Тест напольных колонок Quad S-5: традиция экспериментировать

15.08.2019 Возврат к списку Просмотрено: 1086 раз

К британским электроакустическим традициям и брендам, стоявшим у их истоков, меломаны относятся с особенным пиететом. Однако время меняет не только звуковые технологии, но и музыкальные вкусы, да и саму схему бизнеса тоже. Десятилетиями оставаться на гребне этой волны совсем непросто, но у Quad с чувством аудиофильского равновесия явно все в порядке. И сегодня мы исследуем совсем не олдскульные колонки, выпущенные, страшно подумать, к 80-летнему юбилею фирмы.

1.jpg

На самом деле, главный рецепт долголетия любой технической компании очевиден: былые победы обязательно должны прорастать новыми интересными разработками. Конечно, это гораздо проще сказать, чем сделать, но в том-то и фишка, что Quad с первого дня своего существования ориентировалась исключительно на самые горячие инновации. Напомню, что электростатическими колонками компания удивила мир еще 63 года назад, ну а ленточные твитеры в ее АС используются и вовсе с 1949 года.

2.jpg

Компаньонами S-5 по тесту стала близкородственная связка CD-плеера и усилителя Quad Artera Play Plus / Artera Stereo, а также примкнувший к ним музыкальный сервер Naim Uniti Core

Колонки под литерой «S», о которых у нас сегодня и пойдет речь, были представлены в 2016 году, то есть ровно через 80 лет после выпуска первых усилителей Quad для систем голосового оповещения. Состав семейства абсолютно классический: две модели полочников, два напольника и центральный канал (кстати, нам по секрету сказали, что скоро добавят второй центральный канал с 5-дюймовыми динамиками). Вот только сабвуфера в каталоге не обнаружилось, поскольку бас-машины ребята из графства Кембриджшир не делают принципиально. Что, конечно, немного удивляет, особенно учитывая наличие явно ориентированного на домашний кинотеатр центральных каналов.

Преображенная лента

Итак, самые внушительные в серии колонки S-5 представляют собой 27-кг напольные башни высотой 107 см при глубине корпуса в 33 см. Традиционно для Quad, здесь используются ленточные твитеры, однако со времен молодости Чарли Паркера в их конструкции произошли весьма существенные изменения. И в первую очередь, преобразилась сама лента: не набирая дополнительного веса, она превратилась в многослойный композит, способный без деформаций и износа выдерживать серьезные физические нагрузки. Полностью погруженная в поле мощных неодимовых магнитов, она одновременно является и звуковой катушкой со сверхмалым смещением, и невесомой излучающей мембраной.

3.jpg

Судя по этим двум схемам, «оптимизировать» конструкции путем их упрощения в Quad не привыкли. Обратите внимание на структуру внутренних переборок корпуса и конструкцию магнитной системы твитера.

За средние частоты отвечает один 5-дюймовый драйвер с кевларовым диффузором, а вот басовую секцию озвучивают сразу пять излучателей. Два из них размещены на фронтальной панели — это 6,5-дюймовые динамики, диафрагмы которых также сплетены из кевларовых нитей. Однако нагружены они не на банальный фазоинвертор, а на блок из трех пассивных излучателей такого же калибра. Таким образом, суммарная излучающая поверхность получается на редкость внушительной — и это при ширине фасада всего в 20,5 см!

Поверхность корпуса, не занятая многочисленными диффузорами, может быть декорирована шпоном черного или красного дерева, а также отделана белым или черным рояльным лаком. Причем речь в данном случае идет не о глянцевом полимере «под рояль», а именно о честной ручной полировке. Мне на тестирование досталась пара именно в белом лаке, и смотрелась она роскошно. Хотя, как вы понимаете, к дизайну интерьеру в этом случае требования будут особые. Почти как если бы в нем планировалось поместить настоящий рояль. Отделка шпоном в этом смысле куда демократичнее.

4.jpg

Излучающий элемент твитера — тончайшая многослойная пленка площадью 540 кв. мм

Конструкция стенок кабинета нетривиальна — они склеены из нескольких разнородных слоев. Сочетание МДФ и высокоплотной ДСП позволило значительно увеличить внутреннее демпфирование конструкции, а значит, эффективнее бороться с резонансами.

Внешняя акустическая оптимизация заключается в сильно скругленных углах на стыках фасада и горизонтальных панелей. А имея в виду, что твитер расположен почти под самой «крышей», радиальный изгиб в данной области, действительно, способен заметно снизить интерференцию на высоких частотах. Для оптимизации басовой составляющей колонки устанавливаются на изящные, но в то же время достаточно массивные платформы с крупными шипами.

5.jpg

Подключая колонки, прикасаешься не просто к клеммам, но к самой истории электроакустики

На тыльной поверхности обнаружились две пары полированных до зеркального блеска массивных клемм, допускающих подключение по бивайрингу. Расположены они на эффектной золотистой накладке, еще раз напоминающей о славном 80-летнем юбилее. Интересно, что указанный на ней импеданс (8 Ом) отличается от значений в документации, где его номинальное значение составляет 6 Ом, а минимальное — 3,2 Ом.

В тестовом усилительном тракте логичным образом решено было использовать стереофонический оконечник Quad Artera Stereo. Его мощность составляет 2х100 Вт (при нагрузке 8 Ом при THD <0,03% в диапазоне 20 Гц – 20 кГц), а полностью балансная конструкция построена по фирменной топологии Current Dumping (Токовое демпфирование), которая, по словам разработчиков, способна вплотную приблизить характеристики режима АВ (в первую очередь, линейность) к уровню усилителей класса А. Имея в виду, что акустика у нас не только многополосная, но и на редкость многодрайверная, данная особенность очень важна, ведь она позволит максимально корректно судить о качестве сшивки полос и монолитности саунда.

6.jpg

Усилитель Artera Stereo построен по фирменной топологии Current Dumping, реализация которой принесла инженерам Quad Королевскую награду за технологические достижения

С колонками усилитель был соединен кабелями Atlas Hyper 3.5.

Детальный постанализ

Впрочем, начав прослушивание, о необходимости анализа работы кроссоверов и пассивных излучателей я, честно говоря, вспомнил далеко не сразу. Дело в том, что S-5, играючи, окружили меня удивительно легким (в хорошем смысле слова), открытым и гармоничным саундом. Особенности воспроизведения давно знакомых фонограмм сознание, разумеется, подмечало, параллельно пытаясь соотнести их со стоимостью колонок и их акустической схемой, но большая часть моего меломанского «Я» просто слушала музыку.

После адаптации к неожиданно гармоничной для такой хитрой конструкции подаче, пришла очередь детального анализа. Начать разговор стоит с высоких частот. За долгие десятилетия, прошедшие со времен первого ленточного твитера в колонке Quad Corner Ribbon, в мире, конечно, изменилось многое. И планарные излучатели по нынешним временам — не такая уж и редкость.

7.jpg

Однако мне показалось, что именно у S-5 получается отыграть высокие так, чтобы вне зависимости от набора исполнительских инструментов они воспринимались как некая единая звуковая ткань с четко ощутимым динамическим и тональным микрорельефом. У каждой нити в этом полотне свое четко определенное место и оттенок, хотя разрешение этих АС каким-то совсем уж космическим и невероятным я бы не назвал. В границах своего ценового класса детализация впечатляет, но у того же Quad, например, имеется более высокопоставленная серия Z. Ее представители располагают пищалками с диафрагмой размером 90х12 мм, то есть ровно в два раза большей площади. И это, как вы понимаете, неспроста.

Как бы там ни было, но к пространственным характеристикам саунда в исполнении наших S-5 придраться еще труднее, чем к передаче сверхтонких нюансов на ВЧ. Звуковая сцена широка и математически скрупулезна. Масштабы музыкальных образов абсолютно адекватны, хотя их позиционирование по глубине показалось мне несколько сглаженным.

8.jpg

Широкие гибкие подвесы не позволяют изгибаться самому кевларовому диффузору

Тут, правда, имеется одна тонкость. Рассуждать о трехмерном звуковом поле этих колонок нужно с большой оглядкой на их позиционирование. В сравнении со многими другими «ленточными» АС они имеют более выраженную направленность излучения — причем и в горизонтальной, и вертикальной плоскостях. Последний момент даже упоминается в фирменном каталоге: там говорится, что инженеры сознательно ограничили вертикальную дисперсию, чтобы минимизировать ранние отражения от пола и потолка.

Раз уж речь зашла о расстановке, напомню, что присутствие на задней панели трех 6,5-дюймовых НЧ-диффузоров закономерно требует достаточного свободного пространства. На мой взгляд, придвигать колонки к стене ближе, чем на полметра уж точно не стоит. При соблюдении данного правила бас обретает четкость и управляемость, ну а его линейности и вовсе остается только позавидовать. Благодарить за такие роскошества нужно все те же пассивные излучатели.

9.jpg

Пассивных излучателей тут, что называется, на все деньги

Троекратная, в сравнении с фазоинверторными одноклассниками, суммарная рабочая площадь вуферов позволяет снизить амплитуду их колебаний, а значит — уменьшить искажения, связанные с нелинейностью изгиба подвесов. Другое дело, что возросшая масса излучающих элементов в той или иной степени замедляет отклик на крутых всплесках сигнала. Однако в нашем случае остаточные признаки такого эффекта могут обнаружиться лишь в самом нижнем поддиапазоне, да и то не факт. Спад скорости едва заметен, да и музыкальные треки с действительно резко нарастающим глубоким басом надо еще поискать. Кстати, на инфранизкие частоты S-5 особо не рассчитаны: их нижний порог — 35 Гц по уровню -6 дБ.

Что касается среднечастотного диапазона, то первое, на что обращаешь внимание, это полное отсутствие характерной подкраски, в которой иногда бывают замечены кевларовые диффузоры — особенно, во время работы на изрядных уровнях звукового давления. Видимо, здесь позитивную роль сыграли и достаточно широкий резиновый подвес, обеспечивающий поршневой характер работы драйвера даже на большой громкости, и демпфирование со стороны внутреннего акустического оформления кабинета. Одним словом, вокал S-5 отыгрывают живо и энергично, но при этом не позволяя себе агрессии или самовольного украшательства и достаточно бережно обращаясь со сложными тональными фактурами.

10.jpg

Кроме того, разработчики, видимо, были настолько уверены в выбранной акустической схеме и возможностях кроссоверов, что сочли возможным поднять границу фильтрации НЧ/СЧ до отметки в 570 Гц. И в результате, безо всяких эксцессов получили уверенную экспрессию и наполненность как мужских, так и женских голосов.

Выводы

Одним словом, акустика Quad S-5 стала отличным доказательством, что настоящий британский саунд жив не только традициями, но и смелыми экспериментами, которые удивительным образом прекрасно удаются компании Quad вот уже больше 80 лет. Видимо, это тоже традиция.

Достоинства: легкий, интересный, сбалансированный и породистый звук по более чем гуманной для такой системы цене.

Недостатки: колонки не для стесненных жилищных условий. Компромиссов в расстановке они не потерпят.

Официальный сайт: http://quad-hifi.co.uk/product-detail.php?pid=25

Паспортные данные

Число полос: 3

Количество динамиков: 4

Акустическая схема: Пассивный излучатель

Импеданс (номинальный/минимальный): 6/3,2 Ом

Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 42 Гц — 23 кГц

Чувствительность: 90 дБ

Пиковое звуковое давление: 112 дБ

Мощность: 140 Вт на 8 Ом (THD <1%, 1кГц)

Частоты раздела кроссовера: 570 Гц, 3,2 кГц

Объем корпуса: 72,4 л

Габариты без платформы (ШхВхГ): 205х1070х330 мм

Вес: 27,1 кг


Источник: stereo.ru

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша