Акустические системы Sonus faber Amati futura Будущее с третьей попытки

14.10.2013 Возврат к списку Просмотрено: 11614 раз
Акустические системы Sonus faber Amati futura     Американский JBL, английский Tannoy, французский Focal, наконец — датский Dynaudio... Если продолжить эту цепочку однозначных ассоциаций производителей акустических систем с привязкой по «пятому пункту», то вряд ли кто рискнет найти иное окончание для прилагательного «итальянский». Официально датой основания Sonus faber считается 1983 год, когда были представлены дебютные полочные АС Parva, однако многие небезосновательно полагают фактическим временем появления компании на свет 1980 год, когда ее основатель, Франко Серблин, изготовил мизерным тиражом АС Snail, чья оригинальная конструкция была навеяна ему творчеством Леонардо да Винчи. Так что мы либо безнадежно упустили 30-летие этого уникального производителя, либо имеем все шансы отметить его в следующем году.
     В 1993 году началось победное шествие по планете серии Homage, «в лице» модели Guarneri, кстати сказать — первой АС с лютнеобразным сечением корпуса. Спустя пять лет после появления Guarneri серия расширяется за счет напольной АС Amati, а еще через пять лет — Stradivari, первой АС с сечением корпуса в форме скрипки и заодно нового флагмана компании на ближайшие 7 лет.
     В 2005 году происходит обновление модели Amati, и она получает к своему имени приставку anniversario, а год спустя обновляется и Guarneri, соответственно становясь memento.

     Наконец, 2008 год запомнился изданной ограниченным тиражом серией Homage в версии Palladio (100 пар Guarneri, 50 пар Amati и 25 пар Stradivari).
     В последнюю субботу июня 2010 года в Палаццо Грасси состоялась мировая премьера нового флагмана компании, первоначально названного по имени оперного театра La Fenice, расположенного тут же, в Венеции, но впоследствии, в силу юридических тонкостей, сменившего свое название на the Sonus faber. Эти акустические системы стали первыми в истории компании, чей корпус в горизонтальном сечении напоминает форму лиры.
     Прошлый год ознаменовался появлением уже третих «редакций» Guarneri и Amati, с приставками evolution и futura соответственно. Последние мы и протестируем.


Технические характеристики (по данным производителя)


Частотный диапазон 25 Гц – 30 кГц
Чувствительность 90 дБ
Импеданс 4 Ом
Рекомендованная мощность усилителя 30-300 Вт
Габариты 1160 х 405 х 635 мм
Масса 55,5 кг


Конструкция
     Безусловно, велик соблазн провести параллели с предыдущей версией этих замечательных АС, но даже пристальный анализ ТТХ показывает, что как раз в цифрах различия не так уж и велики. Старые колонки были чуть выше и стройнее, но разница в данном случае составляет доли процента и вряд ли будет заметна на глаз. А вот понижение чувствительности на 2 дБ в теории может привести к чуть более строгим пожеланиям по отношению к усилительному тракту; впрочем, тут тоже вопрос, скорее, к методике измерений, потому что, например, диапазон рекомендованных значений мощности усилителя остался прежним.
Акустические системы Sonus faber Amati futura     Начнем с динамиков. ВЧ-излучатель по-прежнему производится на базе динамика Scan-Speak, но вместо конструкции ring radiator теперь установлен традиционный тканый купол. СЧ-динамик «вырос» почти на 3 см, а в качестве материала диффузора диаметром 130 мм используется не полимер, а целлюлоза. Его акустическое оформление — фазоинвертор с портом на задней панели. Пара НЧ-динамиков, по всей видимости, сделана на базе продукции норвежской компании Seas, но с существенными модификациями, в частности: на тыльные стороны металлических (AlMg) диффузоров диаметром 160 мм наклеены по три демпфирующих накладки из вспененного эластомера, а традиционные пулевидные фазовыравнивающие вставки заменены на вогнутые элементы, призванные снизить искажения. Акустическое оформление — фазоинвертор, с парой портов на задней панели, изготовленных по технологии Stealth, выражающейся в использовании внутренних кольцевых фетровых вставок.

Акустические системы Sonus faber Amati futura     Частоты раздела полос составляют 80, 220 и 3200 Гц, что делает эти АС 3,5-полосными, тогда как предыдущие были классическими «трехполосками» (350 Гц/4 кГц). В разделительном фильтре используются конденсаторы Mundorf и катушки индуктивности Jantzen. Наконец, вновь, после долгого перерыва, появились две пары клемм для подключения усилителя.
     Корпус уже традиционного для этих АС лютнеобразного сечения собран из фанеры, изготовленной из африканского дерева Aucoumea klaineana. Она также часто используется в самолето- и яхтостроении, поскольку ее свойства порой не уступают даже углеволокну; кроме того, применяется в производстве дорогостоящей мебели и музыкальных инструментов. Внутри используются дополнительные крепежные элементы и различные наполнители, но главная особенность — это две никелированные накладки (верхняя и нижняя), изготовленные из алюминия с добавками меди, магния и кремния. Между собой они связаны двумя своего рода «крыльями» из аналогичного материала, расположенными на задней стенке. Эта конструкция, вкупе с установленной внутри корпуса системой грузов Tuned Mass Damper, если не углубляться в технические детали, призвана «принимать на себя» возможные вибрации и, собственно говоря, — нейтрализовать их, переводя в тепло. Аналогичная система подавления вибраций применяется в конструкции небоскребов.

Акустические системы Sonus faber Amati futura     К нижней накладке крепится металлическая опора, в которую вкручиваются шипы, — но крепится не жестко, а через резиновые виброизоляторы. Эта технология носит название Low Vibration Transmission. Внешняя отделка включает в себя 7 слоев лака с ручной полировкой и фирменный гриль из оплетенных тканью резиновых струн. Изготовлены колонки в Италии.

Прослушивание
     Когда речь заходит об акустических системах Sonus faber, судить легко и одновременно трудно. Легко, потому что глубоко убежден, что неприятие и поиск изъянов у подобных систем — дело не то чтобы неблагодарное: скорее, оно происходит в силу самых разных досадных недоразумений. Скажем, что-нибудь из серии Homage нравится глубоко несимпатичному вам коллеге, соседу или того хуже — мужу соседки. И вот вы уже начинаете переносить свое отношение с субъекта на объект. Впрочем, также возможен вариант, при котором ваши вкусовые предпочтения формировались в допирамидальный период — и любой облик акустических систем, отличный от прямоугольного, воспринимается как аудиокощунство. Отметая подобные казусы, следует признать, что продукция Sonus faber всегда претендовала на роль совершенной — и в большинстве случаев это ей удавалось. В этом есть определенная трудность. Ведь если тосты не подгорают, вроде как и сказать нечего? Но глядя на новые futura, я думал только об одном. Лишь бы попытки улучшить и без того хорошее не завели проектировщиков не в ту степь. Ведь и автор первых версий Homage, и генеральный директор, под руководством которого создавались классические модели, давно покинули компанию.

Акустические системы Sonus faber Amati futura     Посмотрим, на что способно новое поколение прославленной серии, — и начнем с оперы, да не покажется такой выбор странным. Точнее, с произведений первого русского оперного композитора,современника Моцарта, Максима Березовского. Концерт «Cast Me not Off in the Time of Old Age» — не просто шедевр мировой музыкальной коллекции, это еще и произведение, по драматизму не уступающее лучшим произведениям Маре, Вивальди или Марчелло. Исполненный в переложении XVIII века для струнного концерта, он позволяет судить о музыкальном тракте и в особенности Sonus faber futura как об акустических системах, способных в высшей степени достоверно передавать звучание струнных инструментов, со свойственными им тембром и аутентичностью. Проводя параллель с предыдущими моделями, полагаю, что futura заметно прибавила в разрешении по сравнению с anniversario, сохранив при этом способность передачи эмоциональной составляющей.
     Фуга «Amen» для четырехголосного хора Дмитрия Бортнянского, так же как и мотет «Ave Maria», относящийся к итальянскому периоду композитора, — это возможность убедиться, что вокальные данные futura на высоте, и что не только грамотно выбраны частоты раздела, но и порядок разделительных фильтров грамотно и деликатно сшивает частотные полосы, не оставляя сколь-нибудь слышимых искажений. Можно констатировать, что новые АС не только не растеряли «фамильного» таланта к воспроизведению классической музыки, но и прибавили в том, что обычно воспринимается как прозрачность виртуальной сцены.
     Что касается способности новичков к воссозданию пространства, то она традиционно хороша. Разделение образов позволяет проследить каждый инструмент в пространстве. Локализация инструментов устойчивая и не требует нахождения точно посередине между акустическими системами. Размеры виртуальных образов передаются достоверно, без искажений в вертикальной или горизонтальной плоскости.
     Изумительное по своей страсти и зажигательности аргентинское танго в исполнении Buenos Aires Madrigal — не то следствие проникновения латинской культуры, не то отражение универсальности futura. Не менее проникновенно в их изложении звучит «Lamento di Apollo». Неторопливая, грустная, с пронзительным бандеоном, близкая скорее к фаду, чем к танго, лишь в финальном аккорде переходящая в мажор.
     Фанк Грега Адамса звучит на futura не просто задиристо, но — искрясь энергетикой. Физически ощущаемая мембрана тома, с ярким индивидуальным звуком дроби, и, конечно, мягкий, вкрадчивый звук трубы с сурдиной, которая, придавая явный джазовый «привкус» звучанию инструмента, не делает его резким. Совсем иной, более яркий, открытый и протяжный звук инструмента Майлза Дэвиса. Но он так же абсолютно узнаваем, как и неповторим. За джаз futura получают твердую «пятерку»... И пришло время слегка поднять градус в помещении.

     «Let Me Entertain You» в исполнении Робби Уильямса — это не только весело, но еще и очень добротно записано. Обилие инструментов на фоне симфонического оркестра, рояль, гитары, духовые, синтезаторы — есть где разгуляться любителям аудиосистем с хорошей разрешающей способностью, а именно так и ведут себя futura. При желании можно проследить партию любого инструмента — и даже звучание оркестра, выполняющего своего рода роль музыкальной подложки, лишено какого-либо кашеобразия. Да и сама по себе попытка обрядить полноценный поп-хит в стилистику глэм-рока выглядит, как минимум, незаурядно, а как максимум — достойной уважения, хотя бы за оригинальность.

Вывод
     Вопреки всем моим опасениям, Amati futura явно превзошли своих предшественников. Их больше не стоит рассматривать как удачное приобретение главным образом для классической музыки. Они научились играть и фанк, и блюз, и рок. Стали по-настоящему универсальными. Их внешний облик, не утратив изящества лютневых обводов, в свою очередь стал чуть менее консервативным. Использование никелированных элементов расширило количество интерьерных решений, в которые органично впишутся новые Аmati. Ну а тем, кто привык к звуку АС предшествующих серий... Что ж, они убедятся, что futura взяли от них самое лучшее, не только не растеряв, но и приумножив всё то, что делает их действительно референсными акустическими системами.

Контрольная система

  • CD-проигрыватель Soulution 740;
  • предварительный усилитель Soulution 721;
  • оконечный усилитель Soulution 710;
  • межблочные кабели Harmonic Technology Magic Link II;
  • межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
  • кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

Источник: журнал prohighend.ru