Wilson Benesch Vector

17.07.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2884 раз
tityl.png
Wilson Benesch — британская компания с довольно длинной историей (основана в 1989 году). Более двадцати лет она предлагает потребителям хай-эндовский джентльменский набор: акустические системы, проигрыватели грампластинок, тонармы и аксессуары к ним, МС/MM-головки и прочее. Во всей продукции, как в прошлом, так и сегодня, применяются углеволоконные технологии. Колонки Wilson Benesch Vector — не исключение.
1.jpg 1.png 7.png 2.png

Модель является частью компактной «геометрической» серии Geometric, куда входят всего две АС: Vector и Vertex. Как явствует из информации Wilson Benesch, в 2,5-полосных Vector реализованы на более высоком «напольном» уровне конструктивные идеи, заложенные в мини-мониторах Vertex. Точка отсчета представляется верной, поскольку именно небольшой монитор класса High End считается в аудиофильском сообществе эталоном качества акустической системы — звуковой стиль изделий той или иной марки наиболее ясно и концентрированно проявляется именно в полочных колонках. Важно заметить, что, двигаясь в направлении этого вектора от простого (мини-монитор) к сложному (напольная АС), можно кое-что подрастерять, например качество баса… Да и так ли уж хороша точка отсчета Wilson Benesch, ведь полочных моделей экстракласса выпускается совсем немного, а английских — и того меньше. Впрочем, острый критический настрой (а какая, простите, без него экспертиза?) при близком знакомстве с Vector немедленно улетучивается. Этот высокотехнологичный компонент совершенно не типичен для современного акустического рынка, погрязшего в перманентном качественном кризисе, для которого характерны камуфлирование среднего уровня красивыми словами, а также намерение продавать подороже, не особенно-то выкладываясь. Покоряющие любого опытного аудиофила звуковые достоинства малого монитора можно при известной аккуратности и соблюдении ряда условий развить в полнокровном напольном варианте, сняв тем самым объективную проблему низкочастотной состоятельности малогабаритной акустики. На это довольно прозрачно намекает промелькнувшее в спецификациях Vector словосочетание «floor standing monitor». По прочтении слов о линейной фазовой характеристике скептицизм слабеет еще больше и появляется немалый интерес к продукту Wilson Benesch, ведь корректные фазовые соотношения имеют едва ли не первостепенное значение, особенно в области низких и средних частот…

Стальной карбонат

Сразу подкупает исключительная обстоятельность и глубина проработки всех конструктивных сторон Vector. Элегантная надежность (или, если угодно, надежная элегантность) свойственна как АС в целом, так и отдельным их частям и узлам. Все, что здесь можно увидеть и почувствовать, прямо противоположно уровню акустики из интернет-магазина с ее пластиковыми терминалами и шатающимися фазоинверторными трубами. Высочайшее качество — результат ручной сборки в Великобритании и строжайшего контроля. Упаковка позволяет, если поставить ее вертикально, плавно «выкатить» оттуда колонку прямо на пол, однако изделия такого уровня с легко ранимыми поверхностями все же разумнее доставать вдвоем. В одну из коробок вложен небольшой чемоданчик с шикарными шипами, стопорными гайками из какого-то твердого сплава и ключиком для закручивания. Верно говорят, что джентльмены не шутят. Относительно небольшие на польники весят 30 кг каждый. Немалая масса объясняется тем, что одна часть корпуса сделана из стальных армирующих элементов, а вторая из карбонового волокна. Сочетание металла и углеволокна — убийственная вещь, причем в буквальном смысле: смерть резонансам! Металла в «Векторах» немало: помимо элементов корпуса, можно упомянуть металлическое основание для установки шипов, металлическую анодированную лицевую панель, стальные ребра жесткости, боковые вставки из алюминия (разные в зависимости от варианта отделки)... Даже декоративные защитные решетки изготовлены из 2-мм алюминиевых листов; грили очень аккуратно обтянуты акустически прозрачной тканью. На армирующий металлический каркас «накручена» остальная часть кабинета, состоящая из различных композитных материалов с применением углеволокна. Компания информирует о реализованной здесь фирменной технологии A.C.T. (Advanced Composite Technology), подробности о которой не приводятся, вероятно по причине ноу-хау. Учитывая исключительные механоакустические свойстваback.png корпуса, номинально высокая масса модели не кажется такой уж большой: имеющая аналогичные свойства акустика из MDF весила бы, вероятно, килограммов семьдесят... Стеночки у Vector получились относительно тонкие, в результате чего внутренний объем используется максимально эффективно: динамические головки, размещенные в 44-литровом низкочастотном оформлении, позволяют с легкостью достигать внушительных глубин. Композитные материалы открывают простор не только для конструктивной, но и для дизайнерской мысли, помогая избежать неоптимальной во всех отношениях традиционной прямоугольной геометрии корпуса. Сложная эллиптическая форма Vector хоть не обе спечивает полное устранение стоячих волн во внутреннем объеме, но изменяет их спектральный состав, что в принципе дает возможность управлять затуханием паразитных колебаний. Иначе говоря, условия существования устойчивых низкочастотных резонансных мод по трем координатам в корпусе криволинейной геометрии серьезно усложняются; что же касается нежелательных высокочастотных колебаний, то они без труда подавляются путем применения звукопоглощающего материала.

2,5 фазоинвертора

 На дне корпуса устроен двойной фазоинверторный порт с трубами небольшого диаметра; эффективная работа резонаторов обеспечивается зазором между дном и полом (образуется при установке АС на шипы). Судя по описанию, предусмотрена индивидуальная настройка портов (каналы разной длины) с целью достижения оптимальных фазовочастотных характеристик НЧ-секции: в идеале требуется бесселевская кривая группового времени задержки, дающая, по некоторым данным, наилучшие частотные и скоростные показатели баса. Еще один фазоинверторный порт сделан на задней панели колонки. Совсем небольшая по диаметру и относительно короткая труба вместе с демпфирующим синтетическим звукопоглотителем корректирует излучение верхнего 170-мм драйвера. В данном случае речь едва ли может идти об эффективной поддержке баса — скорее всего, дополнительный фазоинвертор обеспечивает нужную крутизну спада нижней границы АЧХ НЧ/СЧ-динамика для наилучшего согласования с нижним басовым излучателем. Характерно, что обе головки одинакового диаметра имеют мембраны, полученные методом плетения, но слегка различающимися способами, что свидетельствует о стремлении моделировать драйверы со строго определенными свойствами. Плетение внешне напоминает кевларовое, однако, учитывая традиции и принципы компании, здесь, надо полагать, тоже использовано углеволокно. Впрочем, оценивая материал на глазок, без химического анализа, можно и ошибиться. «Дробная» 2,5-полосная архитектура акустических систем типична для продукции Wilson Benesch. Среднечастотный и басовый драйверы электрически коммутируются через персональные цепи разделительных фильтров. Все головки — собственного производства. Купольный твитер Semisphere излучает 25-мм текстильной мембраной, ориентированной в довольно глубоком горле согласующего рупора. Полоса твитера выделяется фильтром первого порядка. Это же решение реализовано и для НЧ-головки. В схеме разделительного фильтра немного элементов, однако все они первоклассные: полипропиленовые высоковольтные конденсаторы с малыми потерями и аудиофильские катушки индуктивности с воздушными сердечниками. А вот еще сюрприз на тыловой панели: великолепные клеммы из меди, анодированные родием — металлом платиновой группы. С одной стороны, кто-то может задаться вопросом: а зачем нужны такие изыски в колонках для домашнего применения? С другой стороны, это, несомненно, верный шаг в русле солидного конструктивного подхода. Вертикальная ориентация входных терминалов подразумевает удобство использования перемычек из отрезков кабеля с разъемами типа «лопаточка». Сигнальная разводка с модели Wilson Benesch выполнена специальным медным посеребренным акустическим кабелем, изготовленным по военным спецификациям, в политетрафторэтиленовой (PTFE, тефлон) изоляции. Границы частотных полос установлены в точках 500 Гц и 5 кГц. Обычно частота, разделяющая СЧ- и ВЧ-диапазоны, лежит в районе 2—3 кГц. Уход на лежащие выше отметки смещает проблемную область (в области раздела растут фазовые искажения) за пределы зоны максимальной чувствительности слуха. Вместе с тем высокая вторая частота кроссовера наряду с облегчением режима работы твитера при фильтрации первого порядка одновременно предъявляет серьезные требования к НЧ/СЧ-динамику: далеко не всякая голова калибром 6,5 дюйма в состоянии гарантировать стабильную амплитудно-частотную характеристику до столь высоких частот. Естественно, необходимые параметры может обеспечить головка, спроектированная и изготовленная самой компанией-производителем АС. Плавная фильтрация в сочетании с умеренной чувствительностью (89 дБ) дает закономерный итог — устойчивую к резонансам акустику, нуждающуюся в адекватном усилителе мощности.

th.jpg

Басовые фазы

Отсутствие формализма и стандартных решений в конструкции Wilson Benesch Vector впечатляюще перекликается со звуковыми результатами. Здесь нетипично все. Звук английских колонок лишен каких-либо «национальных» особенностей — напротив, он в лучшем смысле интернационален. Внушительные технические особенности модели не всегда можно связать с чрезвычайно привлекательными особенностями звукового портрета. Например, внешне малопримечательный купольный твитер воспроизводит порученную ему часть диапазона с филигранной точностью. Причем под «точностью» подразумеваются не только весьма стабильная АЧХ и великолепное тембровое разрешение, но и остальные аспекты звуковоспроизведения, такие как ясность музыкальной сцены, чистота тона, превосходный динамический ресурс, крайне высокий уровень детализации, умение передавать даже едва уловимые нюансы записей — разнообразные призвуки, шорохи, шумы, создаваемые публикой в концертном зале… Звучание пары Vector предельно неформальное и в то же время очень строгое. Пространство проникнуто тончайшими отзвуками и акустическими связями. Динамический ресурс колонок не просто внушительный, а, можно сказать, «внушительный +». Особенно хорошо это ощущается при прослушивании на малой и средней (комфортной) громкости, когда динами ческий диапазон записи передается легко и непринужденно. Симфонические полотна отображаются этой акустикой на редкость убедительно. Именно симфоническая классика, причем самые «тяжелые» ее формы, позволяет с наибольшей полнотой раскрыться неординарным возможностям Wilson Benesch Vector. Там, где большинство довольно дорогих громкоговорителей куда больших размеров упираются в свой динамический потолок, Vector, словно включая шестую передачу, легко передают масштабное форте, и когда ты слышишь это совершенно ясно, то понимаешь, чего именно хотели добиться конструкторы. На всем протяжении тестирования нас не оставляло ощущение, что мы имеем дело не просто с коммерческим продуктом, а с произведением аудиоискусства, в которое его творцы вложили частичку своей души. Судя по звуковой картинке, нелинейные искажения либо отсутствуют вовсе, либо их уровень пренебрежимо мал во всем диапазоне частот, и, что еще более ценно, показатель нелинейности очень слабо прирастает при повышении громкости. Это и есть широкий динамический диапазон. Между прочим, столь сложную задачу невозможно решить с наскока, без больших капитальных вложений в качество динамиков. Создаваемый Vector музыкальный образ скроен идеально, звучание прозрачно и свежо, ничто в нем не акцентируется и не уводится в тень. Налицо крайне высокое качество баса, колонки выдают вполне реальные, полнокровные 40 Гц, причем чистые и опрятные. Более низкий бас просто не воспроизводится, что могло бы привести к захламлению спектрального ландшафта.
2.jpg6.png5.png3.png

 В то же время глубины с лихвой хватает, чтобы ощутить объемный звук виолончели, контрабаса, органа. О широкой динамической стратификации звучания позволяют судить записи фортепиано с разной музыкой, от Бетховена до Равеля. Слышна играющая естественными послезвучиями глубокая сцена, и ты чувствуешь, что описать все это великолепие поможет уже не жонглирование виртуально-пространственными частностями, а свежие воспоминания о реальном концертном звучании. Вместе с тем совершенно ясно, что какой-нибудь «поп-контент» будет исполнен этой акустикой скучновато, без огонька… отчего проникаешься к ней еще большей симпатией. Скальпель — инструмент хирурга, а не лесоруба. Как и в случае с аудиокомпонентами действительно высокого уровня, с парой Vector нужно какое-то время пожить, внимательно прислушиваться к ее голосу, чтобы в один прекрасный момент осознать, что гармония существует…

Вывод:
Wilson Benesch Vector — необычайно деликатная и в то же время «полнокровная » акустика, изготовленная на образцовом конструктивнотехнологическом уровне. При воспроизведении всех записей она взяла более высокий качественный барьер: возникающая звуковая гармония не вызывает потребности в ее формальном анализе. С учетом сложности конструкции и ряда необычных, нестандартных решений, соотнесенных с ценой пары колонок, следует отметить, что перед нами совершенно нетривиальный компонент High End.


Источник: Журнал АудиоМагазин 3 2012