Ступени совершенства KEF

08.03.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2709 раз
KEF в салоне AVComfort     В 2011 году, британская компания KEF отметила свой пятидесятилетний юбилей, в очередной раз подтвердив свое превосходство в области высококачественного аудио выпуском новой флагманской акустики Blade. Это далеко не первый опыт KEF в создании акустических систем с бескомпромиссно высоким уровнем качества звучания.
     История эксклюзивной акустики KEF началась с разработки новой версии акустических систем серии Reference. Поставленная задача была весьма амбициозной – создать акустику с максимально высоким уровнем качества звука, без каких либо ограничений стоимости. Для того чтобы реализовать подобное, группа инженеров компании, под руководством Эндрю Ватсона, создала экспериментальную модель, которая должна была обеспечить эталонное качество звучания. Данный проект получил название Austin. Это был технический стенд, высотой около двух метров и весом 120 килограмм. Конструкция корпуса проектировалась исходя из требований к качеству звучания, поэтому никакой эстетики, равно как и практичности данная акустика не демонстрировала. При этом основная задача была решена: проект Austin звучал превосходно. Его даже демонстрировали на выставке, скрыв от слушателей внешность, с помощью шторы из акустически прозрачной ткани. Буквально все, кто слышал, как звучат АС Austin оценили их работу очень высоко. Было бы неразумно оставить системе столь высокого качества лишь роль лабораторного эталона, поэтому, данная система легла в основу нового проекта, получившего название Muon.
KEF в салоне AVComfort     Однако превратить столь габаритную акустику в домашнюю стерео пару оказалось весьма не просто. Много ли найдется желающих поставить у себя дома двухметровые махины? Очевидно, что при таких габаритах и заведомо высокой стоимости, привлекательным должен быть не только звук, но и внешний вид. Для решения этой неординарной задачи был приглашен специалист промышленного дизайна с мировым именем, обладатель премии «Red Dot Design Award» Росс Лавгроув. Настоящий эксперт в области промышленного дизайна, обладающий богатым опытом, в числе проектов которого работы для Sony и Apple, Росс Лавгроув в своем творчестве не раз использовал конструкции из алюминия. Именно этот материал был выбран для создания корпусов новой акустической системы. Сложная, «живая» форма корпуса новой акустики вполне соответствует фирменному стилю Лавгроува, но при этом является весьма удачным акустическим решением, поскольку обладает прекрасными дифракционными свойствами снаружи и практически не имеет параллельных стенок, вызывающих возникновение стоячих волн внутри.
     Обычно алюминиевые детали сложной формы и в том числе корпуса акустических систем изготавливают путем экструдирования, но в данном случае такая технология оказалась неприменимой, также как оказался неприменим обычный материал. Большие двухметровые половинки корпуса Muon изготавливали из специального сверхгибкого алюминия на производстве, занимающимся кузовными деталями автомобилей (в частности, на том же заводе делают кузова для легендарного бондовского автомобиля Aston Martin). После штамповки, детали корпуса собирают воедино с помощью сварки. Сварной шов находится внутри акустики, поэтому снаружи он совершенно незаметен. Толщина алюминиевых стенок корпуса - 6 мм, внутри он имеет дополнительное покрытие, увеличивающее его жесткость и прочность, а также обеспечивающее необходимые демпфирующие свойства. Каждый динамик или группа динамиков имеет свои индивидуальные акустические камеры, на которые разделен весь внутренний объем. Перегородки, разделяющие корпус на отсеки, также увеличивают его жесткость.
KEF в салоне AVComfort     Размеры, а значит и внутренний объем акустики получились достаточно большими, но даже такого объема может оказаться недостаточно, если речь идет об установке шести 10" НЧ излучателей. Для увеличения эффективного внутреннего объема акустики и, как следствие, увеличения глубины и качества воспроизведения низких частот, был использован демпфирующий материал, изготовленный по фирменной технологии АСЕ (Acoustic Compliance Enhancement). Этот материал представляет собой специально подготовленный активированный уголь. Его специфическое свойство заключается в возможности быстро и в большом объеме абсорбировать молекулы воздуха в момент сжатия и столь же быстро высвобождать его на стадии разрежения. В результате, при работе НЧ динамика, диффузор встречает меньше сопротивления так, словно он установлен в корпус большего объема. Для лучшей четкости и управляемости НЧ динамиков, было выбрано акустическое оформление типа «закрытый ящик», что обеспечивает лучшие переходные характеристики и быстрый отклик на сигнал, чем в корпусах фазоинверторного типа. В результате, нижняя граница эффективно воспроизводимых частот опустилась до отметки 20 Гц по уровню -6 дБ или 25 Гц по стандартному алгоритму измерений с допуском +/- 3дБ.
KEF в салоне AVComfort     Стоит также обратить внимание и на необычное расположение НЧ динамиков в корпусе Muon. Две пары излучателей, находящиеся в верхней и нижней частях фронтальной панели, дополнены еще двумя излучателями, находящимися в середине задней панели. Таким образом, улучшается распределение низких частот в помещении, бас становится более глубоким и лучше контролируется. Также, более равномерно распределяется нагрузка на корпус, возникающая при движении диффузоров. Все динамики акустической системы Muon, включая низкочастотные, оснащены мощными неодимовыми магнитами, что не только повышает их производительность, но и способствует точности и управляемости звука, обеспечивая ультранизкий уровень искажений. Среднечастотный диапазон в модели Muon озвучивают два динамика, низ средних частот и верхний бас (диапазон 120-300 Гц) отрабатывает большой 10" динамик с хромированной фазовыравнивающей «пулей», установленной на керне. Все частоты выше 300 Гц воспроизводит обновленный модуль Uni-Q.
KEF в салоне AVComfort     В новых модулях Uni-Q была существенно улучшена синфазность излучения двух динамиков. В первой версии излучателя, фазировка была не идеальна, что приводило к интерференции звуковых волн, создаваемых СЧ и ВЧ диффузорами. В обновленном варианте, звуковые волны складываются друг с другом без искажений, что значительно улучшает такие субъективные параметры звука, как прозрачность, чистота и сфокусированность. Еще одна проблема, возникающая при работе модуля Uni-Q – дифракция. Поскольку СЧ-диффузор является волноводом (своеобразным рупором) для ВЧ излучателя, его форма в значительной степени определяет то, как будет распространяться звуковая волна в ВЧ диапазоне. Новый профиль СЧ диффузора стал более плоским, что дало более широкую диафрагму направленности для звучания модуля в целом и обеспечило меньший уровень дифракционных искажений. ВЧ-секция получила новую вентилируемую магнитную систему с тремя редкоземельными магнитами и усиленный купол.
     Согласование динамиков происходит посредством высокоточного кроссовера, разработанного с применением компьютерного моделирования и выполненного из комплектующих высочайшего качества. Акустика Muon может работать с одним, двумя или тремя стерео усилителями, для чего на задней панели выведены три пары клемм.
История названия Muon
KEF в салоне AVComfort     Название Muon было выбрано не случайно, оно имеет несколько смыслов, которые призваны отразить совершенство звука. Само слово Moun (в русской транскрипции читается как Мюон) – это название субатомной элементарной частицы. Элементарные частицы невозможно увидеть, но все вокруг состоит из них. Так и звучание системы Muon – невозможно увидеть, как именно электрический сигнал превращается в звук, но все помещение оказывается заполнено звуком. Второй смысл отправляет нас в глубокую древность, к полумифической цивилизации Му, которая согласно преданиям обладала высоким уровнем культуры и технологий. И действительно, высокотехнологичная акустика Muon, выглядящая как скульптура, отлитая из жидкого металла, весьма похожа на объект, принадлежащий иной цивилизации. Ну и третий смысл, заключающийся в слове Muon, это перевод японского слова Му, которое используется в дзен-буддизме в качестве ответа на вопрос, ответить на который невозможно. Это подчеркивает необычность и загадочность эстетики акустической системы Muon.
Эталонная акустика Reference
KEF в салоне AVComfort     А что же Reference? Ведь именно ради совершенствования этой серии создавался концепт Austin, превращенный Россом Лавгроувом в модель Muon. Серия Reference впитала в себя практически все основные решения, реализованные в акустике Austin/Muon, но представила их в корпусах с более традиционными габаритами и форм-фактором.
     Корпуса акустики Reference изготавливаются из бука – древесины высокой плотности, применяемой в т.ч. в производстве музыкальных инструментов. Все заготовки корпуса обрабатываются с высокой точностью. Изнутри конструкция разделена глухими перегородками на несколько камер, индивидуально для каждого излучателя. Эти камеры имеют взаимную виброразвязку для того, чтобы излучения одного динамика не влияли на работу другого. Округлая форма корпуса исключает возникновение стоячих волн и гасит внутренние переотражения. Кроме того, обтекаемый корпус минимизирует дифракционные искажения и механически является более жестким и прочным, чем прямоугольный. Готовые корпуса акустических систем Reference отделывается шпоном ценных пород дерева или черным рояльным лаком.
     В акустических системах линейки Reference немало внимания было уделено кроссоверам. Они не просто согласуют динамики с высочайшей точностью. Фильтр для каждого излучателя собран на отдельной плате, для полного исключения возможного взаимного влияния элементов фильтров друг на друга. Все платы установлены в корпусе с высокой степенью виброразвязки. Можно сказать, что платы кроссовера механически не связаны с корпусом. Это исключает воздействие вибрации на работу компонентов фильтра. Кроме того, схемы кроссовера защищены от внешних наводок магнитным экраном. Также как и в акустике Muon, в моделях серии Reference есть возможность трехусилительного или трехкабельного подключения.
KEF в салоне AVComfort     Наиболее интересна по конструкции флагманская модель 207/2. В ней использованы точно такие же излучатели, как и в акустике Muon, отличие лишь в количестве и акустическом оформлении басовиков: у 207/2 их два и установлены они в объеме с фазоинвертором. Излучатель Uni-Q оформлен в отдельном корпусе сферической формы, установленном на основной части корпуса АС, содержащем 10" СЧ/НЧ динамик и пару басовиков. Такая конструкция – это прямое наследование технологии POD, которая использовалась компанией KEF в акустике серии Reference начиная с модели 105, выпускавшейся в конце 70-х. Также в форме верхнего модуля явно прослеживается общая тенденция минимизации дифракционных искажений. К важности решения проблемы дифракции, специалисты KEF пришли после фундаментальных исследований в этой области, проведенных большой группой европейских ученых на рубеже 80-х и 90-х годов. Столь комплексный подход позволил устранить практически все причины возникновения искажений: излучатель Uni-Q новой версии создает идеальный точечный источник звука, не имеющий фазовых искажений, сферический корпус СЧ/НЧ модуля оптимизирует дифракцию, а концепция POD минимизирует негативное влияние других излучателей, используемых в акустике.
KEF в салоне AVComfort     Модели 205/2 и 203/2 отличаются от старшей отсутствием дополнительного СЧ/НЧ динамика, а также меньшими размерами НЧ излучателей, которые сохранили все прочие конструктивные особенности НЧ излучателей флагманской модели. Модуль Uni-Q в моделях 205/2 и 203/2, погружен внутрь корпуса и лишь на треть выступает над его поверхностью. Для улучшения звуковых свойств его выступающая сверху часть закрыта кожухом обтекаемой формы. Полочная акустика 201/2 представляет собой аналог верхней части от напольника 203/2. Она имеет только один НЧ излучатель диаметром 6.5" и порт фазоинвертора в этой модели выведен на верхнюю часть корпуса.
     Специально для использования в системах домашнего кинотеатра разработана дипольная акустика, имеющая два модуля Uni-Q и один 8" НЧ излучатель. Учитывая, что технология Uni-Q изначально обеспечивает весьма широкую зону комфортного прослушивания, подобный диполь способен создать совершенно бесшовное звуковое поле. Также, для использования в домашнем кинотеатре, разработаны две АС центрального канала 202/2 и 204/2, отличающиеся количеством НЧ динамиков, габаритами и мощностью.
KEF в салоне AVComfort     Самой высокотехнологичной моделью в линейке Reference является старший из двух сабвуферов, модель 209. Он имеет большой 18" динамик, оборудованный мощными неодимовыми магнитами, уникальной по конструкции сдвоенной центрирующей шайбой и специально разработанным подвесом, обеспечивающими ход диффузора 60 мм. В сочетании со встроенным 1000 Ваттным усилителем это дает потрясающую производительность. Уменьшить габариты корпуса сабвуфера удалось за счет применения абсорбирующего материала АСЕ, изготовленного на основе специально обработанного активированного угля. Такое наполнение внутреннего объема сабвуфера дало эффект его двукратного виртуального увеличения. Встроенный в модель 209 DSP процессор имеет несколько предустановленных режимов звучания, а также позволяет производить настройку сабвуфера с пульта ДУ. При помощи подключаемого внешнего микрофона процессор может самостоятельно оценить акустические свойства помещения и правильно настроить все необходимые параметры. Низкие частоты он начинает воспроизводить с отметки 15 Гц по уровню -3 дБ, и, учитывая тот факт, что его акустическое оформление закрытое, снижение производительности по мере снижения частоты будет плавным и на отметке 12 Гц, падение производительности будет не более чем -6 дБ.
KEF в салоне AVComfort     На фоне модели 209, младший 208-й сабвуфер выглядит скромно, его динамик имеет диаметр «всего» 12", а мощность «всего» 500 Вт. На самом же деле это весьма качественный и мощный сабвуфер, способный наполнить глубоким и качественным басом помещение солидных размеров. В отличие от старшего коллеги, он не обладает цифровым блоком управления и настраивается традиционным способом. Нижняя граница воспроизводимых частот составляет 25 Гц по уровню -3 дБ и 22 Гц при падении отдачи на 6 дБ.
     Модельный ряд Reference позволяет собрать высококлассный домашний кинотеатр любой конфигурации, им также можно укомплектовать стерео систему класса High End. Безупречное качество работы акустики и в той, и в другой роли подтверждается тем фактом, что и стереофонические и многоканальные комплекты Reference используются в профессиональных студиях для мастеринга музыки и постпроизводства фильмов.
     Уровень качества звучания систем Muon и Reference столь высок, что до недавнего времени был абсолютно непревзойденным. Но в традиции компании KEF почивание на лаврах никогда не входило. Спустя менее чем пять лет, к 50-летнему юбилею компании была готова новая супер акустика – самая современная и самая совершенная на сегодняшний день модель Blade.
Новый флагман – Blade
KEF в салоне AVComfort     Новый флагман создавался в стремлении получить бескомпромиссный уровень качества звучания, для чего была собрана команда разработчиков, сумевшая дополнить современные технологии KEF принципиально новыми и свежими идеями без ограничения бюджета на исследования. Для изготовления корпуса использовался принципиально новый материал, армированный стекловолоконный композит. Решение вполне в духе KEF, но реализованное впервые. Внутри корпус имеет большое количество усиливающих ребер и перегородок, делающих его жестким и инертным, ну а снаружи – красивая и акустически правильная форма. Расположение и количество НЧ динамиков выбрано не случайно. Если присмотреться внимательнее, становится ясно, что четыре излучателя, находящиеся на боковых стенках, располагаются строго напротив друг друга и по высоте смещены относительно оси модуля Uni-Q на одинаковое расстояние. Таким образом, при сложении излучения всех четырех динамиков, создается виртуальный точечный источник звука, центр которого находится на оси модуля Uni-Q. Таким образом, в акустике Blade идея точечного источника звука доведена практически до абсолюта. Симметричное расположение НЧ динамиков относительно друг друга имеет еще один технический смысл. Внутри АС они соединены попарно, что с учетом их синфазной работы дает полное взаимное гашение паразитных вибраций. Если в обычной акустике «отдача» от движения диффузора передается на корпус в виде вибрации, то в системе Blade, «отдача» от двух противоположных и механически связанных между собой динамиков полностью гасится, не переходя на корпус.
KEF в салоне AVComfort     Конструкция всех излучателей, использованных в модели Blade, отличается от тех, что мы видели в акустике Muon и линейке Reference. Модуль Uni-Q получился еще более интересным внешне и более сложным конструктивно. Магнитная система ВЧ-излучателя стала вентилируемой, что позволяет исключить возникновения эффекта компрессии при обратном ходе диффузора. Снаружи мы можем видеть, что купол ВЧ-излучателя находится в небольшом рупоре, а далее он увенчан сложным рассеивателем получившим название Tangerine Waveguide. Действительно, нечто цитрусовое в этой форме есть (Tangerine, в переводе с английского, значит Мандарин). СЧ излучатель модуля Uni-Q изменился еще более существенно. В ВЧ модуле хотя бы часть магнитной системы и диффузор были аналогичными прошлому поколению, а СЧ получился принципиально новым. Он выполнен из композитного материала, включающего в свой состав магний, литий и алюминий, усиленные жидкокристаллическим полимером. На поверхности диффузора созданы радиальные ребра жесткости, также усиливающие его прочность и обеспечивающие поршневой режим работы, без деформаций излучающей поверхности во время движения. В качестве привода для нового диффузора выступает обновленная магнитная система и в частности увеличенная в диаметре звуковая катушка. Это позволяет повысить мощность и улучшить управляемость динамика. Как результат всех вышеназванных усовершенствований – новый вид и новый звук модуля Uni-Q.
KEF в салоне AVComfort     НЧ динамики также заметно отличаются от всех, что мы видели ранее. Они имеют почти плоские диффузоры, двойную центрирующую шайбу и специальной формы подвес, обеспечивающий большой ход с сохранением поршневого режима работы. Звуковые катушки их существенно увеличены в размерах относительно стандартных. Место крепления гильзы звуковой катушки к диффузору имеет окна, обеспечивающие хорошую вентиляцию магнитного зазора, и исключают возможность возникновения эффекта компрессии. Форма и конструкция корзины позволяет отводить воздушный поток, возникающий при движении диффузора, максимально легко, без завихрений и турбулентности.
     Схема кроссовера, используемая в модели Blade не только использует высококачественные компоненты, но еще и специально разработана с применением фильтров низших порядков, позволяющих минимизировать путь прохождения сигнала и обеспечить тем самым большую прозрачность звучания. Располагается кроссовер в основании акустики, что исключает воздействие на него магнитных полей и вибраций, создаваемых излучателями. Коммутация осуществляется с помощью двух пар клемм, для возможности использования двухусилительной схемы подключения.

    
Директор по развитию бренда KEF Йохан Кург (Johan Coorg) демонстрирует акустические системы Blade

     Имея самые совершенные технологии и будучи современным эталоном звучания, акустика Blade выступила в роли донора технологий для младших серий. Так в серии R мы видим полностью аналогичные модули Uni-Q и НЧ динамики выполненные по той же технологии, что и во флагманской акустике. Модули Uni-Q, используемые в серии Q также во многом повторяют те, что были использованы в акустике Blade, хотя имеют другие размеры и материал СЧ излучателя. Даже в бюджетной серии С, с ее классической компоновкой динамиков, на ВЧ звене нельзя не заметить узнаваемый рассеиватель Tangerine Waveguide. Так появление одной высокотехнологичной супер акустики стало стимулом для существенного обновления и совершенствования всей линейки KEF.
     Создавая свою флагманскую акустику, такую как Reference, Muon и Blade, компания KEF демонстрирует пик современных технологий звука и дает возможность услышать в живую по-настоящему эталонное звучание.




Источник: компания Сатурн Хай-Тек, портал avreport.ru