Моноусилители мощности Devialet 400

03.07.2014 Возврат к списку Просмотрено: 727 раз
    На недавно прошедшей в Мюнхене выставке High End Show среди передовых достижений аудиофильской индустрии заинтересованной публике был представлен полностью обновленный модельный ряд усилителей французской компании Devialet. Моноблок 400 — прямой потомок уже знакомого нам стереоусилителя 170, в котором использована гибридная схема, совмещающая классы работы выходных каскадов A и D.

Высокие индексы
    В обновленном каталоге Devialet присутствуют четыре модели: двухканальные 120 и 200, а также моноблоки 400 и 800. Цифры в названии обозначают мощность каждого аппарата при сопротивлении нагрузки 6 Ом. Собственно, модернизации подверглись не схемы или компоненты усилителей — видимо, техническая начинка на данный момент является оптимальной и не требует улучшений, — а программное обеспечение, и это наглядно подтверждает то, что в эпоху цифрового звука важно не только «железо». Хотя и о последнем сказать необходимо — настолько уникальным и неожиданным оказалось придуманное конструкторами Devialet решение.
    Гибридные усилители объединяют достоинства двух, казалось бы, несовместимых методов. Используя технологию ADH (Analog Digital Hybrid), где раздельные усилители классов А и D параллельно подключены к клеммам акустических систем, удалось установить своеобразную специализацию. Так, усилитель класса А отвечает за музыкальность и высокую линейность, а подчиненный ему ШИМ-усилитель D — за высокую выходную мощность. В свое время компания анонсировала и впоследствии уже применяла на практике повышение производительности импульсного блока питания программными способами. Теперь же новый программный код позволил увеличить выходную мощность. В результате изменений аппарат с индексом 110 стал 120-м, а 170-я модель превратилась в 200-ю. Владельцы же прежних 110-х и 170-х без труда могут улучшить параметры своих аппаратов путем смены ПО. Но на этом новшества не заканчиваются.

miniposter copy.jpg

    Два стереофонических усилителя Devialet 200 в случае соединения синхронизирующим цифровым кабелем (RCA) и снабжения новой прошивкой (7.1) становятся моноблоком, который называется уже Devialet 400. Покупателю моноблока упомянутый цифровой кабель достается бесплатно — в качестве подарка. Мостовое соединение у каждого из «двухсотых» и их объединение в единое целое не только увеличивают мощность, но и значительно снижают и без того рекордно низкий уровень искажений. Можно предположить даже, что все задумывалось иначе — на первом месте стояло повышение качества звука, а попутно возросла и мощность. В общем-то, дело ведь не в ней (большинству АС вполне достаточно 100 и тем более 200 Вт, не говоря уже о 400 Вт), а в улучшении звучания.

Вторая революция
    Отличительная особенность нового поколения усилителей Devialet — использование решенной на программном уровне и реализуемой посредством цифрового сигнального процессора технологии SAM (Speaker Active Matching). Производитель называет ее изобретение вторым революционным шагом после создания гибридного усилителя. Суть технологии заключается в коррекции фазовых характеристик по всем частям спектра. В лаборатории Devialet были проведены тщательные тестовые замеры возможных фазовых искажений для конкретных акустических систем и созданы математические модели, позволяющие этих искажений избежать. Теперь усилитель сам подстроит фазовые характеристики под ваши акустические системы! Для этого достаточно выполнить несколько простых действий: на сайте компании в разделе «Конфигуратор» выбрать свои колонки и, скопировав в компьютере полученные данные на SD-карту, вставить ее в слот на задней панели усилителя. Надо принять во внимание, что готовых предустановок SAM Processing пока немного, но это лишь вопрос времени. На момент подготовки данного материала оказались доступными математические модели для некоторых АС: Focal, B&W, KEF, Sonus Faber, Atohm, Magico и Wilson Audio. Нам повезло — для акустических систем Wilson Audio Sophia 3, использованных в контрольном тракте, готовые предварительные установки имелись. Тем, кто не найдет своих колонок в выпадающем списке, огорчаться не стоит. Компания обязуется до конца года увеличить количество наименований АС до нескольких сотен. Также следует отметить, что все владельцы усилителей Devialet, выпущенных ранее, могут бесплатно оснастить свою технику этой новой функцией, лишь обновив прошивку.

1403112761_2 copy.jpg

Эффективная команда
    Каждый моноблок 400 — это два изящных тонких устройства с зеркальной верхней крышкой. Один из них является ведущим (master), второй — ведомым (slave). Начинка первого тождественна внутренностям 200-й и, следовательно, 170-й модели.
    Master принимает цифровой сигнал на традиционные цифровые входы: оптический, симметричный AES/EBU и три коаксиальных. Обслуживание этих входов и цифровых выходов возложено на приемопередатчик WM8805 от Wolfson. По универсальной шине USB, используя легко инсталлируемое ПО и программный плеер (iTunes, Foobar2000 и т. п.), можно передавать с компьютера на усилитель пакеты данных из музыкальных файлов; в этом случае компьютер воспринимает его как внешнюю звуковую карту. В аппарате за указанное соединение и взаимодействие отвечает чип XMOS. Сетевая коммутация осуществляется через порт Ethernet на задней панели усилителя или посредством беспроводного подключения по собственному протоколу через универсальный стример Devialet AIR (полностью совместим с Mac, PC, iOS и Android), реализованный на Wi-Fi-модуле RS-9110-N-11-24 компании Redpine Signals. В непосредственной близости от выходов на акустические системы расположена пара цифроаналоговых преобразователей Burr-Brown PCM1792 (весьма наглядное свидетельство кратчайшего пути сигнала). Для оцифровки музыкальных данных в аналоговой форме используется АЦП Burr-Brown PCM4220. Сердце аппарата — быстродействующий DSP-процессор, предельные характеристики частоты семплирования и разрядности которого равны 192 кГц / 40 бит с плавающей точкой.
    Slave устроен и укомплектован аналогичным образом, за исключением модуля беспроводной связи и радиофицированного пульта ДУ, что благоприятно сказывается на его более низкой стоимости.

1403112724_4 copy.jpg

Прослушивание
    Отмечу сразу, что мы не применяли аналоговую межблочную коммутацию и не стали испытывать возможности АЦП, интегрированного в Devialet 400. Для получения наилучшего звучания изготовитель рекомендует пользоваться встроенным ЦАПом, а у нас нет повода не доверять ему, тем более что предыдущий опыт взаимодействия с аппаратурой Devialet был положительный.
    Воспроизведение оперы «Так поступают все…» Моцарта при отключенном SAM-процессе отличалось едва различимой на слух диффузией звуковых объектов. Если прибегнуть к аналогии с живописью, то техника письма звуковой картины являлась чем-то средним между классической и импрессионистической манерой. Объекты не назовешь размытыми, но в их контурах присутствовала легкая зыбкость. Включение же режима коррекции фазовых характеристик, специально предназначенного для используемых нами колонок, моментально конкретизировало звучание. Ощутимо в лучшую сторону менялось восприятие трехмерной сцены, она делалась шире и глубже. Оркестровые группы и голоса солистов легко локализовывались, без дискретности, становились частями единого целого, подробно воссозданного образа. Впечатляли естественность тембров, обертонное богатство голосов и общая раскрепощенность звучания.
    Аналогичные позитивные сдвиги при выключенном и включенном SAM-режиме возникали во время прослушивания инструментальной адаптации оперы Гершвина «Порги и Бесс», сделанной Майлсом Дэвисом в 1958 году. Разница с предыдущим диском, помимо отсутствия вокальных партий, была в том, что звуковая картина, созданная Дэвисом, без фазовой корректировки казалась написанной более широкими и дерзкими мазками. Включение SAM, вместе с возросшей четкостью, предоставило возможность во всей полноте ощутить богатство звуковых текстур. Контрастное соседство холодного и теплого, ровного или шероховатого звука медных и деревянных духовых соответствовало авторскому замыслу. Корректировка никоим образом не ослабляла экспрессии в тех местах, где ее предусмотрел сам Дэвис. Отмечу только, что выразительность эта была далека от ярости джазовых авангардистов более позднего периода, но и она не оставляла слушателя безучастным.
    Сборник «The Very Best Of The Blues Brothers» содержит концертные и студийные записи песен, прозвучавших в фильме «Братья Блюз». Концертные версии впечатляли реалистичностью, создавая эффект присутствия. Нажатие же кнопки коррекции придало изначально задорной и разбитной музыке неожиданно интеллигентный характер. Без корректирующего вмешательства треки, сохраняя драйв, звучали «грязнее».

1403112742_3 copy.jpg

    Название диска «Let It Be… Naked» легендарной ливерпульской четверки обретает особый смысл, когда слушаешь эту запись с помощью Devialet 400. Слово «naked» означает «обнаженный», но в данном случае уместно использовать прилагательное «откровенный». Со всей откровенностью, без прикрас предстали перед слушателем и The Beatles. Это сырая музыка, полученная из километров пленки, записанных во время многочисленных сессий в 1969 году, без возможности «прикрыться» работой звукорежиссера. И это живая музыка, где пульсирует ритм, есть нерв и искренность. Все это усилитель передавал без нареканий и, как мы выяснили в предыдущих примерах, с высокой полнотой.
    Для того чтобы сравнить звучание аналогичных по содержанию фонограмм на компакт-диске, в виде сжатых без потерь аудиоинформации файлов FLAC и некомпрессированных файлов WAV со стандартными параметрами (16 бит / 44,1 кГц), был выбран альбом «Red» британского арт-рокового коллектива King Crimson. Все три варианта качественны, однако наиболее предпочтительными оказались несжатый WAV (как наиболее раскованный) и компакт-диск, когда CD-проигрыватель использовался как транспорт и источник цифрового сигнала, декодированного затем Devialet 400. Звучание CD более плотное, но и более энергичное.
    Воспроизведение аудиоматериала высокого разрешения, будь то ремастированное издание классического альбома The Rolling Stones «Let It Bleed» или недавняя запись норвежского джазового квартета под управлением Торга Густавсена, доставило очень большое удовольствие. Бытует мнение, что звучание hi-res-файлов ничем качественно не отличается от звучания записей в традиционных форматах. Однако, по моему субъективному мнению, в данных конкретных фонограммах больше прозрачности, детальности, рельефности и музыкальности. Но чуть подробнее я хотел бы остановиться на впечатлении от прослушивания Одиннадцатой симфонии Шостаковича, поскольку вовлеченность в весьма протяженное во времени музыкальное действие оказалась наиболее сильной.
    Неспешное развитие первой части (Adagio), где волнами накатывает и отступает дальняя дробь барабанов или гул литавр, где струнные и духовые словно бы приглушены,— все это погружало в гипнотическое оцепенение. И только отдельные и нечастые немузыкальные артефакты вроде случайного стука смычка или шороха перелистываемых нот возвращали в реальность. Затем внимание всецело захватывал нарастающий конфликт второй части (Allegro) и его трагическое разрешение. Здесь с пиковыми нагрузками громкости усилитель справлялся безукоризненно, не вызывая никакого слушательского дискомфорта. Сменялись эмоции: через траурную третью часть мы приходили к яростному финалу (Allegro non troppo) как к высшей точке сопереживания. Стоит отметить, что такое проникновенное воспроизведение является несомненной заслугой не только дирижера, оркестрантов и звукорежиссерской бригады, но и усилителя.


Вывод
    Devialet 400, как устройство, преобразующее цифровые данные в аналоговый сигнал с последующим его усилением, демонстрирует идеальную сбалансированность разных участков звукового спектра. Аппарату присущи и мощь, и вкрадчивая проникновенность. Исчерпывающая, но не утомляющая детальность соседствует здесь со всесторонне переданной эмоциональной составляющей. Devialet в очередной раз подтвердила репутацию компании, выпускающей, не побоюсь этого слова, революционную продукцию для любителей качественного звука.

Источник: журнал АудиоМагазин