее встретили продукты X-серии, когда они стали выходить в более привычных, хотя и более дорогих корпусах.

Несколько лет назад, когда Musical Fidelity выпустила свой бескомпромиссный 3-блочный усилитель серии kW, который в соответствии со своим названием выдавал киловатт мощности на канал при 8-омной нагрузке (2 кВт при нагрузке 4 Ом), Майклсон вновь предположил, что состоятельные аудио энтузиасты будут гораздо больше заинтересованы в качестве звука и великолепных технических характеристиках, нежели в пафосном дизайне, и в этот раз он оказался прав – квадратный, «индустриальный» усилитель kW очень быстро разошелся тиражом 75 экземпляров (именно такое количество включала в себя эта ограниченная серия). Я купил себе один из этих аппаратов, и он на сегодняшний день проработал у меня уже 27978 часов (согласно информации, которая отображается на передней панели блока источника питания), абсолютно не доставляя никаких проблем и, что более важно, полностью удовлетворяя меня в музыкальном плане.

Но успех данной модели на рынке аппаратуры премиального класса не сделал Musical Fidelity однозначным лидером в иерархии аппаратуры класса High-End. Продажи усилителя kW750 мощностью 750 Вт на канал и стоимостью порядка $10000, который по качеству звучания, вероятно, даже превосходил своего предшественника kW, и уж совершенно точно являлся гораздо более выгодной покупкой, оказались по сравнению с ним разочаровывающими. Возможно, это связано с тем, что его простой, технократический предшественник, флагманский усилитель kW, не создал маркетингового эффекта «просачивания сверху вниз». Но он, в принципе, и не мог этого сделать. И концептуально и технически kW750 имел совершенно иную конструкцию. Вновь, начиная сверху! Спустя пять лет после выпуска усилителя kW, Энтони Майклсон решил вернуться на рынок High-End с амбициозным усилителем Musical Fidelity Titan – еще одним аппаратом, который выпускается ограниченной серией и имеет выходную мощность 1 кВт на канал. Впрочем, на этот раз усилитель обладает внешним обликом, который полностью соответствует его более чем 30-тысячной цене и предполагаемому позиционированию на рынке.

Несмотря на то, что Musical Fidelity разрабатывала Titan во время финансового бума, а выпустила как раз во время кризиса, Майклсон уверен, что значительные средства, затраченные на его разработку, будут возвращены. Он сказал, что был очень приятно удивлен весьма позитивной реакцией на появление данного аппарата в Великобритании, и что в качестве дополнительной подстраховки данный усилитель выпущен весьма ограниченным тиражом в 50 штук. Кроме того, в отличие от серии kW, Titan является достаточно роскошным аппаратом для того, чтобы привлечь массового покупателя к более доступным последующим моделям, если таковые появятся.

titan2.jpg

Итак, Titan воплощает собой концепцию топовой модели в линейке компании. Он унаследовал от модели kW 750 архитектуру «двойное моно». Источник питания усилителя (также имеющий конструкцию «двойное моно) собран на одном шасси, а два раздельных монофонических усилителя – на другом. Musical Fidelity уверена в том, что такая конструкция обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной концепцией раздельных моноблоков. Два моноблока, собранные на едином шасси, позволяют получить единую точку нулевого напряжения для обоих контуров. Вынесение же блоков питания в отдельный корпус позволяет хорошо экранировать сигнальные контуры усилителя от магнитных наводок, которые генерирует силовой трансформатор блока питания. Полностью балансная конструкция усилителя Titan является совершенно новой, хотя при ее создании конструкторы, конечно же, использовали свои идеи, приобретенные во время работы над тем, чтобы сделать звук kW 750 более плавным иестественным, чем у модели kW.

Индустриальный дизайн модели kW750 был достаточно привлекательным, но, все же, не выдающимся. Разработчики Titan не стали брать его за основу. Наоборот, Titan отличается совершенно новой люксовой внешностью, которая приводила в восторг всех посетителей, попадавших в мою комнату прослушивания, причем, еще до того как они узнавали цену этого аппарата или начинали его слушать. Некоторым из них не особенно понравились дизайн и размер логотипов «Titan», размещенных на фронтальных панелях блоков, но все остальные элементы дизайна, равно как и качество изготовления внешних деталей корпуса заслужили самые высокие оценки. Titan является первым продуктом Musical Fidelity среди тех с которыми я знаком, чей внешний облик однозначно указывает на принадлежность к аудио аппаратуре самого высокого класса.

Отмечу, что Titan гораздо больше и тяжелее, чем он кажется при взгляде на фотографии. Несмотря на относительно небольшую высоту порядка 18 см, каждый из блоков имеет впечатляющую ширину (чуть менее полуметра) и более чем 60-сантиметровую глубину. Фронтальная панель, сделанные на заказ боковые панели с оригинальными ребрами радиаторов охлаждения, верхняя панель с крупными «иллюминаторами», через которые видно электронную начинку аппаратов, да и все остальные видимые части блоков Titan изготовлены из алюминия, качество которого соответствует военным стандартам. Их смягченный блеск придает внешности аппарата еще больше элегантности и благородства. С физической точки зрения у Titan есть все, чего не было у kW. Пластины радиатора kW по своим свойствам напоминали терку, только в качестве сыра выступали пальцы тех несчастных людей, которым нужно было переносить его с места на место. Верхняя панель kW была прикручена болтами с шестигранными головками, которые выступали над поверхностью и со временем изменяли цвет. Скругленные поверхности охлаждающих ребер Titan уже не заставляют волноваться о сохранности собственных пальцев, а несколько винтов, которые я смог найти, находятся на задней панели и абсолютно незаметны.

Внутри Титана
Сквозь круглые «иллюминаторы» на верхней панели 65-килограммового блока питания усилителя Titan хорошо видны два огромных 3-киловольтных силовых трансформатора, а также пара тороидальных «дросселей», которые превосходят по своим размерам силовые трансформаторы большинства других усилителей. Каждый из каналов получает питание от своего собственного силового разъема 20А IEC. Пара разъемов Neutrik служит для подачи питания на усилитель с источника питания, а один кабель с мультипиновыми XLR разъемами выступает в роли коммутационной шины между усилителем и блоком питания. Раздельные клавиши на фронтальной панели блока питания позволяют включать питание для каждого из каналов независимо.

titan3.jpg

45-килограммовый усилитель включает в себя цепи выпрямления, питания и усилительный контур, построенный по полностью балансному принципу и содержащему по 20 биполярных выходных транзисторов в каждом из каналов. На задней панели усилителя располагаются балансные XLR и небалансные RCA разъемы, переключатель для выбора балансного или небалансного входа для каждого из каналов, Neutrik и мультипиновый коннекторы, а также 2 пары позолоченных акустических разъемов, похожих на те, которые использовались в модели kW. Отмечу, что разъемы мне не очень понравились. Для того чтобы затянуть их достаточно сильно, одних только пальцев явно недостаточно, особенно с учетом того, что с таким дорогим усилителем наверняка будут использоваться жесткие акустические провода большого сечения. Чтобы обеспечить плотный и надежный контакт придется затягивать их пассатижами, которые наверняка повредят роскошные позолоченные акустические разъемы. Полагая, что электрическая сеть в вашем доме способна обеспечить усилитель достаточным количеством электроэнергии, Musical Fidelity утверждает, что Titan выдает 1 кВт мощности на канал при 8-омной нагрузке, 2 Квт на канал при 4-омной и приблизительно 3800 Вт на канал при подключении 2-омных громкоговорителей. Более того, в инструкции к нему даны указания для реализации биампинга! Это ли не безумие? Энтони Майклсон говорит, что Titan является по существу «источником напряжения», не зависящим от импеданса, индуктивности или емкости нагрузки.

Заявленное соотношение сигнал/шум усилителя Titan составляет 126 дБ, что на целых 3 дБ лучше, чем у усилителя kW, который и так был очень и очень тихим. Musical Fidelity также заявляет что Titan имеет «ультранизкие» искажения, даже на самых высоких частотах: менее 0,01% в диапазоне от 10 Гц до 50 кГц. Даже на 100 кГц искажения Titan, по заверениям Musical Fidelity, не превышают 1%. На 12 Ваттах при нагрузке 8 Ом искажения усилителя составляют исчезающее малые 0,008% в диапазоне 10 Гц – 20 кГц, на 50 кГц эта величина «возрастает» до 0,009%. Значения искажений при нагрузке 4 или 2 Ом остаются практически такими же, более того, эти величины практически не повышаются даже при нагрузке в 1 Ом в диапазоне от 10 Гц до 1 кГц (в котором, как правило, оцениваются искажения большинства усилителей), возрастая до величины в 0, 055% на 20 кГц и 0,068 на 50 кГц (при нагрузке 1 Ом).

Возможно, логотип Titan и покажется кому-нибудь слегка преувеличенным по размерам, зато в прошлом остались такие элементы дизайна kW, как голубая подсветка специальных выемок на передней панели и флуоресцентное освещение опорных ножек. Вместо этого, на панели источника питания можно увидеть два крошечных синих светодиода, указывающих на то, что питание включено, а на панели усилителя – шесть одинаковых маленьких светодиодов, которые показывают количество энергии, потребляемой каждым из каналов и позволяют отслеживать корректность работы аппарата. Пары красных и оранжевых светодиодов сигнализируют о перегрузке по току и перегреве. Специальная защитная цепь помогает избежать катастрофических для колонок или усилителя последствий в случае короткого замыкания. Отмечу, что за тот период, который аппарат провел у меня на тестировании, я видел только синие огоньки.

Титанический звук
Когда я первый раз включил усилитель Musical Fidelity Titan в сеть, то обратил внимание на то, что его блок питания издает специфический «трансформаторный» гул. Уровень этого гула невысок – его совершенно не слышно при воспроизведении музыки (даже на самых низких уровнях громкости), но все же, это не совсем то, с чем хочется мириться, заплатив более $30000 за усилитель мощности. В последующих продуктах этот шум будет устранен (во время тестирования как раз заканчивалась доводка специального ремонтного комплекта), но я был удивлен, почему на это не обратили внимания раньше. Ремонтный набор для тестового образца мы получили уже после того, как усилитель был отправлен к моему коллеге Джону Аткинсону для проведения аппаратных измерений, и, я уверен, что его установка помогла решить указанную проблему – Титану удалось избежать столкновения с айсбергом.

В то же время, отмечу, что сразу же, начиная с «холодного» прослушивания, Titan воспроизводил высококлассный, бархатистый, обволакивающий и теплый звук, сохраняя при этом точнейшую локализацию, широчайшую и стабильную звуковую сцену, а также высочайшую скорость ритма, которая в меньшей степени была присуща его предшественнику – усилителю kW и которой отличаются наилучшие транзисторные усилители с меньшей мощностью, такие как, например, небалансный усилитель от Nelson Pass или Luxman M800A ($16000) с мощностью 60 Вт на канал. Отмечу, что Titan, обладая стоимостью примерно в два раза большей, чем Luxman, выдает на 8- или 4-омную нагрузку в 16 раз большую мощность.

Несмотря на то, что Titan и kW звучат совершенно по-разному, я бы не стал утверждать в данной статье, что один из них звучит намного лучше, чем другой, хотя, если говорить о результатах лабораторных измерений, то я бы сделал однозначную ставку на Titan, в особенности в том, что касается искажений на высоких уровнях мощности. Надо сказать, что мой усилитель kW зазвучал совершенно по-другому после того, как Майк Латвис из Harmonic Resolution System установил 6 своих демпфирующих пластин сверху аппарата. С этими пластинами kW несколько приблизился по своему звуку к тому, что я слышал сейчас от Titan – высокие частоты несколько смягчились и стали менее яркими, а общая звуковая когерентность значительно улучшилась. И все же в звучании kW есть небольшие агрессивные «механические» отголоски (которых абсолютно нет в Titan), немного переакцентированные высокие частоты и немного резковатые фронты высокочастотных сигналов напоминали мне о том, что я слушаю запись музыки, а не живое исполнение, чуть чаще, чем мне бы того хотелось.

Это качество усилителя kW было присуще ему как до, так и после апгрейда, и его, в принципе, можно признать волнующим и приятным – некоторая гиперреалистичность оказывает эффект улучшения воспринимаемой прозрачности звучания и не оказывает особого влияния на ту магию, которой обладают лучшие музыкальные записи. Некоторые особенно восприимчивые слушатели находят звук kW чрезмерно холодным или «механическим». Я не отношусь к их числу. Как бы то ни было, чрезмерная акцентированность звучания легко нейтрализуется правильным подбором источника, даже несмотря на то, что звуковые фронты с ростом громкости подчеркиваются еще сильнее.

Огромный запас мощности вовсе не обязательно приводит к нарушению музыкального порядка или «замедлению» усилителя. kW был так же быстр, легок и собран, как и лучшие усилители средней мощности, которые я слышал, обладая в то же время легкостью и музыкальностью, сравнимой с лучшими ламповыми усилителями малой и средней мощности. В то же время, некоторые отмечали излишнюю детализацию его звучания, резко очерченные звуковые образы передаются преувеличенно отчетливо. По сравнению с ним, Titan скругляет звуковые образы, делает их в буквальном смысле осязаемыми и 3-мерными. В исполнении Titan они получаются более естественными, чуть менее четко очерченными и без огрубления передних звуковых фронтов. Снижение акцентов на передних звуковых фронтах самым положительным образом сказывается на разрешении музыкальной текстуры и передаче мельчайших деталей: хорошо записанные струнные инструменты звучат менее агрессивно, с более натуральными оттенками, а человеческие голоса передаются более мягко.

По сравнению с kW, верхняя октава Titan и его переходные характеристики оказались ближе к тому, что я слышал на концертах живой не усиленной музыки. В целом, звук Titan был менее «механическим», менее «электронным», и поначалу менее волнующим, до тех пор, пока мои уши не приспособились к тому, чем вероятно является «исчезающее малый уровень звуковых искажений».

Но как только мои уши достаточно адаптировались, переключившись на новую систему отсчета, Titan буквально окунул меня в свое легкое и прозрачное звучание, рисуя невероятно осязаемые образы, в которых не было и намека на чрезмерную резкость или огрубление границ. В звучании Titan нет никакой жесткости, и в то же время усилителю удается обрабатывать музыкальные переходы четко и ясно, без навевающего тоску смягчения. Несмотря на то, что я ни за что не спутал бы звук Titan с «романтичным» звуком ламповых усилителей, его звуковой поток и плавность музыкальной текстуры во многом напоминает ламповые усилители, ему полностью чужды такие признаки транзисторных усилителей как излишняя резкость или зернистость. Компания Classic Records недавно переиздала запись замечательной, но малоизвестной работы Villa-Lobos – The Little Train of the Caipira с диска Bachianas Brasiliras №2 (200gm LP, Everest/Classic SDBR-3041). Впервые эту замечательную пластинку я обнаружил на домашней распродаже во времена, когда было совсем несложно отыскать пластинки от RCA, Mercury Living Presence, Everest, London и даже UK Decca. Я бы купил ее уже за ожидаемое качество звучания. Данное переиздание, записанное с 35-мм мастер-ленты, звучит намного лучше по сравнению с оригинальной пластинкой.

titan4.jpg

Лондонский Симфонический Оркестр создает причудливое музыкальное впечатление, имитируя паровоз, который, пыхтя и отдуваясь, забирается по рельсам в гору и тянет за собой состав, битком набитый разными собирателями ягод и прочими фермерами, передвигаясь от одной деревни к другой. Наряду с флейтой, гобоем, кларнетом, разнообразными трубами, струнными, саксофоном, челестой, фортепиано и другими стандартными инструментами, в данном произведении участвуют такие инструменты, как реко-реко (выдолбленный деревянный цилиндр), чукальо (погремушка из сушеной тыквы с семечками), ганза (металлическая труба, наполненная галькой) и matraca (трещотка). Эти национальные бразильские перкуссионные инструменты отлично передают пыхтение, сопение и выпускание пара локомотива.

Данная запись ставит перед аудио системой все испытания, которые только можно себе вообразить: невероятный динамический размах, низкочастотный грохот литавр, четко очерченные переходы звуков от натуральных и металлических источников, струнные, медные духовые, деревянные духовые инструменты, в общем, все, что угодно. Взрывоподобные и деликатно очерченные звуки сменяют друг друга на огромнейшей звуковой сцене, глубокой и невероятно широкой. Если вам нужен превосходный образец классической музыки, способный выявить все музыкальные ограничения, то эта запись подойдет наилучшим образом.

Для того чтобы реалистично воспроизвести такую запись необходимы огромные резервы мощности, даже при работе усилителя с достаточно чувствительными колонками. И kW и Titan легко отыгрывают динамические перепады и точно передают удары литавр с полновесностью и масштабом взрывов глубинной бомбы. При этом Titan рисует тембры барабанов более подробно. В начале композиции звучат несколько динамичных крещендо, в которых участвуют медные и деревянные духовые, а также струнные инструменты. Если говорить о kW, то он склонен к некоторой жесткости при передаче отдельных звуковых деталей, а во фронтальной части звуковой сцены формируется как бы тонкая «скорлупа». В исполнении же Titan звук всегда остается очень приятным и мягким, но при этом и медь, и деревянные духовые, и струнные инструменты сохраняют свою пространственную и тембральную индивидуальность. Текстуры перкуссионных инструментов – и металлических и натуральных – очерчены очень ясно; Titan позволяет полностью раскрыть все обилие музыкальной информации, которую kW временами сглаживал. Чем более громко я слушал The Little Train of the Caipira на kW, тем более сильно проявлялось это сглаживание. Чем громче я делал звучание этой вещи на Titan – тем громче она становилась – просто громче, без какого-либо ужесточения или ершистости в звучании.

В самом деле, кажется, что Titan обладает неограниченными возможностями играть громко, очень громко и даже очень-очень громко без изменения характера звучания и без малейшего напряжения даже на очень высоких уровнях мощности. У kW есть мощность, но он, все же, склонен изменять характер воспроизводимых композиций. Вообще, Titan отличается от kW, прежде всего, связностью своего звучания, не зависящей от уровня громкости. Даже не принимая во внимание различия в воспринимаемых тональных балансах, которые представляются кривыми Флетчера-Мэнсона, можно утверждать, что звук Titan оставался приятным, полновесным, воздушным, с мягкой текстурой вне зависимости от того, насколько мощный сигнал подавался на его вход, он сохранял мельчайшие детали без малейшего обеднения тембров.

Я помню, как на последней выставке CES одни и те же акустические системы Wilson Audio MAXX 3 звучали совершенно по-разному на стендах Boulder Amplifiers и Lamm Industries: теплый, бархатистый и лирический звук у Lamm; прохладный, чистый, быстрый и аналитичный у Boulder. Оба звуковых характера были привлекательными, но, все же, каждый из них на мой вкус был слишком сильно «повернут» в ту или другую сторону. Вероятно, вы могли бы подключить предусилитель Lamm к усилителю мощности Boulder или наоборот предусилитель Boulder к оконечнику Lamm с тем, чтобы получить идеальный звуковой баланс.

Для тестирования Titan я использовал те же самые колонки Wilson Audio MAXX 3s и два предусилителя – darTZeel NHB-18NS (небалансный) и Ayre Acoustics KX-R (балансный). Во время прослушивания я выяснил, что Titan как бы объединяет в себе звуковые особенности упомянутых выше усилителей Lamm и Boulder, а вернее, обладает достоинствами и того и другого. Используемые мной в тесте предусилители звучат очень по-разному, но Titan исполнительно передал на акустические системы звуковые характеры каждого из них. Ayre обладает чуть более динамичным и контролируемым басом и прозрачными верхами, а darTZeel звучит более комфортно и плавно. Но с каждым из них Titan coхранил свое полновесное, объемное и исключительно чистое исполнение. Энтони Майклсон захватил с собой копию записи Piano Music in a Church –произведения Шопена и Дебюсси для фортепиано, исполненные Endre Hegedus на рояле Steinway D в маленькой ирландской церкви и записанные с использованием пары микрофонов, подсоединенных напрямую к аналоговому катушечному магнитофону Nagra IVS TC (CD, Tone Pearls TPRCD1). Tone Pearls называет свою постпродакшн технологию «почти аналоговой цифровой». Согласно информации на вкладке, в данной записи не использовалась никакая дополнительная обработка – каждый CD является «мастердиском», индивидуально созданным и протестированным. Сколько раз им удалось проиграть данную запись пока пленка полностью не износилась, я не знаю, но копия, которую я слушал, была превосходна – звучание фортепиано здесь, наверное, лучшее из того, что я слышал на CD. Наряду с прочими хорошо знакомыми музыкальными фрагментами, Hegedus очень быстро и изящно играет известные вальсы Шопена Ребемоль Мажор и До-диез Минор. Также на диске присутствует короткий отрывок Дебюсси Le petit negre, сочиненный в 1909 и исполненный в ритме настоящего регтайма. Я думаю, что не испортил эту запись, воспроизведя ее при помощи 4-блочного источника dCS Scarlatti ($80000). Звук был чрезвычайно натуральным и быстрым, причем, как при использовании усилителя kW, так и при подключении Titan. Огромная мощность обоих усилителей пришлась как нельзя более кстати для убедительной передачи широчайшего динамического диапазона, который требуется для того, чтобы хорошо записанная фортепианная запись зазвучала по-настоящему правдоподобно. Оба усилителя превосходно справились с передачей звукового пространства, в частности, мне очень понравилось, как тихий звук высоких нот фортепиано взаимодействует с акустикой в церкви.

Как бы то ни было, Titan передает звук фортепиано более насыщено на фоне более тихого фона, придавая звуковым реверберациям в церкви более глубокий рельеф. Возможно, это связано с дополнительными 3 дБ, на которые он «тише», чем kW, возможно, с меньшей величиной искажений, возможно, с чем-нибудь еще… Titan воспроизводил фортепиано более полновесно, с более плавной атакой и чуть более богатой тембральной структурой. Кроме того, Titan гораздо менее яркий при воспроизведении динамических пиков и следующих за ними реверберационных эффектов.

В конце 41-минутного исполнения аудитория взорвалась аплодисментами. Удивительно, но на протяжении всего концерта я и не подозревал, что на этом концерте были зрители – никто не кашлял, не чихал, и вообще не издавал никаких звуков.kW передал звук аплодисментов с более жестким, «хрустящим» оттенком, чем Titan, который делал это мягче, но более сочно, обладая в то же время достаточной твердостью, чтобы звучать именно как аплодисменты зрительской аудитории в каменной часовне.

Из моего рассказа можно сделать вывод, что различия в звуке двух усилителей kW и Titan – незначительны, буквально на грани восприятия. Что ж, в некотором смысле, так и есть. И тот и другой – это большие, мощные и очень динамичные усилители, способные адекватно передавать огромные перепады в напряжении звукового сигнала, динамические всплески при сохранении мельчайших микродинамических эффектов, позволяющих построить настолько 3-мерную реальность, что никакой 2-мерный источник видеоизображения не сможет с ней сравниться с точки зрения эмоциональной вовлеченности. kW очень четко контролирует бас, обеспечивая удивительный, глубокий, упругий, отлично текстурированный фундамент. Titan был, пожалуй, не лучше и не хуже при воспроизведении низов, но на более высоких частотах рисовал гораздо более чистую, изящную и очень точную звуковую картину, которая сочетала в себе бархатистую плавность и исключительное разрешение мельчайших структурных деталей, а также чистые и быстрые переходные эффекты.

Несмотря на то, что характер звучания Titan отчасти напоминает kW750, имея уклон в бархатистую мягкость, он великолепно справляется с воспроизведением рока. После визита в мой дом, где я слушал Titan, представитель компании KEF America направил мне e-mail, в котором, в частности, было написано: «Я должен сказать, что среди всего многообразия записей, которые мы прослушали, меня больше всего поразил трек Clash “Jimmy Jazz” (c оригинальной английской пластинки London Calling, Columbia). Я буквально «заиграл этот альбом до дыр» и хочу отметить, что никогда еще он не звучал так, как у вас дома. Исполнители действительно жили в 3 измерениях.

Я прослушал много рок-композиций и Titan справился с ними действительно хорошо. Его звук был чистым и незамутненным, хотя и не полностью «роковым». Усилитель полностью контролирует воспроизведение электрогитар, бас-гитар и ударных. Если записи способны буквально испепелить своей мощью, то усилитель может сделать то же самое – может, чуть в меньшей степени, чем kW, который добавляет экспрессии буквально всему, что он воспроизводит, но данная особенность полностью оправдывает себя как только дело доходит до воспроизведения чего-нибудь вроде последних переизданий Blue Джонни Митчелла (LP, Reprise/Rhino 74842) или любой хорошей записи с женским вокалом: Titan обладает невероятно высоким уровнем фокусировки, осязаемости, внимания к деталям и прозрачности, который просто недоступен для kW.

Заключение
Попробовав однажды мега-усилитель, неважно, транзисторный или ламповый, в дальнейшем становится очень сложно возвращаться к усилителю средней мощности (под средней я в данном случае имею в виду мощность даже в несколько сотен Ватт на канал), в особенности, если ваша цель – воспроизведение без ограничений всего динамического диапазона живых оркестровых произведений или даже просто колоссального звукового давления рок-концертов, в которых динамические перепады обычно несколько меньше, чем в первом случае.

Мега-усилитель не должен идти на компромиссы между утонченностью, стабильностью, точностью и мощью, хотя многие аудиофилы и считают, что данное требование – недостижимо, основываясь в первую очередь на своих предположениях и базовых знаниях. Если воспроизводить музыку тихо, то мощные усилители, такие как Titan или kW, не будут звучать вяло или неразборчиво. При высоких и даже очень высоких уровнях громкости можно смело требовать от них воспроизведения очень широких динамических перепадов – эти усилители справятся с задачей без малейших проблем. По причинам, которые я не могу четко объяснить, высокомощный усилитель передает звук гораздо более свободно, с лучшим контролем, с большим музыкальным вовлечением, чем менее мощные модели, даже при условии работы последних в щадящих мощностных режимах. Большие усилители создают впечатление масштаба, недоступное их меньшим собратьям. Любителям триодных усилителей с несимметричной конструкцией, а также акустических систем с одним единственным драйвером подобные впечатления недоступны, впрочем, с моей точки зрения, они в любом случае теряют очень много при прослушивании. В принципе, я понимаю, в чем может заключаться привлекательность подобных систем, но только не в том случае, когда вы хотите воспроизводить максимально широкую полосу частот или же реалистично передавать широкий динамический диапазон.

В последнем случае, если у вас есть деньги и свободное пространство в доме, действует правило «чем больше, тем лучше». С выпуском усилителя kW Musical Fidelity присоединилась к лиге мега-мощных усилителей. Этот усилитель, возможно, не обладает изысканной внешностью и имеет некоторые особенности в звучании. В качестве референсного тестового инструмента для эксперта аудио журнала kW подходит как нельзя лучше, но все же мне легко понять, почему многие потенциальные покупатели испытывали сомнения.

С выпуском Titan компания Musical Fidelity присоединилась к эшелону производителей люксовых высокомощных усилителей. Titan, стоящий более $30000, обладает выдающейся внешностью и безукоризненным звучанием. Качество изготовления Titan соответствует любым, даже самым высоким стандартам, а с точки зрения звука его комбинация мягкости и детальности, прозрачности и шелковистости с напором и агрессией позволяет объединить все звуковые преимущества лучших ламповых и транзисторных усилителей.

Остается выразить надежду, что Musical Fidelity выпустит удешевленную версию усилителя Titan, чья цена будет значительно ниже при небольшом снижении общей мощности и сохранении общего характера звучания. Честно говоря, я не могу представить себе человека, который бы послушал Titan и не полюбил бы его.

Спецификации
Описание: Транзисторный, 2-канальный, полностью балансный усилитель мощности с раздельным блоком питания. Максимальная выходная мощность: 1 кВт на канал на 8 Ом, 2 кВт на канал на 4 Ом и почти 4 кВт на канал при 2 Ом. ОГИ+шум: <0,008%, 20 Гц – 20 кГц. Соотношение сигнал/шум: >126 дБ, А-взвешенное (без указания референсного уровня). Максимальное выходное напряжение: 90 В RMS, 20 Гц – 20 кГц. Пиковый выходной ток: ограничен 100 А. Частотный диапазон: 20 Гц – 40 кГц, -0,5 дБ. Входной импеданс: 100 кОм (балансный, небалансный). Входная чувствительность при полной выходной мощности на 8 Ом: 3 В. Демпинг-фактор: 250.

Размеры: Усилитель: 483х185х635 мм. Вес: 45 кг. Блок питания: 483х185х615 мм. Вес: 68кг.

Измерения
Я проводил измерения Musical Fidelity Titan, используя в основном топовую измерительную систему Audio Precision SYS2722; для некоторых тестов я также пользовался винтажным комплектом Audio Precision System One Dual Domain. Прежде чем проводить какие-либо тесты усилителя, я заставил его поработать в течение 60 мин на 1/3 от заявленной мощности на 8 Ом, что с точки зрения температурного режима является наихудшими условиями для усилителя, работающего в классе А или классе АВ. Для Titan это означало работу с мощностью 300 Вт на канал при 8-омной нагрузке. Такая мощность является почти предельной для моей тестовой нагрузки, так что я вынужден был сократить данный тест до 25 мин. Внутренний вентилятор включился после 20 мин. работы на данном уровне мощности, а к 25-й минуте основное шасси усилителя было горячим, хотя и не слишком. Шасси источника питания оставалось холодным.

Коэффициент усиления по напряжению оказался одинаковым для балансного и небалансного входа и составил 30,17 дБ, что на 4 дБ выше большинства обычных усилителей, произведенных в США. Оба входа сохраняют абсолютную полярность, т.е. не инвертируют сигнал. XLR-разъемы имеют сигнальный пин 2 в соответствии со стандартом AES. Входной импеданс соответствует спецификациям на низких и средних частотах и составляет 100 кОм для несимметричного входа и вдвое больше для балансного. На 20 кГц его величина падает до 66 кОм для несимметричного входа и до 180 кОм для балансного. Ни то, ни другое падение не приведет ни к каким заметным последствиям в работе усилителя.

С учетом того, что Titan имеет шунтированный выходной каскад, его выходной импеданс оказался ожидаемо низким – менее 0,08 Ом на басе и средних частотах. На высоких частотах данная величина немного растет и достигает 0,2 Ом на верхней границе частотного диапазона. Изменение частотного отклика усилителя из-за взаимодействия между усилителем и нашим искусственным тестовым громкоговорителем оставалось в пределах 0,1 дБ (рис.1, серый график). Усилитель обладает широкой полосой пропускания слабого сигнала на 8 Ом (рис.1 синий и красный графики); точка -3 дБ соответствует 125 кГц, что выражается хорошей передачей прямоугольного сигнала частотой 10 кГц с быстрым ростом и отсутствием перегрузок или звона (рис.2). Частотный диапазон немного сужается при низком импедансе нагрузки из-за увеличения выходного импеданса на высоких частотах, но, все же, кривая отклика испытывает падение всего лишь на 0,5 дБ на частоте 20 кГц на нагрузке 2 Ом (рис.1 зеленый график).

titan5.jpg

Рис.1
Частотный отклик Musical Fidelity Titan на 2,83В при работе на следующие нагрузки: искусственный громкоговоритель (серый), 8 Ом (левый канал – синий, правый –красный), 4 Ом (левый голубой, правый пурпурный), 2 Ом (зеленый).

titan6.jpg

Рис.2
Musical Fidelity Titan, прямоугольный сигнал малой амплитуды на нагрузке 8 Ом. С учетом двойной монофонической конструкции, разделение каналов на 10 кГц оказалось относительно небольшим – 80 дБ, впрочем, на 1 кГц данная величина возрастает до 100 дБ. Усилитель оказался необычайно тихим и обладает широчайшей полосой воспроизведения, невзвешенное соотношение сигнал шум (на 2,83 В при 8-омной нагрузке) составило 83,5 дБ, возрастая до 96,1 дБ при А-взвешенном измерении. Если учесть огромную выходную мощность, то можно смело заявлять, что Titan имеет достаточные динамические возможности для того, чтобы соответствовать всем требованиям, которые предъявляют самые лучшие записи высокого разрешения. На рис.3 показана зависимость величины ОГИ+шум на выходе усилителя Titan от величины долговременной мощности. В соответствии со спецификацией, усилитель имеет мощность 1 кВт на канал при нагрузке 8 Ом. Я провел измерения мощности при начале клиппирования (1% ОГИ) при работе одного канала и она составила 1050 Вт (30,2 дБВт). Напряжение в сети, значение которого при выключенном усилителе составляло 125,7 В, при этом упало до 122,4 В. При подключении 4-омной нагрузки усилитель перешел в режим клиппирования на 1700 Вт (29,3 дБВт), напряжение в электросети при этом упало до 119 В. На 2 Омах с одним работающим каналом Titan начал клиппировать на 2,2 кВт (27,4 дБВт), а напряжение в сети упало до 116 В.

titan7.jpg

Рис.3
Зависимость величины искажений Musical Fidelity Titan (%) от долговременной выходной мощности на частоте 1 кГц при нагрузке (снизу вверх): 8, 4 и 2 Ом. Несмотря на то, что рис.3 показывает, что искажения росли с уменьшением импеданса нагрузки, Titan следует признать невероятно линейным усилителем. Для того чтобы быть уверенным, что я наблюдаю именно искажения, а не фоновый шум, который, впрочем, как уже упоминалось ранее, был также очень низким, я построил график зависимости величины ОГИ+шум от частоты (рис.4) на очень высоком уровне: 29 В! При нагрузке 8 Ом (синий и красный графики) и 4 Ом (голубой и лиловый графики) значение ОГИ+шум немного возрастает с увеличением частоты. И только на нагрузке 2 Ом (зеленый график) можно увидеть хоть сколько-нибудь заметный рост в ОГИ, который, впрочем, не достигает значительного уровня.

titan8.jpg

Рис.4
Зависимость ОГИ+шум (%) усилителя Musical Fidelity Titan от частоты при 29 В при нагрузке: 8 Ом (левый канал – синий, правый – красный), 4 Ом (левый – голубой, правый – лиловый) и 2 Ом (зеленый) Впрочем, даже в этом случае, доминирующей является субъективно безвредная третья гармоника (рис.5). Этот график был построен при мощности 400 Вт, отдаваемой на 4- омную нагрузку с учетом усреднил результатов 32 измерений. Сначала я проводил этот тест при одновременной работе обоих каналов усилителя, но, к сожалению, предохранитель 20А источника внешнего электропитания перегорел уже после первой минуты, когда были проведены только 24 измерения, так что я повторил свои испытания, ограничившись только одним каналом. Так же как и в случае с испытанием на максимальную мощность, данный тест показывает, что у владельца Titan будет отличный повод произвести апгрейд своей домашней электропроводки, если он хочет получить максимум возможностей от усилителя, за который он заплатил.

titan9.jpg

Рис.5
Форма 1 кГц волны при мощности 398 Вт, подаваемой на 4-омную нагрузку (верхний график), 0,0024% ОГИ+шум; форма искажений и шума (нижний). Рис.6 показывает спектр выходного сигнала Musical Fidelity при воспроизведении сигнала с частотой 50 Гц с мощностью 205 Вт и импедансом нагрузки 8 Ом. И вновь, третья гармоника является доминирующей, если конечно слово «доминирующая» вообще может быть употреблено к величине, уровень которой на 110 дБ ниже основной волны. На этом графике видно, что сигнал левого канала (синяя кривая) является даже более линейным, чем в правом канале (красная кривая). Если не считать второй гармоники (чей уровень составляет порядка -120 дБ), на графике не видно больше ни одной четной гармоники. Все нечетные гармоники более высоких порядков имеют величину менее -120 дБ (0,0001%). Уменьшив импеданс нагрузки в два раза, т.е. до 4 Ом, я получил спектр, показанный на рис.7; вторая, третья и пятая гармоники выросли примерно на 10 дБ, но заметьте, что даже с учетом возросших требований к току, который должен обеспечивать источник питания, 120-Гц компоненты спектра по прежнему имеют уровень -117 дБ (в правом канале) и -124 дБ (в левом). Этот усилитель имеет поистине титанический блок питания!

titan10.jpg

Рис.6
Musical Fidelity Titan. Спектр синусоидальной волны с частотой 50 Гц, мощность 205 Вт, нагрузка 8 Ом (левый канал синий, правый – красный, линейная шкала частот).

titan11.jpg

Рис.7. Musical Fidelity Titan, спектр синусоидальной волны частотой 1 кГц, мощность 400 Вт, нагрузка 4 Ом (левый канал – синий, правый – красный, линейная шкала частот). Наконец, я провел тест, одновременно подавая на Titan два сигнала с частотой 19 и 20 кГц, имеющие одинаковые уровни. Усилитель при этом работал всего лишь в паре децибел от клиппирования (рис.8). Все интермодуляционные составляющие при этом не превышали уровня -80 дБ, а вторая гармоника и разностная гармоника на 1 кГц не превышали -112 дБ (0,00025%).

titan12.jpg

Рис.8
Musical Fidelity Titan, высокочастотный интермодуляционный спектр, 19+20 кГц при мощности 1000 Вт и нагрузке 4 Ом (линейная шкала частот). Обладая невероятно высокой выходной мощностью и широчайшим динамическим диапазоном, Musical Fidelity Titan обладает показателями шума и искажений, которые характерны скорее для высококлассного предусилителя, а не для усилителя мощности. С технической точки зрения – это выдающийся усилитель. Единственное о чем я пожалел, так это о том, что ни у усилителя ни у внешнего источника питания нет ручек для переноски. Перемещение Titan в комнату прослушивания или в тестовую лабораторию – это совсем нетривиальная задача, требующая усилий как минимум двоих человек. Внешний дизайн усилителя не предполагает возможности размещения рукояток на передней панели, но пара горизонтально ориентированных ручек в нижней части задней панели каждого из устройств оказала бы существенную помощь и снизила бы риск повредить себе пальцы.
Джон Аткинсон

Майкл Фремер, Журнал Stereophile