На все времена: Audio Research Reference CD9

05.04.2015 Возврат к списку Просмотрено: 708 раз
    В следующем году исполнилось бы 90 лет Уильяму Зейну Джонсону, основателю знаменитой американской компании Audio Research. К сожалению, 10 декабря 2011 года он покинул этот мир — но, к счастью, дело его живет, и сегодня у нас есть прекрасный повод поближе познакомиться с продукцией этого во всех отношениях примечательного производителя. 
    Свой первый коммерчески успешный усилитель (на прямонакальных триодах, с трансформаторами и внешним блоком питания) Билл разработал и собрал в 1949 году для владельца «Клипшхорнов», которого не устраивал имеющийся аппарат. Два года спустя Джонсон учреждает компанию Electronic Industries, которая на первых порах занималась выпуском модифицированных вариантов усилителей DyCD naco. В 1968 году Electronic Industries покупает компания Peploe, однако 20 апреля 1970 года Билл снова обретает независимость, на этот раз под именем Audio Research. Дебютными аппаратами ARC также поначалу стали модернизированные версии Dynaco, в частности — легендарная модель Stereo 70, даже в своем оригинальном виде разошедшаяся тиражом более 300 тысяч штук и шутливо называемая «Макинтошем для нищебродов». Впрочем, полностью самостоятельные разработки также не заставили себя долго ждать.

arc_cd9_1 copy.jpg

    Безусловно, ламповая звукоусилительная техника — соль земли Audio Research, и, пожалуй, апогеем конструкторской мысли на сегодняшний день являются моноблоки Reference 750, чей индекс соответствует выходной мощности, масса пары превышает полтора центнера, а в выходных каскадах каждого канала установлено по восемь пар KT120. Аппараты выпускаются с 2011 года и пришли на смену модели 610T с аналогичным конструктивом, но на базе 6550. Что же касается непосредственно относящейся к теме данной статьи цифровой техники ARC, то дебютным аппаратом стал ЦАП DAC1 образца 1991 года. Четыре года спустя был выпущен первый CD-проигрыватель с незамысловатым названием CD1, а еще через год — первый и единственный (а скорей всего, и последний) CD-транспорт CDT1. Первым проигрывателем с верхней загрузкой диска стала модель CD3 образца 2001 года, а первым цифровым источником серии Reference, созданным на его базе, — модель CD7, выпущенная 4 года спустя. Еще через 3 года появился непосредственный предшественник тестируемого нами сегодня экземпляра, проигрыватель CD8.
    Перед тем как перейти к описанию CD9, приведу еще парочку любопытных исторических фактов. Компанию не миновала широко распространенная в среде high end audio тетрафобия, т. е. боязнь числа 4. Дело в том, что в китайском языке слова «четыре» и «смерть» являются омофонами, а в Японии и Корее эти слова были, соответственно, заимствованы из китайского. Соответственно, модели с индексом 4 в линейке компании отсутствовали как класс. В 2008 году ARC была куплена группой компаний Fine Sounds, а Билл Джонсон отошел от дел и занял должность почетного председателя.

arc_cd9_2 copy.jpg

Конструкция
    Модель CD9 была впервые представлена в январе позапрошлого года на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе. Относительно уже хорошо известной «восьмерки» изменения затронули сразу несколько аспектов. Прежде всего, появилось четыре цифровых входа: оптический, коаксиальный, AES/EBU и USB. Каждый способен понимать входной сигнал с разрешением вплоть до 24 бит/192 кГц. Кроме этого, была реализована возможность опционального кратного апсемплинга и выбора одного из двух цифровых фильтров, как я понимаю — ставшая реальностью благодаря преобразователю частоты дискретизации SRC4392 от Texas Instruments. Наконец, непосредственно цифро-аналоговое преобразование теперь выполняется парой конвертеров PCM1792 вместо одного в предыдущей модели. И еще один момент: производитель декларирует независимые и раздельные генераторы синхроимпульсов для опорных частот 44,1 и 48 кГц.
    Что же касается выходных каскадов, то там, как и прежде, трудятся две пары двойных триодов 6Н30П. В блоке питания тоже используются лампы — уже упомянутый двойной триод и лучевой тетрод 6550, производства Sovtek. Кстати сказать, еще в 90-х гг. Билл тепло отзывался о лампах отечественного производства, ставя их несоизмеримо выше китайских аналогов. И еще: Джонсон считал, что в свое время переход на транзисторы был во многом связан с облегчением сервиса (даже не столько ремонт, сколько настройка и замена). Именно поэтому компания всегда избегала экзотических электровакуумных приборов и использовала максимально распространенные.
    В комплекте имеется пульт ДУ. Изготовлен проигрыватель в США.

Прослушивание
    Fugit irrevocabile tempus — говорили ушедшие древние. «Каждому времени — свои песни» ,— вторили им другие. Если вдуматься, то все, о чём мы мечтаем, что мы делаем, что мы оставляем после себя, и есть производная от времени. Ну или интеграл, если ставить не на лириков, а на физиков. Вехи времени служат нам ориентирами в пространстве поступков и событий, наделяя наши усилия неким смыслом или, наоборот, констатируя ситуацию «поезд ушёл». Принадлежность к тому или иному временному отрезку иногда определяет наш статус как обладателей какой-либо ценной вещицы, в зависимости от того, что в данном случае ценится выше: наличие у этой вещи истории — или, наоборот, полное её отсутствие, подразумевающее историю, которая только должна начаться. Что может связывать Audio Research CD9 и определённые временные вехи? На первый взгляд, совершенно ничего. Но представив себе на минутку, что некий любитель аудио (даже ещё не Hi-Fi) и, скажем, Гарри Белафонте или Бинга Кросби, оказался бы наедине с CD9, думаю, что строгий прямоугольный аппарат с ручками и зеленоватыми символами дисплея не вызвал бы у ретромеломана никакого, как нынче принято выражаться, когнитивного диссонанса. Стилистика вполне в духе времени — или, вернее, вне времени, экстерьер выше всяких похвал, ну а то, что аппарат сложно идентифицировать с первой минуты, — так и поныне сфера профессиональной звукозаписи изобилует устройствами, чьё предназначение для большинства меломанов остаётся крайне туманным.
    Глядя на Audio Research CD9, я думаю, что существуют вещи, которые, неся на себе печать времени, между тем свободны от бремени привязки к какой-то конкретной дате. Будучи созданными однажды, они остаются навсегда актуальными, словно жизнь их превратилась из отрезка в вектор. Как Эйфелева башня, которая, несмотря на своё ничем не прикрытое L’Art Nouveau, украшает пластинки шансонье, кабаре, диско и иных музыкальных стилей, отстоящих от музыки конца позапрошлого столетия дальше, чем Бетельгейзе от Антареса.

13 copy.jpg

    Вокал и гитарные риффы Whole Lotta Love прекрасно подходят для иллюстрации моей мысли. Навязчивый повторяющийся рифф, который в 1969 году совместно выдали на-гора Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс, до сих пор бередит умы неокрепшего поколения, скупающего реплики раритетных гитар, и моих ровесников, по большей мере специализирующихся не на звукосоздающей, а на звуковоспроизводящей аппаратуре. CD9 идеально подходит на роль третейского судьи. Не пытаясь внести ничего от себя лично и идеально вписываясь в концепцию высококлассного настоящего источника уровня high end, «девятка» уникальна по своим «голосовым» талантам. Она в полной мере унаследовала и здравый консерватизм, и определенную легкость подачи материала. В её исполнении самые академические сюжеты слушаются легко и без внутреннего усилия. Словно по мановению волшебной палочки, академизм симфоний превращается в аудиобеллетристику, требующую прочтения взапой. С моей стороны было бы неосмотрительно обещать, что каждый обладатель CD9 на исходе второго дня помчится покупать лицензионную версию «Кольца нибелунга». Но, думаю, вполне могу обещать длительное, неподконтрольное воздействие проигрывателя на вкусы своего владельца. И то, что спустя несколько месяцев владелец рискует утратить интерес к великим и нетленным произведениям, так или иначе воспевающим места не столь отдаленные, а также их контингент. Век воли не видать.
    Мне очень понравилось, как CD9 воспроизвел Little Wing. И в оригинале, и в исполнении Джо Кокера. Для меня музыка Хендрикса всегда была чем-то вроде лакмусовой бумажки, при помощи которой технически совершенную аппаратуру можно отличить от всего лишь неплохой. В последнем случае пассажи одного из самых ярких гитаристов всех времён и народов меня достаточно быстро утомляют. Отрадно, что с CD9 всё совсем иначе. Как-то так я и представлял себе идеальное исполнение идеальной вещи. И что меня особенно порадовало: я не обнаружил в звучании аппарата той приторной ламповости, которой иные производители, в силу дурного вкуса или банальной некомпетентности, наделяют свои не самые удачные изделия. Но у Audio Research все обстоит более чем достойно как с первым, так и со вторым. 
    Перебирая компакт-диски и прикидывая, что бы я хотел ещё услышать в исполнении этого незаурядного проигрывателя, я попытался представить себе будущего владельца CD9. Кто способен в полной мере понять потенциал этого аппарата? Пожалуй, прежде всего это должен быть человек с тонкой душевной организацией, способный по достоинству оценить эмоциональную составляющую звучания. Во-вторых, человек по-настоящему влюблённый в музыку, не представляющий свою жизнь без ежедневной дозы положительных эмоций. Думаю, кстати придётся опыт общения с компьютером, поскольку CD9 - это не только весьма достойный источник, но и в высшей степени незаурядный цифро-аналоговый преобразователь. По крайней мере, могу утверждать, что музыкальные файлы с моего компьютера звучали практически неотличимо от записей на компакт-дисках.

wilsons_audio_research550 copy.jpg


Вывод
    Когда мы озадачиваемся идеей сохранения и воспроизведения шедевров ушедших эпох, кто-то обращается к винтажным решениям, вплоть до граммофонов и музыкальных шкатулок, а тревожно настроенная часть музыкального сообщества начинает скупать карты памяти и выкачивать файлы с торрентов. Как мне кажется, и то, и другое — половинчатые решения. Старые технологии хороши для коллекционирования ретроппаратов. Новые несут опасность того, что выкачанный файл может быть «залит» некачественно и в итоге вызовет эмоциональное отторжение.
    Audio Research CD9 кажется мне идеальным ответом на чаяния настоящего меломана и аудиофила. Правильно спроектированный, идеально собранный и изумительно звучащий, он удовлетворяет самым нескромным запросам. И кроме того, он еще и красив неброской красотой настоящего шедевра high end: по-моему, у него совершенно нет недостатков — идеальная вещь для неидеального мира.

Источник: журнал "ProHighEnd"