Целая половина

01.02.2012 Возврат к списку Просмотрено: 1745 раз
В массовом сознании серьёзная техника обычно ассоциируется с солидными габаритами и весом, поэтому аппараты «половинной» ширины нередко вызывают скептицизм. Между тем современная микроэлектроника позволяет уменьшить размеры устройств без ущерба для их качества и функциональности. В первую очередь это справедливо для слаботочного оборудования — источников, предварительных усилителей, фонокорректоров, ЦАПов, поскольку им не требуется громоздкий блок питания. Не случайно в компактной серии M1 у Musical Fidelity нет усилителя мощности, хотя в будущем его появление вполне возможно, ведь прогресс не стоит на месте. Хотя пока он движется в несколько ином направлении.

ЦЕЛАЯ ПОЛОВИНА
На самом деле, конечно, у прогресса множество путей, но некоторые из них особенно значимы, поскольку меняют сам образ, принцип нашего взаимодействия с контентом (музыкой и видео) и, как следствие, с воспроизводящей его техникой. Процесс этот начался достаточно давно, и мы уже писали об этом в 2005-м*, но сейчас он зашёл так далеко, что игнорировать его могут только самые упёртые консерваторы. Если коротко, его суть — в постепенном переходе от дисков к файлам, которые «отвязываются» не только от вещественного носителя, но и от «точки воспроизведения», уходя в сеть, причём не только домашнюю, но и глобальную, благодаря и современным проекторам. Уже появились сервисы (например, Google Music), которые, помимо скачивания, обеспечивают прослушивание музыки непосредственно из Сети. Если так пойдёт и дальше, то через какое-то время ретроградами будут казаться меломаны, которые держат свои файловые коллекции на домашних накопителях вместо того, чтобы слушать их прямо из «облака». Впрочем, не станем забегать далеко в будущее — настоящее тоже очень интересно.

Техника, способная воспроизводить файлы по сети, становится всё более популярной. Более того, она начала активно появляться в сегменте Hi-Fi — прежде подобная аппаратура относилась главным образом к категории «custom install» и уже только поэтому была экстремально дорогой. Либо рассчитана на пользователей портативных гаджетов и не могла удовлетворить требовательных к качеству любителей музыки. Именно для таких людей создавалась новая модель Musical Fidelity из серии M1, получившая звонкое название Clic.

Несмотря на следование актуальному тренду, аппарат получился довольно необычный. И, на мой взгляд, обречённый на успех. Никто из производителей до сих пор не догадался объединить в компактном корпусе предварительный усилитель, USB-ЦАП с двумя коаксиальными и оптическим входами, сетевой плеер с беспроводным Wi-Fi-адаптером и приёмник интернет-радио. Новинку особенно оценят меломаны, не обладающие свободным местом для размещения полноразмерной аппаратуры или вынужденные часто переезжать с места на место. Достаточно обзавестись приличными головными телефонами, достойным «ушным» усилителем (например, M1 HPA) и контроллером M1 Clic, и всё — готова высококачественная музыкальная система в габаритах всего одного стандартного компонента и с практически неограниченными возможностями для дальнейшего расширения. Например, если взыграет тоска по минувшим временам, можно добавить CD-транспорт M1 CDT или виниловую вертушку и фонокорректор M1 ViNL. А если появится возможность для размещения акустики — докупить оконечный усилитель Musical Fidelity, скажем, из серий M6 или AMS, благо они оформлены в той же стилистике, что и M1.

БЕРЕГИ ПУЛЬТ СМОЛОДУ
По аналогу к контроллеру можно подключить до трёх источников, по цифре — ещё четыре (два по коаксиалу, один по оптике и iPod или другое устройство Apple — по USB). Выбор — через графический интерфейс на дисплее с помощью пульта ДУ. Переключателя на фронтальной панели нет, равно как и регулятора громкости, поэтому следует беречь пульт как зеницу ока — обойтись без него будет невозможно.

Разъёмы USB не равноценны: тот, что расположен на фронтальной панели, предназначен для накопителей (HDD или flash). Тот, что сзади — исключительно для портативной техники Apple. Само собой, это подключение сугубо цифровое — аппарат эмулирует iTunes и одновременно осуществляет зарядку.

Выходы — только аналог стерео, но две пары — на одной сигнал фиксированный, на другой — изменяемый. Регулировка громкости возможна только с пульта — на фронтальной панели никаких органов управления, кроме кнопки POWER, нет. Обычно такой аскетизм присущ аппаратам с сенсорным дисплеем, да и то не всегда. Как бы то ни было, но сенсорный дисплей привёл бы к неизбежному увеличению цены, поэтому обойдёмся без него, одним лишь пультом.

Разъёмы RCA — блочные (они впаиваются непосредственно в плату), а потому могут не «потянуть» тяжёлые кабели с крупными коннекторами. Замечу попутно, что серьёзные разъёмы (RCA и акустические) появляются у техники Musical Fidelity начиная с серии M6 — таково кредо фирмы, и с этим ничего не поделаешь. Впрочем, особого значения это не имеет — думаю, большинство обладателей M1 Clic никаких внешних аналоговых источников подключать к нему не будут. Потому что незачем.

ЛОВИСЬ, МУЗЫКА, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ
Вне зависимости от того, умеете ли вы переводить компакт-диски в файлы, есть ли в вашей сети музыкальные серверы или нет, контроллер не даст скучать. Поскольку в нём есть приёмник интернет-радио с огромным количеством предустановленных и заботливо рассортированных по жанрам и регионам станций. Чтобы он заработал, требуется лишь подключить устройство к сети.

085.jpgВозможно это двумя способами: традиционно и без затей витой парой к роутеру или по беспроводному каналу, благо Wi-Fi-адаптер здесь встроенный. Если роутер расположен неподалеку и уровень сигнала достаточен, можно привернуть антенну непосредственно к разъёму на задней панели. Для более сложных случаев предусмотрен двухметровый удлинитель с магнитной подставкой. Однако надо учитывать, что при беспроводном соединении ограничивается частота сэмплирования цифрового потока, максимум — 24 бита/96 кГц, в то время как по витой паре можно воспроизводить вплоть до 24 бит/192 кГц.

Имеются определённые ограничения и для интерфейсов Toslink (до 24 бит/96 кГц), и для USB-ЦАПа (до 24 бит/48 кГц), однако реальных проблем это создавать не должно, поскольку основным источником для M1 Clic, на мой взгляд, должна быть сеть.

В роли сетевого источника, то есть сервера, может использоваться компьютер с достаточно ёмким HDD или внешний NAS (Network Attached Storage — сетевой накопитель) с RAID-массивом, что обеспечит надёжное хранение фонотеки. Жёсткие диски, как известно, нагреваются и шумят, поэтому желательно отнести их подальше от аудиосистемы, и сеть делает это реально возможным.

Для воспроизведения музыки используется весьма распространённый протокол UPnP. Правда, имейте в виду, что его поддерживают далеко не все доступные NAS — это следует учесть при выборе такого устройства. Сервер источник выбирается в настройках, при необходимости его можно достаточно быстро сменить через меню. Сортировка контента — по основным тэгам (исполнитель, альбом, название трека и т.д.),возможно и простое отображение папок с файлами. Все популярные музыкальные форматы поддерживаются (полный перечень приведён в разделе «Объвот плейлисты должны быть в формате M3U — файлы CUE не отображаются, соответственно, FLAC-образы могут воспроизводиться только целиком, без разбивки на треки.

СХВАТКА С ТЯЖЕЛОВЕСОМ
Чтобы оценить музыкальные способности M1 Clic, сравнивал его с внешним ЦАПом PS Audio PerfectWave DAC, который весит в три раза больше, чем контроллер Musical Fidelity, да и продаётся более чем в полтора раза дороже, хотя является лишь цифроаналоговым конвертором и больше ничем. В роли цифрового транспорта с референсным ЦАПом использовался специализированный компьютер.

Разница в звучании на удивление невелика. Лично мне больше по вкусу звуковой почерк PS Audio, однако утверждать, что он играет категорически лучше, я бы не стал. Да, M1 Clic звучит чуть суше, чем референс, однако знаю людей, которым такая строгость по нраву. Он склонен акцентировать удары — вот это точно понравится любителям рок-музыки. Слегка упрощает, упуская мелкие подробности. И это тоже можно трактовать по-разному — излишнее внимание к деталям может отвлекать от главного, нанося ущерб музыкальной выразительности. Пожалуй, единственная весомая претензия к M1 Clic — лёгкая компрессия, заметная на симфонической музыке. Тоже на самом деле вопрос вкуса, поскольку у записей с поджатым динамическим диапазоном есть и противники, и сторонники, причём последних явно больше, иначе фирмы грамзаписи не выпускали бы диски с динамическим диапазоном (DR — dynamic rate) 7 вместо нормальных 11 — 12.

Всё это касается воспроизведения файлов с разрядностью 16 бит и частотой сэмплирования 44,1 кГц. На 24-битном материале с частотой сэмплирования 96 или 192 кГц разница между M1 Clic и PerfectWave DAC становится исчезающе малой. Из чего напрашивается вывод: собирайте фонотеку из файлов высокого разрешения, и тогда M1 Clic — вне конкуренции.

ПОРАДОВАЛО
Корпус «половинной» ширины в сочетании с богатой функциональностью. Для аппарата этой ценовой категории звучит очень достойно.

НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Нет выбора входов, а также регулятора громкости на фронтальной панели, хотя бы электронного. Не показывает параметры воспроизводимого файла.


Источник: журнал Салон Audio Video | январь 2012