МЕДИАТОР

17.02.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2994 раз
Медиатор — третье нейтральное, независи-
 мое лицо (посредник, примиритель),помо-
гающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
Wikipedia

В аудиосистеме роль посредника отведена усилителю. Его задача — выбрать сигнал от нужного источника и с минимальными искажениями преобразовать его в вид, приемлемый для акустических систем. А кроме того, контролировать движение диффузоров, не ограничивая их свободы, но и не допуская излишних вольностей. Эту отнюдь не простую задачу каждый серьёзный разработчик решает по-своему.

НОВОЗЕЛАНДСКАЯ Plinius Audio выпускает усилители более тридцати лет. Эта компания, собственно, и положила начало аудиоинду- стрии в стране, изначально ориентированной на сельское хозяйство. Выйти на мировой рынок ей удалось не сразу, но изделия с ори- гинальной схемотехникой и бескомпромиссным изготовлением в конце концов завоевали признание аудиофилов во многих странах.   
   
Благодаря характерному дизайну современные компоненты Plinius не спутаешь ни с какими другими, что мы и видим на примере нового интегральника Hautonga. Лицевая панель из толстой алюминиевой полосы закруглена с большим радиусом и плавно пере- ходит в боковые стенки. За счёт этого корпус смотрится намного изящнее, чем стандартный прямоугольный бокс. Спереди лишь ручка громкости, кнопки коммутатора входов и крупный логотип, выполненный глубокой гравировкой по металлу. Подстройка стерео- баланса и подключение головных телефонов не предусмотрены.
   Усилитель рассчитан на подключение ше- сти источников, в т.ч. и винилового проигрывателя с МC-головкой. Фонокорректор построен исключительно на дискретных элементах, никаких микросхем в звуковом тракте нет. Усиление в режимах High и Low составляет 66 и 60 дБ, чего достаточно для картриджей даже с очень низким выходом. В частотнозадающих цепях — элементы аудиофильского качества с жёсткими допусками.

   Вход CD переключается с RCA на XLR, на задней панели также имеется тумблер GROUND LIFT для предотвращения земplinus2.pngляных петель при балансном соединении. Предусмотрен и режим Home Theater, в котором сигнал подаётся непосредственно на усилитель мощности, а громкость регулирует- ся в центральном процессоре. Для интеграции в подобную систему предназначены триггер- ный вход и выход.

     В каждом канале четыре выходных клеммы (оригинальные WBT), запараллеленных попарно, так что при желании акустику можно включить по by-wiring.    

    Пульт ДУ выглядит очень нетривиально. Это внушительный брусок алюминия длиной почти 30 см с большими круглыми кнопками, сосредоточенными спереди, а свободная задняя часть служит рукояткой. Вещь удобная, но уж очень массивная и непривычная для руки. Пульт рассчитан на работу не только с усилителями, но и с источниками Plinius.

    Не удержался и аккуратно открыл крышку усилителя. Компоновка классическая: на ниж- нем этаже шасси расположен силовой трансформатор диаметром с приличное блюдце, по бокам на мощных теплоотводах закреплены усилители мощности левого и правого каналов. Плата управления входами, система защиты и фонокорректор (внушительная по размеру плата во всю глубину корпуса) — на втором этаже. Источники коммутируются реле Axicom с минимальными потерями качества.

Главная особенность усилителей Plinius в том, что в оконечных каскадах используются транзисторы одной проводимости. За счёт это- го при больших токах обеспечивается полная идентичность плеч двухтактного усилителя, что невозможно даже при тщательном подборе комплементарных пар. При этом снижаются все виды искажений, что, в свою очередь, позволяет уменьшить глубину общей обратной связи, и это всегда благоприятно сказывается на звучании. Должен заметить, что подобной идеологии придерживаются и другие авторитетные производители, в частности, Naim и Quad.

   Нагрузочная способность усилителя внушает уважение: каждый канал раскачивается шестью 130-ваттными транзисторами Sanken 2SC3263Y, а отдаваемый в нагрузку пиковый ток может достигать 40 А. В усилителе имеется защита от перегрузок, но эта система беспокоится за акустику, а не усилитель, поскольку последний не боится даже коротких замыканий на выходных клеммах. Он оснащён современной системой диагностики на микропроцессоре, и если режимы отличаются от штатных, колонки будут моментально отключены.

   Последний раз технику Plinius я слушал около десяти лет назад, и было очень интересно, как она воспримется сегодня. Редкий случай, когда звучание абсолютно нового усилителя не изменилось после прогрева, который мы обязательно проводим перед прослушиванием — свой характер со всеми нюансами и особенностями Hautonga показал в первые же минуты после включения. Первое, что замечаешь сразу — очень открытая и ясная подача, и при этом с явно ощутимой энергетикой. Симфонический оркестр [1] с поистине огромным динамическим диапазоном и широчайшим частотным спектром звучит прозрачно, мощно и свободно. Усилитель достаточно точен, чтобы удовлетворить придирчивого аудиофила, но сам не страдает маниакальным пристрастием к мелочам, нейтрален, но не холоден, энергичен, но не распущен. На некоторых треках ощущалась мощная инфранизкая составляющая, благо- даря которой звучание приобретает масштаб и основательность, достовернее формируется атмосфера зала. Единственное, на что можно посетовать — некоторый пространственный беспорядок на сложных фрагментах и при большой громкости, когда инструменты теряют локализацию, начинают как бы забивать друг друга.

Главная особенность усилителей Plinius в том, что в оконечных каскадах используются транзисторы одной проводимости.plinus3.png 

Именно на классической музыке чувствуется, что усилитель тщательно продуман, его привлекательность заключается в сочетании точно сбалансированных черт характера. Одна из них, и довольно редкая — способность держать паузу, что подчёркивает мастерство, слаженность оркестра и придаёт законченность музыкальному произведению. Конечно, это заслуга и источника тоже, но в конечном итоге определяется взаимодействием усилителя с акустикой, его способностью контролировать инерцию диффузоров и адекватно передавать начало быстрой атаки. Что даёт заметный выигрыш и на совершенно ином жанре — Laibach, «Anthems» [2] с жёстким электронный спектром, убойной энергетикой и (иногда) сложным ритмическим рисунком. Ни малейших признаков раз- демпфированности акустики, удары быстрые, резкие, но не пересушенные. Т.н. «каши» не чувствуется даже на очень плотных компози-циях, на фоне мощнейших звуковых ударов отчётливо слышны и второстепенные детали звуковой картины. Компрессии нет тоже, раз- борчивость на пиках громкости не теряется, ну разве что совсем чуть-чуть. Тембральная разборчивость пусть не феноменальная, но вполне достаточная, чтобы такой звуковой беспредел не вызывал слухового дискомфорта.

   Теперь самое время сыграть на контрасте и оценить микропоказатели по вылизанным аудиофильским записям [3]. Гармоническое разрешение на камерных составах велико- лепное, доносятся малейшие тембральные оттенки инструментов и вокала.

   Да и звуковая сцена оказалась довольно глубокой — большая часть панорамы разворачивалась за линией колонок, при этом они словно устранились от формирования виртуальных образов, которые возникали будто сами по себе. Тонкие динамические контрасты передаются точно и натурально, что при- даёт воспроизведению реальную живость, и особенно это чувствуется на записях, сделанных без компрессии и иной обработки.

Hautonga достаточно точен, чтобы удовлетворить придирчивого аудиофила, но сам не страдает маниакальным пристрастием к мелочам.  plinus4.png
 
 Усилитель, конечно, недешёв, но это универсальный современный аппарат, не имеющий явных жанровых предпочтений. Его характер по достоинству оценит и профессиональный звукорежиссёр, и меломан, для которого главное — суть музыкально- го произведения. Он звучит убедительно с точки зрения динамики, сочетает точность и эмоциональность, правильно выстраивает пространство и преподносит массу подробностей. У него нет особенно ярких черт, но это именно нейтральность, а не холодность, почти профессиональная толерантность к любому звуковому материалу. А уж нужные акценты в конкретной системе всегда можно расставить подбором кабелей, столь тонкие натуры, как Hautonga, живо отзываются даже на лёгкий твикинг. plinus9.png

Редкая черта — способность держать паузу, что подчёркивает мастерство, слаженность оркестра и придаёт законченность музыкальному произведению.

Сухие цифры
Выходная мощность (0,2%, 20 Гц — 20 кГц), Вт
на нагрузке 8 Ом 2 х 200
на нагрузке 4 Ом 2 х 280
Диапазон усиливаемых частот, Гц
- при неравномерности (±0,2 дБ) 20 — 20000
- при неравномерности (±3 дБ) 5 — 70000
Уровень нелинейных искажений (8 Ом, 200 Вт), % 0,05
Пиковый выходной ток, А 40
Скорость нарастания выходного напряжения, В/мкс 50
Усиление, дБ
- с линейных входов до акустических клемм 40
- с входа Phono до линейного выхода
в режимах Low/High 60/66
Отношение сигнал/шум
(не взвешенный, 20 Гц — 20 кГц), дБ 90
Напряжение на линейном выходе, мВ 190
Входное сопротивление, кОм 47
Габариты, мм 450 х 400 х 120
Масса, кг 14
Цена, руб. 200000

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись, сделанная c образцовым качеством — высоким разрешением и колоссальным динамическим диапазоном
  2. Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004. Очень плотное заполнение звуковой сцены и потрясающая динамика. Если в тракте есть даже малейшая компрессия, она будет обязательно заметна, особенно на концертных треках
  3. «20th Anniversary of Chesky Records». 2 CD, Chesky Records, 2006. Сборник аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом

КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 ($4186)

Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300)

Кабели: - межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.) - акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.) - сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)

Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)

Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА
Путь к широкой известности для новозеландской компании Plinius Audio не был простым и коротким. Основанная в 1980 г., она добилась мирового успеха лишь через 12 лет благодаря выпуску оконечного усилителя SA-250 мощностью 2 х 250 Вт в классе А (на фото).
plinus5.png

 Для того времени проект был довольно внушительным — этот монстр не помещался ни в одну стойку и весил около 60 кг, что усложняло транспортиров- ку и инсталляцию. Привлекал взгляд и новый дизайн — все предшествующие модели Plinius имели вид непрезентабельных чёрных ящиков
plinus6.png с красными надписями на лицевой панели. Несмотря на это, они неплохо продавались в Новой Зеландии, поскольку с точки зрения звучания конкурентов было немного. Очень скоро SA-250 был замечен европейскими аудиофилами (в чём не- малую роль сыграла пресса), а американские были от него просто в восторге — наконец-то появилась достойная альтернатива Krell и Mark Levinson. Сейчас Plinius — крупная компания, изделия которой поставляются в 35 стран мира. В её каталоге CD- проигрыватели, предвари- тельные, интегральные и оконечные усилители класса High End, а также недавно вышедший сетевой плеер Tiki. Проектированием техники занимаются два новозеландских аудиогуру — Гэри Моррисон и Росс Стивенс, которые также сотрудничают с компаниями PureAudio и Perreaux.

plinus7.png
Зависимость КНИ от выходной мощности Plinius Hautonga

Уровень искажений чрезвычайно низок — от 0,005 до 0,008 % на 8 Ом и примерно вдвое выше на 4 Ом в диапазоне мощностей от 0,05 до 180 Вт. Максимальная выходная мощность (при КНИ = 1%) у данного экземпляра усилителя 220 и 250 Вт, т.е. при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое она увеличивается всего в 1,4 раза. Это могло бы свидетельствовать о низкой энерговооруженности источника питания, но есть два противоречащих обстоятельства — колоссальный размер сетевого трансформатора и тот факт, что резкий рост искажений на разной нагрузке начинается при одинаковой мощности (180 Вт). Скорее всего, в усилителе применяется адаптивное питание, обеспечивающее постоянство характеристик при работе с любой акустикой.


plinus8.png
Спектр искажений Plinius Hautonga

Картина, типичная для двухтактного усилителя — уровень 2-й гармоники ниже 3-й, а чётные составляющие более высоких порядков вообще отсутствуют. Да и нечётные за- канчиваются на 9-й, а общий шлейф имеет плавно ниспа- дающий характер. Всё это может благоприятно сказаться на чистоте и комфортности верхнего диапазона. Похоже, что общая обратная связь в усилителе не слишком глубо- ка. Спектр снимался на 1/10 от номинальной мощности, т.е. 25 Вт на 4-омной нагрузке.




Источник:Журнал "Салон Audio Video",март 2012