Проигрыватель винила Naim Solstice Special Edition

10.12.2021 Возврат к списку Просмотрено: 1420 раз

Этот внушительный аппарат мы ждали давно, и вот он появился в Москве. Фантастическая по замыслу и безупречная по исполнению конструкция, в которой лучшие по звуку решения британских инженеров сочетаются с современными достижениями в области точной механики. В комплект, помимо проигрывателя, входит блок питания, фонокорректор и солидный набор аксессуаров.

Первый в России тест проигрывателя Naim Solstice — после испытаний на музыке самых разных жанров.

Naim_Solstice_Special_Edition_07.jpg

ПЕРВОИСТОЧНИК

Naim Audio с 1973 года производит различные электронные компоненты, одно время в каталоге компании присутствовали и акустические системы, а вот проигрывателей винила не было. Хотя тонармы ARO какое-то время выпускались, и до сих пор пользуются популярностью у любителей винила. И вот почти через 50 лет после основания компании этот пробел решили заполнить. И не абы чем, а конструкцией, которая по уровню инженерных решений уже ставится на одну ступень с флагманским усилителем Naim Statement. В большую серию модель Solstice Special Edition не пойдёт, намечено выпустить всего 500 экземпляров, что правильно – уникальных вещей не может быть много. Кроме того, это не просто продвинутый аналоговый источник, а законченное решение, включающее не только тонарм и головку, но и фонокорректор с блоком питания, от которого получает энергию и привод проигрывателя. И вот это всё мы сейчас рассмотрим поближе.

Творческое объединение

С первого же взгляда на проигрыватель понимаешь – это именно Naim, и ничем другим этот внушительный объект быть не может. Сочетание цветов и линий, подбор материалов и, самое главное – столь редкий для нашего времени настоящий аристократизм, проявляющийся в гармонии лаконичности и роскоши. Теперь можно построить монобрендовую систему Naim с аналоговым источником – впервые за всё время существования компании.

Фигурные вырезы, которые видны на фото, препятствуют распространению вибраций при работе двигателя.

Solstice Special Edition – проект престижный, и никаких упущений в конструкции быть не могло. Именно поэтому все чертежи и спецификации были переданы на фабрику Clearaudio, где имелось нужное оборудование, а также персонал с большим опытом в изготовлении точной механики. В Naim в разработке участвовал бывший глава отдела R&D Рой Джордж (Roy George), который уже вышел на пенсию, но ради создания Solstice вернулся и вложил в проект все свои знания.

Naim_Solstice_Special_Edition_13.jpg

Под верхней 5-миллиметровой алюминиевой панелью, анодированной в чёрный цвет, находится толстенная плита, склеенная из 47 слоёв древесины с разными резонансными свойствами. Фигурные вырезы, которые видны на фото, препятствуют распространению вибраций при работе двигателя. Такое решение позволило закрепить и сам двигатель, и узел главного подшипника непосредственно на фанерной платформе. Мне такой подход импонирует больше – для вынесенного наружу мотора не всегда есть место, да и натяжение пассика должно быть заданным строго определённо, а не на глазок. В Solstice Special Edition все расстояния выверены экспериментально и выдержаны с большой точностью.

Опорный диск, высокий и очень тяжёлый, надевается на промежуточный и за счёт магнитной подушки создаёт лишь незначительное давление в точке контакта.

Вращение от бесколлекторного двигателя постоянного тока через плоский пассик передаётся на промежуточный алюминиевый диск, в который снизу врезан мощный кольцевой магнит. Точно такой же, но с обратной полярностью, закреплен у основания оси. Опорный диск, высокий и очень тяжёлый, надевается на промежуточный и за счёт магнитной подушки создаёт лишь незначительное давление в точке контакта. Обратите внимание, что главная ось большого диаметра – из инертной к вибрациям и износостойкой керамики. Скорость вращения диска контролируется схемой сервопривода с оптическим датчиком. Слип-мат с виду самый простой, фетровый. Площадка тонарма механически изолирована от плинта.

Опоры проигрывателя максимально эффективно «работают» на определённой частоте, ослабляя самые вредные вибрации.

Naim_Solstice_Special_Edition_08.jpg

Naim_Solstice_Special_Edition_11.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_13.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_04.jpg

Дайте мне точку опоры…

Первая версия тонарма ARO (название – сокращение от марки алюминиевого сплава) появилась в начале 90-х, выпускалась до 2010-го, и одно время входила в список рекомендованных компонентов Stereophile. Нынешняя версия унаследовала одноопорный подшипник и несъёмный шелл с трёхточечным креплением головки. Впрочем, и обычные, с двумя отверстиями, подойдут без проблем. В современной версии ARO используется не только алюминий, но также вольфрам и карбон, из которого выточена трубка. Подробной информации производитель не даёт – дескать, тонарм установлен, согласован с головкой, и этого вполне достаточно. От себя добавлю, что он 9-дюймовый, с настраиваемой магнитной системой антискейтинга и удобной регулировкой азимута. Конструкция отлично сбалансирована в обеих плоскостях, и при полной свободе перемещения не возникает ощущения неустойчивости. Как только игла опускается на пластинку, тонарм встаёт как влитой. По сравнению с традиционным карданным, узел с точечной опорой практически не создаёт сопротивления движению тонарма благодаря исчезающе малому трению.

Конструкция отлично сбалансирована в обеих плоскостях, и при полной свободе перемещения не возникает ощущения неустойчивости.

Предустановленный МС-картридж Equinox тоже изготовлен на фабрике Clearaudio по спецификациям Naim. Выходное напряжение у него 0,4 мкВ, рекомендованная прижимная сила 2,2 г, профиль иглы – microline.

Naim_Solstice_Special_Edition_20.jpg

Naim_Solstice_Special_Edition_17.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_18.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_19.jpg

Фонокорректор – совершенно новая разработка специалистов Naim. Главная его особенность в том, что для ММ и МС-картриджей разделены не только входы, но и сверхмалошумящие каскады предварительного усиления. Это позволило оптимизировать компоновку схемы и обеспечить меньший уровень шумов для сигналов с разной амплитудой. Усиление в режиме ММ фиксированное, 42 дБ, для МС-секции его можно задать 61 или 67 дБ, а также выбрать входное сопротивление и ёмкость из 16 значений, что в сумме даёт 256 различных комбинаций. Соответствующие переключатели выведены на заднюю панель корректора.

Для ММ и МС-картриджей разделены не только входы, но и сверхмалошумящие каскады предварительного усиления.

В блоке питания — два абсолютно независимых источника. От первого, 24-вольтового, получает энергию двигатель проигрывателя, а от второго, более продвинутого, — фонокорректор. В этой секции используются дискретные стабилизаторы DR, изначально разработанные для флагманского усилителя Naim Statement. Они отличаются малым уровнем шумов и почти нулевым выходным сопротивлением вплоть до нескольких МГц.

Проигрыватель, корректор и блок питания выполнены в едином дизайне с подверчивающимися логотипами Naim, причём яркость свечения Low/Med/High задаётся переключателями на задних панелях. Кроме того, можно активировать режим автоматического перехода в Standby через некоторое время после остановки диска проигрывателя. Все три компонента составляют законченную систему и по отдельности не продаются. Хотя не исключено, что это лишь начало будущей линейки Solstice.

Naim_Solstice_Special_Edition_03.jpg

Naim_Solstice_Special_Edition_05.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_06.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_09.jpg

Вежливость королей

Никогда бы не подумал, что характерное «неймовское» звучание может проявиться и при проигрывании винила. И это не самовнушение — Solstice Special Edition способен показать всю красоту аналогового воспроизведения, но делает это с той потрясающей точностью, которая присуща и цифровым компонентам Naim. Сколько бы я ни слушал разных проигрывателей, даже очень дорогих, обязательно находился какой-нибудь минус, с которым приходилось мириться. Например, прекрасные середина и верх, но бас раздут. Или бас собран, но середина слегка выпирает. Бывает, что с тональным балансом всё в порядке, но в звуке нет объёма. Воспроизведение винила – задача многофакторная, сказываются даже малейшие нестыковки, которых в системе стол – головка – тонарм – фонокабель – корректор может быть много. Вот почему любители винила и пребывают в постоянном поиске, меняя одно звено за другим, добиваясь желанного результата экспериментальным путём. Solstice, пожалуй, единственный на моей памяти аналоговый источник, в котором ничего не хочется подправить. Он выдаёт звук с пластинок практически в первозданном виде, с массой музыкальной информации во всём звуковом диапазоне. И при непривычно безукоризненной точности это, безусловно, винил – с богатым басом, плавной подачей и абсолютно материальными звуковыми образами.

И при непривычно безукоризненной точности это, безусловно, винил – с богатым басом, плавной подачей и абсолютно материальными звуковыми образами.

Ставлю шикарно записанный Dead Can Dance [1] – тут и открытое пространство, шикарный расклад инструментов и голосов, искусно введённая реверберация и тембральная достоверность каждого отдельного звука. Наверняка сыграло свою роль и то, что у нас весь тракт был от Naim, с двумя солидными усилителями в бай-ампинге. Ни единой фальшивой ноты, ни одного упущенного нюанса. Ощущение чистоты, лёгкой прозрачности накрывает сразу, с первого же трека.

Naim_Solstice_Special_Edition_02.jpg

Electric Light Orchestra [2] – широченная панорама, полифония, лавина звуков, и в ней полная гармония объёма, динамики и мелодической основы. Да, заметна компрессия на громких фрагментах, но в 70-е так писали фонограммы, чтобы не перегружать магнитную ленту. Она здесь в меру и не портит впечатления. Главное на этом диске – монолитная цельность общей картины, убедительная стена звука, хотя стиль ELO уж совсем не тяжёлый рок. Полифония воспринимается гармоничной и убедительной с точки зрения энергетики.

Хотя и с Оззи Осборном [3] проигрыватель справился играючи. Здесь и напор, и предельно загруженный нижний регистр, и широкая студийная панорама. Замысел продюсеров считывается легко, т.к. партии инструментов – гитар, ударных и клавишных – слышны раздельно, но выстраивают общий ритмический рисунок с прецизионно подогнанными фрагментами.

Главное на этом диске – монолитная цельность общей картины, убедительная стена звука, хотя стиль ELO уж совсем не тяжёлый рок.

Для теста на классике я выбрал оригинальную пластинку 1964 года, выпущенную в Голландии на лейбле Philips [4]. Старомодные приёмы записи с широким передним планом, словно по линейке выстроенными инструментами на сцене и потрясающим вниманием к передаче нюансов – всё это преподносится проигрывателем очень бережно, с реальной атмосферой 60-х.

Naim_Solstice_Special_Edition_10.jpg

Naim_Solstice_Special_Edition_12.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_15.jpg   Naim_Solstice_Special_Edition_16.jpg

И, наконец, любопытный факт, на который обратили моё внимание сотрудники салона, в котором проходило прослушивание. Для головки Exuinox рекомендуется задать в фонокорректоре усиление High, так мы и слушали. Но если перевести переключатель MC Gain в положение Low, меняется не только громкость (её мы прибавили регулятором в предусилителе), но и характер звучания, причём заметно. Немного снижается драйв, облегчается самый нижний бас и возрастает детальность, особенно в верхнем спектре. Особо подчёркивается аристократизм подачи, звучание становится чуть более академичным, но остаётся столь же живым и увлекательным.

Знакомство с проигрывателем для меня оказалось вдвойне полезным. Во-первых, послушать знакомые пластинки без малейших привнесённых артефактов интересно всегда. Во-вторых, появился достойный ответ всем критикам винила: «Вы просто Naim Solstice не слышали».

Naim_Solstice_Special_Edition_01.jpg

МУЗЫКА

  1. Dead Can Dance, «Into the Labyrinth». 4AD, 1993
  2. Electric Light Orchestra, «Discovery». Jet Records, 1979
  3. Ozzy Ozbourne, «Dairy of a Madman». Epic, UK, 1981
  4. Lorin Maazel & RSO Berlin, «Mozart, Sinfonie NR.40 G-Moll, KV 550». Philips, 1966

СИСТЕМА

  • Предварительный усилитель Naim Audio NAC552 + NAPS 552DR
  • Усилитель мощности Naim Audio NAP 250DR
  • Усилитель мощности Naim Audio NAP 300DR + 300PS
  • Акустические системы Totem Acoustic Element Metal V2
  • Антивибрационная платформа Symposium Segue ISO
  • Кабели:
    • межблочные Naim Audio Super Lumina Interconnect 5-pin DIN
    • акустические Tellurium Q Ultra Black II 2 х 2 м, Tellurium Q Ultra Silver 2 х 2 м
    • силовые Tellurium Q Statement, Puritan Audio Laboratories Ultimate

Naim Solstice Special Edition

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

www.naimaudio.com/ru/solstice

Привод: пассиковый || Опорный диск: алюминий, толщина 70 мм, масса 13 кг || Шасси: алюминий + дерево, три опоры || Подшипник: с магнитной подушкой || Количество двигателей: 1 || Блок питания: выносной || Количество тонармов: один, 9 дюймов || Тонарм: Naim Aro || Головка: Equinox || Габариты: 82 x 420 x 358 мм || Масса: 25,4 кг

Equinox 

Тип: МС || Выходное напряжение: 0,4 мВ || Масса: 8 г || Профиль иглы: Microline || Частотный диапазон: 20 — 40 000 Гц || Рекомендованная прижимная сила: 2,2 – 2,4 г || Внутреннее сопротивление: 11 Ом || Рекомендованное сопротивление/емкость нагрузки: 100 Ом/1000 пФ

Фонокорректор 

Частотная характеристика: RIAA ±0,1 дБ || Отношение сигнал/шум MM/MC: < -84 (Uвх. 5 мВ)/< -83 (Uвх. 0,5 мВ) дБА || Спад на НЧ в режиме IEC: –2 дБ на 20 Гц, -3 дБ на 14 Гц || Разделение каналов: >75 дБ || Коэффициент нелинейных искажений + шум: <0,005 % || Усиление на 1 кГц MM/MC: 42/61, 67 дБ || Входное сопротивление MM/MC: 47 кОм/85 Ом – 1 кОм (16 значений) || Входная ёмкость MM/MC: 100/ 100 — 4600 пФ (16 значений) || Перегрузочная способность MM/MC: 22/23 дБ || Максимальное выходное напряжение: 8 В || Входы: стерео RCA || Выходы: стерео RCA, 5 pin DIN, 8 pin DIN || Питание: +/-18 В DC @3 00 мА || Отделка: чёрная, прозрачный акрил || Масса нетто: 3,4 кг || Габариты: 214 х 70 х 329 мм


Источник: salonav.com

Наша афиша | Вся афиша

Наша афиша | Вся афиша