Система из компонентов Naim Audio

26.09.2015 Возврат к списку Просмотрено: 762 раз
    Послушать систему из компонентов одного бренда удаётся не так часто – производителей, выпускающих и электронику, и акустику, можно пересчитать по пальцам. А уж таких, чтобы дополняли технику собственными кабелями, вообще не припомню. Так что сегодня у нас есть возможность оценить современную концепцию Naim в самом чистом виде.
    Проигрыватель CDX2 выпускается и активно продаётся более двенадцати лет, и этим, по-моему, всё сказано. Угловой лоток, выдвигаемый вручную, бесшумный транспорт с магнитным клэмпом и быстрой реакцией на команды, сочетание чёрной панели с зелёной подсветкой кнопок и дисплея – всё привычно и узнаваемо.

naim_08-640x420 copy.jpg
CDX2 … выдаёт с компакт-дисков насыщенный, богатый саунд, 
с великолепной детальностью и резкими перепадами динамики

    Внутри – тоже классика от Naim Audio. И механика, и платы экранированы и подвешены на гибких демпферах. Специалисты компании считают, что микрофонный эффект (помехи из-за вибраций электронных компонентов) и внутренние напряжения в проводниках не менее вредны для звука, чем обычные шумы и искажения. Поэтому даже сетевые кабели проходят на фабрике сеанс релаксации – встряхиваются в течение нескольких часов на специальном стенде.
    В CDX2 длина дорожек на печатных платах и шлейфов между ними сведена к минимуму. Цифровые схемы и все ступени аналогового усиления питаются от двадцати раздельных малошумящих стабилизаторов, для которых детали отбираются вручную с помощью уникальных приборов собственной конструкции. Тем не менее, есть способ поднять качество звучания CDX2 на уровень выше — подключить к нему внешний источник питания XPS, выдающий ещё более стабильное и чистое напряжение.

naim_01-640x402 copy.jpg

    Привод управляется микропроцессором, программа для которого написана специалистами Naim. Его задача – обеспечить наиболее точное считывание независимо от того, какой диск загружен в проигрыватель – CD-Audio, CD-R или CD-RW.
    Второй источник в нашей системе буквально напичкан самой продвинутой электроникой. NDS позиционируется (и признан многими экспертами) как сетевой плеер класса High End, а вы можете представить, насколько сложно создать бескомпромиссный аппарат, выполняющий функции компьютера с расширенным сетевым сервисом, цифро-аналогового преобразователя и линейного усилителя? Кабели Burndy с тщательно продуманной геометрией позволяют подключить два внешних источникам питания 555PS. Это даёт 100%-е развязку всех узлов по питанию, в добавок к тому, что в NDS цифра, аналог и управление разнесены по блокам, разделённым и механически. Каждая плата закреплена на подпружиненной латунной пластине толщиной около 1 см, за счёт чего частота собственного резонанса снижается до 4 Гц и не влияет на звучание.
naim_07-640x551 copy.jpg

… вы можете представить, насколько сложно создать бескомпромиссный аппарат, 
выполняющий функции компьютера с расширенным сетевым сервисом, 
цифро-аналогового преобразователя и линейного усилителя?

    Описать все функции NDS нереально, отмечу лишь, что аппарат воспроизводит потоковое аудио 24 бит/192 кГц и интернет-радио, работает с iPod/iPhone/iPad в цифровом режиме и через USB, управляется кнопками на лицевой панели (дисплей реально помогает), через пульт ДУ или бесплатное приложение n-Stream iOS. Декодируются файлы WAV, FLAC, AIFF, ALAC, AAC, WMF, Ogg Vorbis и mp3, распознаются плейлисты M3U и PLS. За счёт совместимости с UPnP в домашней сети обеспечивается приём потокового аудио с серверов и накопителей NAS, а также компьютеров через USB.

naim_04 copy.jpg

    Конвертеры построены на двух чипах Burr-Brown PCM1704 с отношением сигнал/шум не хуже 120 дБ в результате лазерной подгонки. Предварительная обработка данных производится 40-битным процессором SHARC с производительностью миллиард операций в секунду. Схема опорного генератора примерно та же, что в модели NDX, но число референсных частот увеличено до 512. Используется оптическая и гальваническая развязка цифровых данных между разными частями тракта.
    Цепи преобразователя ток-напряжение, аналоговые фильтры и выходные каскады построены на дискретных транзисторах.
    Встроенного источника питания у NDS нет – работает он только от внешних блоков XP5 XS, XPS или, как в нашей системе, от 555PS (на фото внизу).

naim-audio-555-ps-inside_1-640x457 copy.jpg

    Предварительный усилитель NAC 252 рассчитан на подключение пяти линейных источников и рекордера с возможностью контроля записи. Большинство входов – 5-пиновые DIN с разводкой земли раздельно для каждого канала, но два из них можно перекоммутировать на RCA. Собственного источника питания у преда тоже нет — стабилизированное напряжение по 14 независимым линиям подаётся через многожильный кабель от блока SuperCap. Раздельно питаются не только все каскады усиления, но также цепи управления и индикации. Регуляторы громкости и стереобаланса аналоговые, на прецизионных потенциометрах.
    Усилитель мощности NAP 300 в нашей системе тоже двухблочный. Здесь на первое место выходит уже не столько помехозащищённость (хотя и при больших сигналах она важна), сколько массогабаритные показатели — если разместить в одном корпусе звуковой тракт с источником питания, подобным 300 PS, получится очень громоздкая м неудобная в обращении конструкция. Отдаваемая в нагрузку мощность 2 х 90 Вт (8 Ом) обеспечивается выходными транзисторами серии 007, разработанными для флагманских моноблоков Statement NAP S1. Благодаря этому 300-й способен долгое время работать с 2-омной акустикой без значительного повышения искажений.

naim_09 copy.jpg

    Акустические системы S-600 – вторые сверху в линейке Ovator. Это слегка уменьшенная копия флагманской модели S-800, которую два года назад мне довелось послушать на фабрике Naim в Солсбери. При создании «Оваторов» компания разработала собственное, оригинальное решение — плоский излучатель BMR (Balanced Mode Radiator). Ключевое слово в здесь Mode, т.е. режим, способ. До 380 Гц мембрана работает как поршень, а на более высоких частотах, вплоть до 35 кГц, превращается в источник когерентного излучения с широкой диаграммой направленности. Мембрана представляет собой плоский диск диаметром 85 мм, состоящий из слоёв полимера Nomex с сотовой структурой и пропитанной бумаги. Подвижная система действительно балансируется шестью небольшими грузами, закреплёнными на мембране. На создание BMR ушло более трёх лет, и за это время было проведено немыслимое количество практических экспериментов, поскольку методики расчёта подобных излучателей не существовало. Излучатель помещён в алюминиевую трубу длиной 40 см, диаметром 12 см с толщиной стенок 13 мм. Она заполняется смесью поролона, фетра и натуральной шерсти, чем обеспечивается необходимая степень демпфирования заднего излучения и полная изоляция от стоячих волн, возникающих в корпусе при работе НЧ-драйверов. К задней стенке труба крепится не жёстко, а посредством двух пластинчатых пружин – для развязки от вибраций. Помимо упомянутой выше линейности и широкой дисперсии, BMR имеет и ещё одно важное преимущество: полный голосовой диапазон, а также всё от верхней середины до ультразвука воспроизводится одним излучателем, ведь Ovator-600 при всех своих внушительных габаритах – системы двухполосные.

naim-681-640x480 copy.jpg

Дуглас Грэм, директор по продажам Naim Audio, демонстрирует акустическое оформление BMR.

naim_12-640x486 copy.jpg

К задней стенке труба крепится не жёстко, а посредством двух пластинчатых пружин – для развязки от вибраций.

    Басовая секция состоит из двух 20-сантиметровых НЧ-головок, работающих в закрытом оформлении. Они также были разработаны специалистами Naim практически с нуля. Диффузоры изготовлены из длинноволокнистой целлюлозы с частицами демпфирующего материала. Четыре «таблетки», наклеенные на границе с каучуковым подвесом, устраняют нежелательные колебания. Чтобы между керном магнита и пылезащитным колпачком не возникала компрессия, этот зазор заметно увеличен. В конструкции звуковой катушки приняты меры для выравнивания импеданса во всей нижней полосе. Драйверы работают в 30-литровом изолированном объёме, в котором стенки оклеены войлоком толщиной 2 см. Передний щит изготовлен из 5-сантиметрового антирезонансного сэндвича.

naim_11-640x526 copy.jpg

    Кроссоверы четвёртого порядка спрятаны в основании корпуса, которое благодаря промежуточной листовой рессоре гасит все резонансы выше 12 Гц. «Плавающие» входные терминалы, в свою очередь, изолированы от платформы, в которую вкручиваются тяжёлые конусы.

naim_Cross copy.jpg

Фильтр S-600 с частотой раздела 360 Гц собран из деталей аудиофильского класса.

    По звучанию «Оваторы» трудно спутать с какой-нибудь другой акустикой благодаря характерному почерку BMR. Эти излучатели задают чрезвычайно ровный тональный баланс с рельефной подачей музыкальных нюансов. Именно музыкальных, а не звуковых, что очень важно. Если бы не склонность укрупнять мелкие детали, построение сцены можно было считать идеальным. Порой просто не верится, что эти громадины способны настолько точно расставить виртуальные источники по всем трём измерениям.

naim_05-640x339 copy.jpg

    Второй важный момент – чрезвычайно большая площадь «свит спота», т.е. зоны оптимального прослушивания. Можно не только перемещаться по ширине комнаты, но и менять расстояние до передней линии, без заметного искажения пространственной картины. Поскольку самый информативный частотный диапазон воспроизводится одним драйвером, нет ощущения «разбега» полос, даже если подойти почти вплотную. Так что Ovator -600 будут вполне адекватно звучать и в относительно небольших помещениях, тем более, что отсутствие фазоинвертора позволяет поставить колонки поближе к стене. Определяющим фактором в таком случае будет отсутствие проблем с басом.
    А бас у «Оваторов» интересный. Он реально глубокий (всё-таки нижняя граница 28 Гц), но не грузный и не монотонный. И – вот оно главное преимущество закрытого оформления – скорострельность, позволяющая чётко выдавать быстрые серии мощных ударов. При такой суммарной площади диффузоров создаётся реальная ударная волна с очень резким фронтом. Второй плюс – идеальное согласование НЧ-звена с BMR по скорости, что даёт слаженность звучания, редко достижимую в крупных напольных системах. Сложные ритмические структуры считываются легко, без малейших усилий, что в сочетании с убойной динамикой производит сильное впечатление.

naim_10 copy.jpg

Порой просто не верится, что эти громадины способны настолько 
точно расставить виртуальные источники по всем трём измерениям.

    Теперь – к более тонким наблюдениям. О звучании проигрывателе CDX2 уже исписаны тонны бумаги, внесу и я свою лепту. Обычно, когда сравниваешь звучание CD и HD-файлов, в первом случае замечаешь несколько более упрощённую подачу, что вполне объяснимо — 44,1/16 всё же достаточно грубое квантование, особенно для музыки со сложным спектром. Так вот, у CDX2 этой особенности нет. Он выдаёт с компакт-дисков насыщенный, богатый саунд, с великолепной детальностью и резкими перепадами динамики. Оркестр – мощно, подробно, с основательным нижним регистром, с воздухом и едва слышными реверберациями зала.

naim_06-640x427 copy.jpg

    С плеером NDS история немножко другая. Файлы на него передавались с сервера по Ethernet с максимально возможным разрешением. Впечатления такие: более насыщенное пространство сцены и, как ни странно, заметно возросшее энергетическое наполнение музыки. Странно, потому что обычно бывает наоборот – при воспроизведении с жёсткого диска звучание обретает плавность, но слегка теряет в напоре, удары кажутся немного подсушенными. А вот у NDS есть и плавность, и эффектный, с «мясом» удар. Нюансы будут зависеть исключительно от качества самих файлов, оцифровки 24/192 звучат очень по-разному, есть просто удивительные вещи, и система показывает их во всём великолепии. И что интересно, даже при таком преобразовании цифры в аналог сохраняется фирменное звучание Naim – в меру эмоциональное, в меру подробное, не усыпляюще комфортное и по-настоящему увлекательное.


Источник: www.salonav.com