Винил и его последствия

03.03.2010 Возврат к списку Просмотрено: 2750 раз

  Почему так быстро “умер” компакт-диск?
Из-за чего SACD и DVD-Audio не прижились?
“Смерть” или полусмерть компакт-диска наступила благодаря распространению записей при помощи Интернета. Легальному и нелегальному, хотя те, кто распространяет записи бескорыстно, действуют, может быть, и аморально — но с точки зрения уголовного права не преступники. И дело тут даже не в “ай-подлых” детишках в капюшончиках с эм-пи-три файлами — сегодня можно скачать практически любой коммерческий компакт-диск в его изначальном, то есть несжатом виде. Это просто удобно — хранить музыку на жестких дисках: нет необходимости захламлять жилище пыльными коробками с “сидишками” и разводить в них моль, тараканов и клопофф...

А современные алгоритмы сжатия звукоданных без потерь — такие, как Monkey Audio (файлы с расширением “ape”), WavePack (расширение “wm”) и FLAC (расширение “flac”), — позволяют сохранить место на жестком диске. Например, все альбомы “КИССов” или Golden Earrings займут около 30 Гбайт дискового пространства, а будучи сжаты при помощи алгоритма Monkey Audio, они же уместятся в 17 Гбайт. Алгоритмы, названия которых перечислены выше, используют щадящие способы сжатия звукоданных: они не подвергаются пересчету с представлением их с меньшей разрядностью, не урезается и частота дискретизации — вместо этого стереофайлы пытаются представить как моно с добавлением информации для восстановления стереоформата на этапе декодирования; в худшем случае мы можем получить несколько “растянутое стерео”— но ведь на свете много людей, слышащих всего одним-единственным ухом (например, Пол Стэнли), для которых намного важнее точность передачи звучания инструментов и голосов, а пространственные характеристики записи — дело десятое.

Вся полезная информация, включая сжатие по методу HDCD, при использовании всех трех алгоритмов полностью сохраняется. Единственное, что способно повлиять на качество звучания при воспроизведении таких файлов, — это скорость их декодирования; чем она выше, тем меньше временные искажения. Если задействован слабый одноядерный процессор, то звучание при воспроизведении этих файлов может огрубляться и терять плотность звука, однако при их декодировании силами любого современного двухъядерного процессора скорость достаточна для того, чтобы временны’е искажения оставались незаметными на слух по сравнению с воспроизведением этих же записей в несжатом виде. Чем мощнее процессор — тем точнее и лучше звучание.

Эффективность работы всех трех архиваторов примерно одинакова — а различия между ними лежат в коммерческой плоскости: если FLAC бесплатен для всех, то Monkey Audio и WavePack бесплатны только для пользующихся ими граждан, а производители электронного оборудования, способного декодировать эти файлы, должны платить их разработчикам лицензионные пиастры. Таким образом, компакт-диски сегодня интересны только коллекционерам....

Теперь посмотрим на недостатки SACD и DVD-Audio
Первый формат ущербен, прежде всего, благодаря своей вторичности: новых записей выходит очень мало, а переиздания старых альбомов почти бессмысленны — ведь на оригинальных грампластинках они звучат лучше. В Интернете очень популярны перезаписи с грампластинок, выполненные в домашних условиях при помощи высококлассных проигрывателей и звукоснимателей.

Некоторые даже покупают вместо качественных звуковых карт, работающих с ИКМ-звукоданными (ИКМ — импульсно-кодовая модуляция — наиболее распространена при оцифровке звука со времен появления цифровой звукозаписи в начале 70-х), ШИМ-рекордеры (представление звукоданных с широтно-импульсной модуляцией — ШИМ — получило распространение в 90-е годы благодаря засилию “однобитовых” АЦП и ЦАП, которые работают звукоданными в таком виде на стадиях преобразования) для записи SACD — чтобы переписывать грампластинки. Но вот что любопытно — в процессе обсуждения такой деятельности почти все новоиспеченные владельцы ШИМ-рекордеров приходят к одному и тому же выводу: оригинальные аналоговые записи на “вертушках” звучат все равно лучше, чем то, что они сотворили при помощи ШИМ-рекордеров. И вот эти люди начинают, наконец, уделять полное внимание проигрывателям винила — и собирать грампластинки, чтобы слушать их в первозданном виде.

Совсем иначе обстоит дело с записями в формате DVD-Audio: алгоритм MLP сжимает данные с их деградацией — представлением с меньшей длиной слова и частотой дискретизации, — то есть является частотно-динамическим компрессором-экспандером... Поэтому большинство записей на DVD-Audio если и звучат интереснее, чем на CD-изданиях, то только благодаря иной звукорежиссуре и (или) “многоканальности”.

И опять “ослик бегает по кругу” — зачем переписывать грампластинки, да еще и тратить время для их перевода в ШИМ-форму и обратно в ИКМ? Сколько можно заряжать одну и ту же пушку? И в кого стреляет пушка “акул грамзаписи”? Получается, что цифровых форматов развелось слишком много — не предоставляя людям ни нового качества звука, ни дополнительных потребительских удобств, они только разоряют потребителя: ему приходится оплачивать все новые лицензионные поборы при покупке мультиформатного проигрывателя. Получается, что аллегорическая пушка предназначена для проделывания дыр в наших с вами карманах. Смотрите — в истории грамзаписи были две революции: первая, качественная, произошла в 40-е годы прошлого века с изобретением долгоиграющих грампластинок; вторая — потребительская — случилась с появлением компакт-диска, когда люди проголосовали деньгами за удобство использования даже в ущерб качеству звука. А что предлагают SACD и DVD-Audio? Ничего нового...

Вот она — альтернатива
Многие серьезные музыканты заявляют, что цифровая запись звука только для того и пригодна, чтобы массово распространять новые альбомы через Интернет — с целью заманивания публики на концерты, а взыскательным слушателям лучше покупать их альбомы на грампластинках. Они не желают связываться ни с SACD, ни с DVD-Audio — и предлагают гурманам звука старый-добрый “винил”. Только “КИССы”, например, сразу пришли к такому выводу еще на заре DVD-Audio и SACD; другим же — например, Нопфлеру — понадобились годы проб и ошибок для того, чтобы правильно осмыслить ситуацию. Вот мы и подошли к главному: продажи грампластинок неуклонно растут, а проигрыватели, звукосниматели, тонармы и фонокорректоры обсуждают в Интернете даже очень молодые люди. И активно ими пользуются. Не исключено, что через несколько лет грампластинки станут единственным источником качественного звука в домах людей по всему миру, а цифровые записи будут слушать исключительно в дороге и на прогулках — при помощи плеерочков и автоаудиосистем.

И где они, эти пластинки?
В нашей стране с грампластинками и аппаратурой для их воспроизведения дела обстоят пока очень плохо: все это выдается за нечто “хламурное” либо же за атрибуты совдеповского прошлого. В масс-медиа проигрыватели представляются как “это такое ретро” устами самопровозглашенного “Императора звука” В. Соловьева, который занимается пропагандой воспроизведения грампластинок при помощи сувенирных игрушечных проигрывателей с пьезоголовками и корундовыми иглами...

И при таком отношении к делу рынок аппаратуры для воспроизведения грампластинок у нас приобретает вычурные формы. В разделах “Частные обьявления” сайтов беснуются “шпикулянты”: они наперебой предлагают собранные по помойкам японские звукосниматели с подвижным магнитом и коническими иголками за бешеные деньги. Не лучше обстоит дело и с грампластинками — подержанные продаются по цене новых; и речь идет не о коллекционных их изданиях, а самых что ни на есть ширпотребных.

В апреле 2008 года в новостях “Российского” телеканала промелькнул сюжет о том, что некая милая девушка собирается восстановить производство грампластинок в стенах бывшего Апрелевского завода. Девушка в сюжете отсутствовала — присутствовала лишь ее фотография с “КИССами” в обнимку. Вместо нее в кадре мелькал барыга, скупающий “пласты” у разного рода запойных пьяниц с целью перепродажи другим, таким же, “клиентам”; звучали дежурные слова о ретро, “костях”, “стилягах” и “плесени”...

Апрелевская девушка напомнила мне другую девушку, Шурочку — она выращивает манулов в питерском зоопарке (сюжет находится по адресу http://rutube.ru/tracks/ 757554.html). Шурочкиных манульчиков знает в лицо вся питерская ребятня, а апрелевских “КИССов” до сих пор никто не видел. Не к первому ли апреля был приурочен сей репортаж?

В сложившейся ситуации я считаю своим святым долгом пропагандировать правильное отношение к грампластинкам и “вертушкам”. Итак, винил — это не “ретро”, не рухлядь и не “хламур”, а настоящее и ближайшее будущее качественного звука. И относиться к нему нужно серьезно. Серьезнее, чем к DVD-Audio и SACD, являющимся его, винила, бледной тенью.

В ближайших номерах я расскажу о приспособлениях, способных исправить недостатки многих недорогих вертушек. Расскажу о принадлежностях для чистки игл и грампластинок, средствах ухода за ними. И, разумеется, о звукоснимателях.

Источник: журнал АудиоМагазин 1 2010