Dynaudio в эфире

30.09.2012 Возврат к списку Просмотрено: 2739 раз
Dynaudio Xeo 5     Как, однако ж, противоречив хай-энд… Сплошь и рядом декларируются «короткий путь сигнала» и «схемотехнический минимализм», а на деле видим нагромождение отдельных блоков усилителей мощности, предварительных усилителей, ЦАПов, источников, а в некоторых случаях еще и активных кроссоверов, сетевых кондиционеров и т. д. Да плюс отдельные компоненты этого хозяйства, общий вес коего зачастую переваливает за пару честных центнеров, приходится еще и опутывать хитросплетением кабелей. А потом, услышав отвратительный гул в басовых динамиках, начинать борьбу с сетевыми петлями, причем без стопроцентной уверенности в окончательной победе. И где тут наш пресловутый «короткий путь сигнала»?
     Нет, мы не выступаем за немедленную универсализацию аудиосистем. Концепция раздельной функциональности не раз доказывала свою состоятельность. Но и уповать только на этот экстенсивный способ ведения аудиохозяйства тоже не всегда разумно, хотя бы потому, что технологии развиваются и то, что вчера казалось приемлемым лишь для всеядных дилетантов, сегодня может на равных тягаться с супер-хай-эндом. И пусть с подобными мыслями никогда не согласятся ретрограды, у которых на уме одни лишь лампы да винил, это совсем не повод замыкаться в уютном, но все же мирке, 
а не мире прошлого.
     Сегодня на смену тенденции к разделению, когда ЦАПы извлекаются из CD-проигрывателей, предусилители из усилителей, кроссоверы из колонок и даже блоки питания из устройств, которые они питали, приходит тяготение к интеграции. Однако, что немаловажно, уже на новом витке развития технологий, и именно поэтому подобное стремление можно и нужно воспринимать всерьез. Другой вопрос, что истина всегда где-то посередине, а не в крайностях, но это отдельная тема. А сейчас на повестке дня у нас система, где не только все максимально спрятано одно в другое по принципу матрешки; те вещи, которые, казалось бы, никак не спрячешь, просто отброшены за ненадобностью. От какого же рудимента решили избавиться инженеры славной датской фирмы Dynaudio? От акустических кабелей.
     Но просто так взять и перерезать электрические артерии и вены нельзя, изъятый из системы компонент нужно чем-то заменить. А чем можно заменить кабель? Лишь эфиром, убрав при этом усилители с сопутствующей электроникой внутрь колонок. Естественно, скептики тут же состроят кислую мину: ну как радиоканал можно ставить на одну ступень с толстенным кабелем из девственно чистой меди или серебра с целым иконостасом девяток! Компромисс, ширпотреб… Но едва только всплывает такая подробность, как 2,4 ГГц (несущая частота передачи сигнала), у мало-мальски подкованного технически скептика наверняка появляется стыдливое желание взять подобные убийственные эпитеты назад…
     Вроде простой и стандартный для нашего времени дизайн, а все же колонки смотрятся элегантно и совершенно не шаблонно. Неброская, но уверенная в собственной изысканности внешность. Да и качество покрытия не оставляет желать лучшего. 
     Утратив клеммы для подключения акустических кабелей, Dynaudio Xeo 5, к сожалению, не стали полностью «бесхвостыми». Перейдя в разряд активных, они нуждаются в сетевом питании от обычной розетки. Впрочем, это все же значительный выигрыш по части свободы маневрирования, не говоря уже об экономии на акустических проводах как таковых.
     Конструктивно это напольные фазоинверсные АС с двумя соединенными параллельно и расположенными один над другим 145-мм вуферами, чьи диффузоры изготовлены из легкого патентованного материала MSP (Magnesium Silicate Polymer, полимера с силикатом магния, известного еще как тальк, очевидно в качестве наполнителя). Твитер диаметром 27 мм с текстильным куполом, был, как и вуферы, сконструирован Dynaudio и тоже многократно оптимизировался. Помимо динамиков на передней панели имеется небольшая круглая вставка со светодиодным индикатором и фотодиодом, который не виден, но должен там присутствовать (он принимает ИК-сигналы с пульта ДУ). Порт фазоинвертора выведен назад. Там же, на тыльной стенке, расположены два миниатюрных трехпозиционных переключателя. Первый предназначен для выбора канала: левого, правого или моно (когда сигналы обоих каналов поступают на данную колонку и микшируются). Второй переключатель определяет номер зоны для конкретной пары АС («Room» 1, 2, 3). Соответственно, еще две пары таких же колонок (либо их меньших собратьев, полочных Xeo 3) могут быть установлены в других помещениях и работать от того же передатчика, что и колонки в первой комнате. Естественно, всем им можно присвоить номера одной и той же зоны, если нужно равномерно озвучить большой зал либо запустить во всех трех помещениях одну и ту же программу. К каждой паре АС прилагается отдельный пульт ДУ (инфракрасный), что позволяет индивидуально выбирать источник и уровень громкости в каждой комнате. Причем при желании регулировку громкости можно отключить, если по какой-то причине хочется использовать аналогичную функцию в источнике. Предусмотрено два фиксированных уровня громкости, низкий и высокий. Чтобы выбрать низкий, достаточно некоторое время подержать нажатой кнопку «Mute», а повторение этой процедуры даст переход на высокий фиксированный уровень.
     На пульте ДУ есть кнопки выбора радиоканала (A, B, C). Они способны пригодиться в случае использования двух или трех подобных пар АС в непосредственной близости друг от друга, и тогда с одного и того же пульта можно будет по очереди управлять этими парами, переключая канал передачи.
Dynaudio Xeo 5     Одним словом, возможности Xeo, особенно с учетом достаточной гибкости и наращиваемости, позволяют получить некое подобие системы мультирум.
     Электроника, спрятанная внутри каждой колонки, включает два 50-ваттных усилителя класса D (широтно-импульсная модуляция) с непосредственным подсоединением соответственно вуферов и твитера, цифровой кроссовер на основе DSP, а также приемник радиосигнала.
     Что касается усилителей, то известно, что в их разработке принимала участие другая датская компания — Lyngdorf, которой принадлежит авторство первого в мире цифрового, а точнее, импульсного усилителя класса High End под названием TACT. Эта компания и сейчас выпускает высококлассную цифровую технику на основе прямого преобразования ИКМ (импульсно-кодовая модуляция) — ШИМ (широтно-импульсная модуляция). Напомним, что традиционные ШИМ-модуляторы получают на входе аналоговый сигнал, и до недавнего времени сигнал с цифровых источников приходилось преобразовывать в промежуточную аналоговую форму, что, несомненно, является компромиссом (по крайней мере, с точки зрения теории).
     Теперь рассмотрим третий (после двух колонок, левой и правой) компонент системы Xeo 5. Это миниатюрный черный блочок, на передней панели которого — только логотип Dynaudio и синий светодиод, а на задней — аналоговые линейные входы (RCA, правый и левый каналы, а также 3,5-мм мини-джек) и входы цифрового аудио (TosLink, USB).
     Входы поименованы как «1», «2» и «3», где «1» — аналоговый (мини-джек и стереопара RCA), а «2» и «3» — соответственно TosLink и USB. К сожалению, обычный (не оптический, а нормальный) S/PDIF отсутствует. Вероятно, места не нашлось. Но уж лучше бы конструкторы пожертвовали оптическим входом, непопулярным в аудиофильских кругах. Может, при работе над следующими версиями они услышат этот крик души?
Dynaudio Xeo 5 Transmitter     Кому-то покажется не очень удобным то, что аналоговые входы фактически спарены и завязаны на одну кнопку пульта ДУ, однако на практике все не совсем так. Стоит включить что-либо в мини-джек (например, кабель от смартфона, мобильника, портативного плеера или любого другого источника), как вход RCA автоматически заблокируется. И, напротив, как только вы отсоединитесь от мини-джека, линейный вход снова сделается активным.
     Помимо сигнальных входов на задней панели модуля имеются такой же, как и на колонках, трехпозиционный переключатель каналов передачи A / B / C (пригодится в случае расширенной системы, когда в ней работает не один, а два или даже три передатчика) и миниатюрный разъем для сетевого адаптера, который может включаться в розетку с напряжением 110—230 В (автомат). Если задействуется вход USB, по которому на передатчик можно подавать музыкальный контент с компьютера, то сетевое питание можно отключить, поскольку прибор при этом питается непосредственно от шины USB.
     Очевидно, кроме всего прочего в блоке передатчика есть встроенный АЦП для входных аналоговых сигналов, поскольку производитель заявляет, что данный блок передает на колонки на радиочастоте 2,4 ГГц несжатый цифровой сигнал формата CD, точнее, даже несколько выше — до 16 бит / 48 кГц. И именно такой формат является входным для встроенных в акустику усилителей 
класса D. Передающий блок позволяет также без потерь работать с сигналами 24 бит / 48 кГц, которые, возможно, в DSP-преобразователях на приемной стороне подвергаются даунсемплингу до 16 бит / 48 кГц (либо же используются как есть). Стопроцентной уверенности тут нет, но пенять за это надо на производителя, не предоставившего исчерпывающей информации на сей счет.
     Дальность уверенного приема в открытом пространстве составляет 100 м, в доме же или квартире со стенами и другими препятствиями она сокращается до 50 м, чего в реальной жизни вполне достаточно.
     Прежде чем система начнет играть музыку, необходимо проделать несложную процедуру инициализации. Для этого на каждой АС переключатель канала ставится в соответствующее положение, как и переключатель зоны. При наличии в системе всего одного модуля передатчика на нем выбирается канал А. Затем все компоненты включаются в сеть и на пульте ДУ нажимается кнопка «On». Светодиоды на колонках начинают часто-часто мигать синим и красным светом, а потом загораются синим, уже постоянно. Это говорит о том, что акустика и передатчик нашли друг друга в эфире и можно начинать прослушивание.
     В процессе испытаний предпринимались коварные попытки сбить систему с нужной волны при помощи сотового телефона и компьютера, однако ни щелчков, ни тем более сбоев отмечено не было. Система работает надежно.
Dynaudio Xeo 5 Remote     При всей необычности, с точки зрения традиционного хай-энда, Xeo 5 с ее радиоканалом и импульсным усилением характерный звуковой почерк Dynaudio распознается безошибочно. Значит, именно конструкция корпусов колонок и излучателей, а не усилительный тракт или столь необычная среда передачи сигнала имеют в данном случае определяющее значение. Присутствие же импульсных усилителей (класс D) здесь одновременно и угадывается, и, как ни парадоксально, маскируется. Угадывается по присущему им безупречному чувству ритма и вообще всего того, что в английском 
языке именуется словом «timing». Это означает, проще говоря, не только отсутствие затянутых или смазанных фронтов, но и весьма приятное ощущение стопроцентной уместности любых звуковых эффектов, будь то отдельные ноты, аккорды, паузы или послезвучия, именно в данный момент времени, слаженность, сыгранность и «спетость», воспринимаемые слухом легко, естественно и с адекватным эмоциональным откликом.
     Упомянутая же выше маскировка состоит в завершенности медленно затухающих послезвучий и низкоуровневых деталей в целом, недоигрывание которых, к сожалению, часто встречается у полностью цифровых трактов с усилением класса D. Впрочем, подобный недуг в последнее время сходит на нет, и Xeo 5 — лишнее тому свидетельство.
     В целом звук очень комфортный, не утомляющий, с довольно глубоким нижним регистром и гладко сшитыми друг с другом низом, серединой и высокими. Тембры и фактуры инструментов и голосов кажутся яркими и живыми, но без излишеств, без неприятного искусственного глянца. Динамика достаточно живая для адекватного воспроизведения энергонасыщенной музыки. Звуковая сцена имеет ярко выраженную куполообразную форму, образы достаточно хорошо локализованы в пространстве, ощущаются глубина и воздух. В комплексе с отличным чувством ритма все это, очевидно, и создает вышеупомянутое настроение слухового комфорта. И что немаловажно, практически в одинаковой степени все сказанное можно отнести к любым музыкальным жанрам. Другими словами, система эта 
всеядная. И даже если она не всегда полностью вскрывает отдельные изыски типа избытка канифоли на смычке скрипача (имеется в виду соло Хенрика Шеринга, исполняющего сонаты и партиты Баха), которые можно уловить в иных фрагментах, эмоциональную энергию любой музыки Dynaudio Xeo 5 доносит до слушателя безо всякой «компрессии».

                                                                                                 АудиоМагазин №4 2012